Биология Колесов Глава 3

Учебник по биологии УМК Колесов и др. (Дрофа, «зелёный»), ознакомительные фрагменты: Глава 3. Строение организма. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Биология Колесов Глава 3 учебника 2019.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Глава 3. Строение организма

Из этой главы вы узнаете
■ где расположены внутренние органы;
■ каково строение клеток и тканей и как они функционируют;
■ как выполняют свои функции нервные клетки.

Вы научитесь
■ пользоваться анатомическими рисунками для определения расположения внутренних органов в своём теле;
■ работать с микроскопом, наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
■ анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги.

§ 6. Общий обзор организма

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОЛОСТИ ТЕЛА, ОРГАНЫ,
ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ, СИСТЕМЫ ОРГАНОВ.

  1. Каковы уровни организации млекопитающих животных?
  2. В чём сходство в строении тела человека и млекопитающих животных?

Вопросы (стр.39)

  1. В чём суть понятий: молекулярный, клеточный, тканевый и организменный уровни организации?
  2. Какие полости существуют в организме человека?
  3. Приведите определение понятия «орган».
  4. Что такое система органов?
  5. Какие системы относят к регуляторным и почему? Как вы считаете, какая из этих систем появилась первой в процессе эволюции?

Задания (стр.40)

  1. Рассмотрев рисунок 4, найдите у себя грудную и брюшную полости.
  2. Выпишите известные вам названия органов, относящиеся к системе кровообращения, к дыхательной, пищеварительной и выделительной системам.
  3. Приведите примеры структур, находящихся на разных уровнях организации.

 

§ 7. Клеточное строение организма

КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА, ЯДРО, ЦИТОПЛАЗМА, ХРОМОСОМЫ, ГЕНЫ, ОРГАНОИДЫ, ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ, РИБОСОМЫ, МИТОХОНДРИИ, АППАРАТ ГОЛЬДЖИ, ЛИЗОСОМЫ, ЦЕНТРИОЛИ, ДЕЛЕНИЕ, ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ, РОСТ, РАЗВИТИЕ, ПОКОЙ, ВОЗБУЖДЕНИЕ.

  1. Каково строение животной клетки?
  2. Какую функцию выполняют хромосомы?
  3. Как происходит деление клетки?

Вопросы (стр.47)

  1. Какие функции выполняет клеточная мембрана?
  2. Каковы функции ядра и ядрышка?
  3. Сколько хромосом имеют половые клетки человека — сперматозоид и яйцеклетка? Как вы думаете, почему число хромосом в половых клетках вдвое меньше, чем в клетках тела?
  4. Назовите основные органоиды клетки.
  5. Какие процессы жизнедеятельности характерны для большинства клеток человеческого организма?
  6. Какие органоиды, характерные для клеток других организмов, отсутствуют в клетках человека? С чем связаны эти отличия?
  7. Объясните, чем различаются рост и развитие клеток.

Задания (стр.48)

  1. Сравните внешнюю и внутреннюю среду организма человека. В чём их сходство и различия?
  2. В стиральные порошки иногда добавляют ферменты. Будут ли они действовать при кипячении белья и после него? Ответ поясните.
  3. Составьте и заполните таблицу «Основные органоиды и структуры клетки: строение и функции».

 

§ 8. Ткани

ТКАНИ: ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ, СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ, МЫШЕЧНЫЕ, НЕРВНАЯ; НЕЙРОНЫ, ДЕНДРИТЫ, АКСОН, НЕЙРОГЛИЯ, НЕРВНОЕ ВОЛОКНО, СИНАПС.

  1. Из какой ткани состоит кожа, стенки полости рта, ушные и носовые хрящи?
  2. Можно ли ушную раковину считать тканью?

Вопросы (стр.55)

  1. Что называют тканью?
  2. Какие ткани вы знаете? Составьте и заполните схему «Многообразие тканей».
  3. Чем соединительные ткани отличаются от эпителиальных?
  4. Какие виды эпителиальной и соединительной ткани вы знаете?
  5. Какими свойствами обладают клетки мышечной ткани — гладкой, скелетной, сердечной?
  6. Какие функции выполняют клетки нейроглии?
  7. Каково строение и свойства нейронов?
  8. Сравните дендриты и аксоны. В чём их сходство и в чём принципиальные различия?
  9. Что такое синапс? Расскажите о принципах его работы.

Задания (стр.56)

  1. Отыщите у себя или у своих знакомых на коже шрамы. Определите, из какой ткани они состоят. Объясните, почему они не загорают и отличаются по структуре от здоровых участков кожи.
  2. Посмотрите под микроскопом образцы эпителиальных и соединительных тканей. С помощью рисунков 16 и 17 расскажите об их строении.
  3. На рисунке 20 найдите тело нейрона, ядро, дендриты и аксон. Определите, в каком направлении по отросткам пойдут нервные импульсы, если клетка будет возбуждена.
  4. Известно, что грудную и брюшную полости разделяет диафрагма, участвующая в дыхании. Из гладких или поперечнополосатых мышц она состоит? Задержите дыхание, сделайте произвольный вдох и выдох и ответьте на этот вопрос.
  5. Существует множество классификаций нейронов. Некоторые из них вам уже известны. Используя дополнительные источники информации, предложите другие классификации, отличные от представленных в учебнике.

 

§ 9. Рефлекторная регуляция

ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, РЕФЛЕКС, РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА, РЕЦЕПТОР, РАБОЧИЙ ОРГАН, РЕФЛЕКСОГЕННАЯ ЗОНА, ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ.

  1. Что входит в состав центральной нервной системы, а что — в состав периферической?
  2. Что такое рефлекс?

Вопросы (стр.60)

  1. Что такое рефлекс и рефлекторная дуга? Приведите пример рефлекторной дуги.
  2. Как по-другому называют врождённые рефлексы и рефлексы, приобретённые в процессе жизни? Как вы думаете, почему они получили такие названия?
  3. Какими свойствами обладают рецепторы?
  4. Где расположены тела чувствительных нейронов?
  5. Какую функцию выполняют вставочные и исполнительные нейроны?
  6. Объясните необходимость наличия обратных связей в нервной системе.

Задания (стр.60)

  1. Используя рисунок 21, зарисуйте рефлекторную дугу мигательного рефлекса и укажите её части.
  2. Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится. Проанализируйте это явление и укажите его возможные причины. Предположите, какие процессы в синапсах рефлекторной дуги могут вызвать торможение рефлекторной реакции.
  3. Проверьте, существует ли возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Если вам это удалось, объясните, почему это произошло.
  4. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка. Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях.
  5. Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.

 

Основные положения главы 3

Человеческий организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани — органы, органы — системы органов, а те — организм в целом.

Среду, в которой находится организм, называют внешней, внутренней средой называют среду, в которой функционируют клетки тела. По форме и строению клетки разнообразны, но по структуре сходны. Каждая клетка имеет клеточную мембрану. Ядро клетки содержит хромосомы, в которых заключена вся наследственная информация организма. Участки ДНК, ответственные за синтез определённого белка и контролирующие определённые наследственные признаки, называют генами. В цитоплазме клетки имеются органоиды: рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть, центриоли. Они обеспечивают жизнедеятельность клетки. Благодаря процессам обмена веществ и энергии клетка может выполнять свои функции, расти, развиваться и делиться. Существенную роль в обмене веществ играют ферменты. Клетки могут находиться в состоянии возбуждения или в состоянии покоя.

В организме различают четыре вида тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную. Эпителиальные ткани участвуют в формировании покровов и желёз, соединительные — в формировании костей, хрящей, крови, жировых и других образований. Мышечные ткани способны сокращаться. Они бывают гладкие и поперечнополосатые. Нервная ткань специализируется на приёме, обработке и передаче информации. Главными её элементами являются нейроны. Они состоят из тела и отростков: дендритов и аксона. Дендриты получают информацию и передают её к телу нейрона. По аксону информация передаётся другим клеткам. В местах контакта аксона с этими клетками образуются синапсы.

Работа нервной системы основана на рефлекторном принципе. Рефлекс — это стандартная ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Путь, по которому проходит нервный импульс во время рефлекторной реакции, называют рефлекторной дугой. С точки зрения анатомии рефлекторная дуга — это цепочка нервных клеток. Начинается рефлекторная дуга с чувствительной структуры — рецептора, воспринимающего определённое раздражение (механическое или световое, звуковое или температурное и т. д.). Вторую часть дуги составляют структуры, передающие сигнал в центральную нервную систему. И наконец, управляющий сигнал из центральной нервной системы по отросткам исполнительных нейронов достигает рабочего органа (мышцы или железы). Рефлексы бывают врождённые (безусловные) и приобретённые в процессе жизни (условные).

В рефлекторной регуляции участвуют центральная нервная система — спинной и головной мозг и периферическая нервная система — нервы, нервные окончания и нервные узлы.

 


Вы смотрели: Учебник по биологии УМК Колесов и др. (Дрофа, «зелёный»), ознакомительные фрагменты. Цитаты из пособия «Колесов, Беляев, Маш: Биология. 8 класс. Человек. 7-е издание — Дрофа, 2019» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Биология Колесов Глава 3 учебника.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней