Конспект по биологии 8 класс кратко параграф 11 + Доп.материал. Краткое содержание и краткий пересказ § 11. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЖИВОТНЫХ по учебнику Пасечника. Код материалов: Биология Конспект №11.
Вернуться к Списку конспектов
Конспект по § 11. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЖИВОТНЫХ
Краткое содержание параграфа 11
Параграф посвящён механизмам координации и регуляции жизнедеятельности у животных. Он описывает два основных способа регуляции: гуморальную и нервную. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов — биологически активных веществ, которые вырабатываются железами и разносятся жидкостями организма, влияя на работу органов. Нервная система, состоящая из нейронов, обеспечивает быструю передачу сигналов в виде нервных импульсов и рефлекторные ответы на раздражения. Уровень развития нервной системы определяет сложность поведения животных, от простой сети у гидры до высокоорганизованного головного мозга у позвоночных. Оба механизма — гуморальный и нервный — тесно взаимосвязаны и образуют единую систему нейрогуморальной регуляции, которая обеспечивает согласованную работу всего организма.
Конспект по пунктам параграфа
Гуморальная регуляция.
- Гормоны — это биологически активные вещества, играющие большую роль в регуляции.
- Специфичность — свойство гормонов оказывать целенаправленное действие на другие ткани и органы.
- Гормональная регуляция — это регулирующее воздействие гормонов на функции организма. Она является частью гуморальной регуляции (осуществляется с помощью жидкостей).
- У человека и позвоночных гормоны вырабатываются эндокринными железами, которые образуют эндокринную систему.
- Гормоны функционируют как химические посредники, перенося информацию к клеткам-мишеням.
- В гуморальной регуляции также участвуют продукты обмена веществ (например, углекислый газ, влияющий на дыхание).
Нервная система.
- Нервная система обеспечивает быструю связь между частями организма и с внешней средой.
- Основные клетки нервной ткани — нейроны. Каждый нейрон состоит из тела, коротких и одного длинного отростков.
- Нервный импульс — сигнал, возникающий в нейроне при раздражении.
- Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая с помощью нервной системы.
- Уровень развития нервной системы определяет сложность поведения:
- У гидры — сетевидная нервная система.
- У прудовика — узловая.
- У позвоночных — из головного и спинного мозга с нервами.
- Главный координирующий центр у позвоночных — головной мозг, состоит из пяти отделов: продолговатого мозга, мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга и переднего мозга, состоящего из двух полушарий.
- Продолговатый мозг: координирует жизненно важные рефлексы (дыхание, сердцебиение).
- Мозжечок: координирует сложные движения и равновесие.
- Передний мозг (с корой больших полушарий) — центр высшей нервной деятельности у млекопитающих.
- С нервной системой тесно связаны органы чувств.
Нейрогуморальная регуляция.
- Жизнедеятельность координируется за счёт совместного действия гуморальной и нервной регуляции.
- Гуморальная регуляция координирует длительные процессы (рост, развитие).
- Нервная регуляция позволяет быстро реагировать на раздражения.

Это может быть интересно
Адреналин — гормон «бей или беги». Когда животное (или человек) пугается, надпочечники выбрасывают в кровь адреналин. Он заставляет сердце биться чаще, расширяет зрачки и мобилизует запасы глюкозы, чтобы организм мог мгновенно отреагировать на опасность. Этот рефлекс мог спасти жизнь древнему предку, столкнувшемуся с хищником.
Почему у дождевого червя нет такого сложного мозга, как у собаки? Эволюция нервной системы напрямую связана с образом жизни. Малоподвижному червю, живущему в почве, достаточно простой нервной цепочки. А активной собаке, которая охотится, ориентируется на местности и общается в стае, необходим сложный мозг с развитой корой больших полушарий для обучения и сложного поведения.
Насекомые видят мир иначе. У многих насекомых, например у пчел, есть сложные фасеточные глаза. Они состоят из тысяч маленьких «глазков»-фасеток и дают мозаичное изображение. Кроме того, пчелы видят ультрафиолетовый свет, который невидим для человека! Это помогает им находить нектар на цветах, которые имеют специальные узоры в УФ-спектре.
Вы смотрели: конспект по биологии к учебнику 8 класса §11. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЖИВОТНЫХ. Краткое содержание темы учебника. Код материалов: Биология Конспект №11.
Вернуться к Списку конспектов по биологии
мне нравится этот ученик в нём всё подробно и понятно