Учебник по биологии УМК Колесов и др. (Дрофа, «зелёный»), ознакомительные фрагменты: Глава 1. Науки, изучающие организм человека. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Биология Колесов Глава 1 учебника 2019.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
Глава 1. Науки, изучающие
организм человека
§ 1. Науки о человеке. Здоровье и его охрана
АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ГИГИЕНА; ЗДОРОВЬЕ, ФАКТОРЫ, СОХРАНЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ; ФАКТОРЫ РИСКА.
- Как изучают строение и функции человеческого организма?
- Почему опыты на животных позволяют лучше понять функции организма человека?
- Что такое психология?
- Что такое здоровье? Как его сохранить?
Задания (стр.16)
- Составьте и заполните таблицу «Науки, изучающие человека». Для заполнения столбца «Предмет изучения» используйте предложенные ниже варианты формулировок:
а) строение человека и его органов;
б) функции человеческого организма;
в) духовная деятельность человека;
г) влияние природной среды, быта и труда на здоровье человека с целью охраны здоровья населения. - Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение или презентацию о современных методах исследования человека.
- Вместе с учителем и одноклассниками организуйте экскурсию на местную СЭС. Подготовьте вопросы, ответы на которые вы хотели бы получить в ходе этой экскурсии. Составьте отчёт.
- Объясните, почему факторы, нарушающие здоровье, называют факторами риска.
§ 2. Становление наук о человеке
ГЕРАКЛИТ, АРИСТОТЕЛЬ, ГИППОКРАТ, КЛАВДИЙ ГАЛЕН, ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, РАФАЭЛЬ САНТИ, АНДРЕАС ВЕЗАЛИЙ, УИЛЬЯМ ГАРВЕЙ, ЛУИ ПАСТЕР, ИЛЬЯ МЕЧНИКОВ. Изучение человека в эпоху Возрождения. Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней.
- Что вам известно о древней греко-римской культуре?
- С какими именами она связана?
- Почему эпоха Возрождения получила такое название?
Вопросы (стр.21)
- Как представлял Гераклит происходящие в природе процессы?
- Кому из учёных принадлежит термин «организм»? Какое свойство живой природы было отмечено в этом названии?
- Как решал Аристотель проблему души и тела?
- Кто из античных философов впервые заинтересовался проблемами гигиены и охраны здоровья?
- Чем вы можете объяснить, что Средние века явились периодом застоя в изучении человека, его строения и особенностей жизнедеятельности?
- Какой вклад в науку о кровообращении внесли Везалий и Гарвей?
- Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?
Задания (стр.21)
- Систематизируйте знания, полученные из этого параграфа. Составьте и заполните таблицу «Учёные и их достижения в изучении человека».
- Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение или презентацию о современных достижениях медицины или фармакологии — науки о лекарственных веществах и их действии на организм.
Основные положения главы 1
Строение тела и органов изучает анатомия, функции — физиология, общие закономерности психических процессов, индивидуально-личностные свойства и поведение человека — психология. Изучением влияния природных условий, труда и быта на организм занимается гигиена. Она разрабатывает методы охраны и поддержания здоровья.
Здоровье человека — одна из самых важных ценностей. Согласно определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Важнейшими факторами, сохраняющими здоровье, являются физическая активность, закаливание организма, соблюдение режима дня и правил гигиены, сбалансированное качественное питание.
Факторы, нарушающие здоровье, или факторы риска, — это инфекции и отравления, переохлаждения и перегрев организма, недостаток движения, неправильное питание, вредные привычки.
Науки о строении и функциях человеческого тела возникли ещё в античные времена в связи с потребностями медицины. Они успешно развивались в трудах Аристотеля, Гиппократа, Везалия, Гарвея. Развитие этих наук в наши дни во многом связано с совершенствованием техники и технологий.
Вы смотрели: Учебник по биологии УМК Колесов и др. (Дрофа, «зелёный»), ознакомительные фрагменты. Цитаты из пособия «Колесов, Беляев, Маш: Биология. 8 класс. Человек. 7-е издание — Дрофа, 2019» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Биология Колесов Глава 1 учебника.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.