Учебник по биологии УМК Колесов и др. (Дрофа, «зелёный»), ознакомительные фрагменты: Глава 3. Строение организма. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Биология Колесов Глава 3 учебника 2019.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
Глава 3. Строение организма
Из этой главы вы узнаете
■ где расположены внутренние органы;
■ каково строение клеток и тканей и как они функционируют;
■ как выполняют свои функции нервные клетки.
Вы научитесь
■ пользоваться анатомическими рисунками для определения расположения внутренних органов в своём теле;
■ работать с микроскопом, наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
■ анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги.
§ 6. Общий обзор организма
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОЛОСТИ ТЕЛА, ОРГАНЫ,
ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ, СИСТЕМЫ ОРГАНОВ.
- Каковы уровни организации млекопитающих животных?
- В чём сходство в строении тела человека и млекопитающих животных?
Вопросы (стр.39)
- В чём суть понятий: молекулярный, клеточный, тканевый и организменный уровни организации?
- Какие полости существуют в организме человека?
- Приведите определение понятия «орган».
- Что такое система органов?
- Какие системы относят к регуляторным и почему? Как вы считаете, какая из этих систем появилась первой в процессе эволюции?
Задания (стр.40)
- Рассмотрев рисунок 4, найдите у себя грудную и брюшную полости.
- Выпишите известные вам названия органов, относящиеся к системе кровообращения, к дыхательной, пищеварительной и выделительной системам.
- Приведите примеры структур, находящихся на разных уровнях организации.
§ 7. Клеточное строение организма
КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА, ЯДРО, ЦИТОПЛАЗМА, ХРОМОСОМЫ, ГЕНЫ, ОРГАНОИДЫ, ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ, РИБОСОМЫ, МИТОХОНДРИИ, АППАРАТ ГОЛЬДЖИ, ЛИЗОСОМЫ, ЦЕНТРИОЛИ, ДЕЛЕНИЕ, ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ, РОСТ, РАЗВИТИЕ, ПОКОЙ, ВОЗБУЖДЕНИЕ.
- Каково строение животной клетки?
- Какую функцию выполняют хромосомы?
- Как происходит деление клетки?
Вопросы (стр.47)
- Какие функции выполняет клеточная мембрана?
- Каковы функции ядра и ядрышка?
- Сколько хромосом имеют половые клетки человека — сперматозоид и яйцеклетка? Как вы думаете, почему число хромосом в половых клетках вдвое меньше, чем в клетках тела?
- Назовите основные органоиды клетки.
- Какие процессы жизнедеятельности характерны для большинства клеток человеческого организма?
- Какие органоиды, характерные для клеток других организмов, отсутствуют в клетках человека? С чем связаны эти отличия?
- Объясните, чем различаются рост и развитие клеток.
Задания (стр.48)
- Сравните внешнюю и внутреннюю среду организма человека. В чём их сходство и различия?
- В стиральные порошки иногда добавляют ферменты. Будут ли они действовать при кипячении белья и после него? Ответ поясните.
- Составьте и заполните таблицу «Основные органоиды и структуры клетки: строение и функции».
§ 8. Ткани
ТКАНИ: ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ, СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ, МЫШЕЧНЫЕ, НЕРВНАЯ; НЕЙРОНЫ, ДЕНДРИТЫ, АКСОН, НЕЙРОГЛИЯ, НЕРВНОЕ ВОЛОКНО, СИНАПС.
- Из какой ткани состоит кожа, стенки полости рта, ушные и носовые хрящи?
- Можно ли ушную раковину считать тканью?
Вопросы (стр.55)
- Что называют тканью?
- Какие ткани вы знаете? Составьте и заполните схему «Многообразие тканей».
- Чем соединительные ткани отличаются от эпителиальных?
- Какие виды эпителиальной и соединительной ткани вы знаете?
- Какими свойствами обладают клетки мышечной ткани — гладкой, скелетной, сердечной?
- Какие функции выполняют клетки нейроглии?
- Каково строение и свойства нейронов?
- Сравните дендриты и аксоны. В чём их сходство и в чём принципиальные различия?
- Что такое синапс? Расскажите о принципах его работы.
Задания (стр.56)
- Отыщите у себя или у своих знакомых на коже шрамы. Определите, из какой ткани они состоят. Объясните, почему они не загорают и отличаются по структуре от здоровых участков кожи.
- Посмотрите под микроскопом образцы эпителиальных и соединительных тканей. С помощью рисунков 16 и 17 расскажите об их строении.
- На рисунке 20 найдите тело нейрона, ядро, дендриты и аксон. Определите, в каком направлении по отросткам пойдут нервные импульсы, если клетка будет возбуждена.
- Известно, что грудную и брюшную полости разделяет диафрагма, участвующая в дыхании. Из гладких или поперечнополосатых мышц она состоит? Задержите дыхание, сделайте произвольный вдох и выдох и ответьте на этот вопрос.
- Существует множество классификаций нейронов. Некоторые из них вам уже известны. Используя дополнительные источники информации, предложите другие классификации, отличные от представленных в учебнике.
§ 9. Рефлекторная регуляция
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, РЕФЛЕКС, РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА, РЕЦЕПТОР, РАБОЧИЙ ОРГАН, РЕФЛЕКСОГЕННАЯ ЗОНА, ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ.
- Что входит в состав центральной нервной системы, а что — в состав периферической?
- Что такое рефлекс?
Вопросы (стр.60)
- Что такое рефлекс и рефлекторная дуга? Приведите пример рефлекторной дуги.
- Как по-другому называют врождённые рефлексы и рефлексы, приобретённые в процессе жизни? Как вы думаете, почему они получили такие названия?
- Какими свойствами обладают рецепторы?
- Где расположены тела чувствительных нейронов?
- Какую функцию выполняют вставочные и исполнительные нейроны?
- Объясните необходимость наличия обратных связей в нервной системе.
Задания (стр.60)
- Используя рисунок 21, зарисуйте рефлекторную дугу мигательного рефлекса и укажите её части.
- Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится. Проанализируйте это явление и укажите его возможные причины. Предположите, какие процессы в синапсах рефлекторной дуги могут вызвать торможение рефлекторной реакции.
- Проверьте, существует ли возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Если вам это удалось, объясните, почему это произошло.
- Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка. Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях.
- Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.
Основные положения главы 3
Человеческий организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани — органы, органы — системы органов, а те — организм в целом.
Среду, в которой находится организм, называют внешней, внутренней средой называют среду, в которой функционируют клетки тела. По форме и строению клетки разнообразны, но по структуре сходны. Каждая клетка имеет клеточную мембрану. Ядро клетки содержит хромосомы, в которых заключена вся наследственная информация организма. Участки ДНК, ответственные за синтез определённого белка и контролирующие определённые наследственные признаки, называют генами. В цитоплазме клетки имеются органоиды: рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть, центриоли. Они обеспечивают жизнедеятельность клетки. Благодаря процессам обмена веществ и энергии клетка может выполнять свои функции, расти, развиваться и делиться. Существенную роль в обмене веществ играют ферменты. Клетки могут находиться в состоянии возбуждения или в состоянии покоя.
В организме различают четыре вида тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную. Эпителиальные ткани участвуют в формировании покровов и желёз, соединительные — в формировании костей, хрящей, крови, жировых и других образований. Мышечные ткани способны сокращаться. Они бывают гладкие и поперечнополосатые. Нервная ткань специализируется на приёме, обработке и передаче информации. Главными её элементами являются нейроны. Они состоят из тела и отростков: дендритов и аксона. Дендриты получают информацию и передают её к телу нейрона. По аксону информация передаётся другим клеткам. В местах контакта аксона с этими клетками образуются синапсы.
Работа нервной системы основана на рефлекторном принципе. Рефлекс — это стандартная ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Путь, по которому проходит нервный импульс во время рефлекторной реакции, называют рефлекторной дугой. С точки зрения анатомии рефлекторная дуга — это цепочка нервных клеток. Начинается рефлекторная дуга с чувствительной структуры — рецептора, воспринимающего определённое раздражение (механическое или световое, звуковое или температурное и т. д.). Вторую часть дуги составляют структуры, передающие сигнал в центральную нервную систему. И наконец, управляющий сигнал из центральной нервной системы по отросткам исполнительных нейронов достигает рабочего органа (мышцы или железы). Рефлексы бывают врождённые (безусловные) и приобретённые в процессе жизни (условные).
В рефлекторной регуляции участвуют центральная нервная система — спинной и головной мозг и периферическая нервная система — нервы, нервные окончания и нервные узлы.
Вы смотрели: Учебник по биологии УМК Колесов и др. (Дрофа, «зелёный»), ознакомительные фрагменты. Цитаты из пособия «Колесов, Беляев, Маш: Биология. 8 класс. Человек. 7-е издание — Дрофа, 2019» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Биология Колесов Глава 3 учебника.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.