Биология Конспект №11

Конспект по биологии 8 класс кратко параграф 11 + Доп.материал. Краткое содержание и краткий пересказ § 11. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЖИВОТНЫХ по учебнику Пасечника. Код материалов: Биология Конспект №11.
Вернуться к Списку конспектов

Конспект по § 11. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЖИВОТНЫХ

Краткое содержание параграфа 11

Параграф посвящён механизмам координации и регуляции жизнедеятельности у животных. Он описывает два основных способа регуляции: гуморальную и нервную. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов — биологически активных веществ, которые вырабатываются железами и разносятся жидкостями организма, влияя на работу органов. Нервная система, состоящая из нейронов, обеспечивает быструю передачу сигналов в виде нервных импульсов и рефлекторные ответы на раздражения. Уровень развития нервной системы определяет сложность поведения животных, от простой сети у гидры до высокоорганизованного головного мозга у позвоночных. Оба механизма — гуморальный и нервный — тесно взаимосвязаны и образуют единую систему нейрогуморальной регуляции, которая обеспечивает согласованную работу всего организма.

Конспект по пунктам параграфа

Гуморальная регуляция.

  • Гормоны — это биологически активные вещества, играющие большую роль в регуляции.
  • Специфичность — свойство гормонов оказывать целенаправленное действие на другие ткани и органы.
  • Гормональная регуляция — это регулирующее воздействие гормонов на функции организма. Она является частью гуморальной регуляции (осуществляется с помощью жидкостей).
  • У человека и позвоночных гормоны вырабатываются эндокринными железами, которые образуют эндокринную систему.
  • Гормоны функционируют как химические посредники, перенося информацию к клеткам-мишеням.
  • В гуморальной регуляции также участвуют продукты обмена веществ (например, углекислый газ, влияющий на дыхание).

Нервная система.

  • Нервная система обеспечивает быструю связь между частями организма и с внешней средой.
  • Основные клетки нервной ткани — нейроны. Каждый нейрон состоит из тела, коротких и одного длинного отростков.
  • Нервный импульс — сигнал, возникающий в нейроне при раздражении.
  • Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая с помощью нервной системы.
  • Уровень развития нервной системы определяет сложность поведения:
    • У гидры — сетевидная нервная система.
    • У прудовика — узловая.
    • У позвоночных — из головного и спинного мозга с нервами.
  • Главный координирующий центр у позвоночных — головной мозг, состоит из пяти отделов: продолговатого мозга, мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга и переднего мозга, состоящего из двух полушарий.
    • Продолговатый мозг: координирует жизненно важные рефлексы (дыхание, сердцебиение).
    • Мозжечок: координирует сложные движения и равновесие.
    • Передний мозг (с корой больших полушарий) — центр высшей нервной деятельности у млекопитающих.
  • С нервной системой тесно связаны органы чувств.

Нейрогуморальная регуляция.

  • Жизнедеятельность координируется за счёт совместного действия гуморальной и нервной регуляции.
  • Гуморальная регуляция координирует длительные процессы (рост, развитие).
  • Нервная регуляция позволяет быстро реагировать на раздражения.

Рис. 32. Строение нейрона Рис. 33. Нервная система пресноводной гидры Рис. 34. Нервная система планарии Рис. 35. Нервная система собаки

Это может быть интересно

Адреналин — гормон «бей или беги». Когда животное (или человек) пугается, надпочечники выбрасывают в кровь адреналин. Он заставляет сердце биться чаще, расширяет зрачки и мобилизует запасы глюкозы, чтобы организм мог мгновенно отреагировать на опасность. Этот рефлекс мог спасти жизнь древнему предку, столкнувшемуся с хищником.

Почему у дождевого червя нет такого сложного мозга, как у собаки? Эволюция нервной системы напрямую связана с образом жизни. Малоподвижному червю, живущему в почве, достаточно простой нервной цепочки. А активной собаке, которая охотится, ориентируется на местности и общается в стае, необходим сложный мозг с развитой корой больших полушарий для обучения и сложного поведения.

Насекомые видят мир иначе. У многих насекомых, например у пчел, есть сложные фасеточные глаза. Они состоят из тысяч маленьких «глазков»-фасеток и дают мозаичное изображение. Кроме того, пчелы видят ультрафиолетовый свет, который невидим для человека! Это помогает им находить нектар на цветах, которые имеют специальные узоры в УФ-спектре.

 

 


Вы смотрели: конспект по биологии к учебнику 8 класса §11. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЖИВОТНЫХ. Краткое содержание темы учебника. Код материалов: Биология Конспект №11.
Вернуться к Списку конспектов по биологии

Один комментарий к “Биология Конспект №11”

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней