Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни). Биология Пасечник Учебник §25 «Паукообразные». Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника «Биология : 8-й класс : базовый уровень : учебник / Пасечник, Суматохин, Гапонюк ; под ред. В.В.Пасечника. — 272 с.» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 8 класс (УМК п/р Пасечника) § 25.
<< § 24 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 26 >>
25. ПАУКООБРАЗНЫЕ
ВСПОМНИТЕ:
1. Какие функции выполняют конечности у членистоногих?
2. Чем питаются пауки?
Класс Паукообразные объединяет свыше 60 тыс. видов наземных членистоногих без усиков с простыми глазами и четырьмя парами длинных ходильных ног. В природе часто встречаются пауки, клещи, скорпионы, сенокосцы и др. (рис. 83).
Сенокосцы имеют очень длинные тонкие ноги. Слитная головогрудь у них без перетяжки соединена с брюшком. Тело сенокосцев буроватое, до 9 мм длиной, а ноги достигают 54 мм. Сенокосцы не выделяют паутины и по ночам активно охотятся на мелких насекомых и моллюсков. Обитают сенокосцы на стволах деревьев, стенах домов, заборах, поверхности почвы, в траве и растительной подстилке. Если кто-либо схватит сенокосца за ногу, она легко оторвётся, а сенокосец может спастись бегством. Но утраченные ноги не восстанавливаются.
Скорпионы — самые крупные паукообразные, длиной от 1 до 20 см. Они распространены в странах с тёплым и жарким климатом. В нашей стране они встречаются в низовьях Волги и на Кавказе. Слитная головогрудь скорпиона плотно прилегает к объёмному брюшку. Брюшко состоит из широкой передней части и узкой задней части. Оно заканчивается изогнутым крючком с острым кончиком. У основания крючка есть ядовитая железа. При уколах яд попадает в тело жертвы. Так скорпионы поражают добычу и защищаются от врагов. Днём скорпионы прячутся в норках, а по ночам охотятся на мелких животных. Самки скорпионов обычно рождают живых детёнышей.
Пауки — самые известные паукообразные, встречающиеся во всех климатических зонах. Места обитания пауков разнообразны. Они живут в почве и на её поверхности, в лесной подстилке, на растениях, под корой и камнями, в трещинах скал, в норах и гнёздах других животных, в жилище человека. Только водная среда обитания практически не освоена пауками.
Длина мелких представителей пауков составляет несколько миллиметров, а крупные тропические пауки-птпицеяды достигают более 11 см в длину. Тело пауков чётко подразделяется на головогрудь и слитное округлое брюшко, между которыми имеется перетяжка (рис. 84). Четыре пары ходильных ног нередко заканчиваются коготками. На нижней стороне брюшка находятся паутинные бородавки. На головогруди расположены глазки. Все пауки — хищники, переваривающие пищу вне кишечника. Они вводят в тело жертвы пищеварительные соки, которые растворяют её внутреннее содержимое.
Для пауков характерно образование паутины. В построенном из паутины убежище паук подстерегает добычу, укрывается от врагов, пережидает непогоду. В сплетённую из паутины ловчую сеть попадается добыча. На паутине происходит спаривание пауков, из неё самка сплетает яйцевой кокон, в ней укрывается неокрепшая молодь, на паутинках молодые паучки разносятся ветром.
Клещи — мелкие паукообразные, величина которых обычно не превышает 1 мм. Для большинства клещей характерно слияние всех отделов тела. Строение ротовых органов у клещей зависит от потребляемой пищи. Клещи, поедающие твёрдую пищу, обладают ротовым аппаратом грызущего типа. У них на челюстях есть зубцы для перетирания пищевых частиц. Клещи, питающиеся жидкой пищей, имеют колюще-сосущий ротовой аппарат. Их челюсти превращены в тонкие игловидные щетинки. Прокалывая ими покровы растений и животных, клещи высасывают питательные соки.
Клещи широко распространены в природе. Множество клещей обитает в почве, лесной подстилке, скоплениях растительных остатков. Здесь одни клещи питаются дрожжевыми грибками и одноклеточными водорослями, другие — мельчайшими животными. Разлагая растительные остатки, клещи способствуют повышению плодородия почвы. Местами обитания клещей также являются гниющая древесина, грибы, лишайники, мхи, части растений, гнёзда птиц, жилища зверей и других животных. Особая группа клещей обитает в пыли жилых помещений, в матрацах, подушках, постельных принадлежностях. С этими клещами связана аллергенность домашней пыли.
Многие клещи — паразиты. Для человека опасен чесоточный клещ — возбудитель чесотки. Он прогрызает ходы внутри кожи, вызывая нестерпимый зуд. Чесоточные клещи легко передаются от больного к здоровому человеку. Для профилактики чесотки необходимо соблюдать чистоту рук и тела.
Для человека опасны некоторые представители группы кровососущих иксодовых клещей. Весной и в первой половине лета они нападают на человека и опасны тем, что переносят возбудителей таких заболеваний, как энцефалит, туляремия, пироплазмоз, сыпнотифозная лихорадка. Для защиты человека от кровососущих клещей важно своевременно делать профилактические прививки. Находясь в очагах распространения клещей, следует надевать защитные противоклещевые костюмы, пропитывать одежду препаратами, отпугивающими клещей. Простым приёмом предохранения от клещей является тщательный осмотр одежды и поверхности тела. Иксодовые клещи присасываются не сразу, а довольно долго ползают, отыскивая на коже подходящее место. Если клещ уже присосался, его следует удалить.
ЗАПОМНИТЕ
Класс Паукообразные • Сенокосцы • Ядовитая железа • Паутина • Скорпионы • Пауки • Клещи
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.110)
- Назовите отличительные признаки паукообразных.
- Где обитают и чем питаются клещи?
- Какие приспособления позволили паукообразным заселить сушу?
- Используя материал параграфа, интернет-источники, научно-популярную литературу, подготовьте сообщение о роли паукообразных в природе и хозяйственной деятельности человека. Сообщение представьте в виде презентации.
ПОДУМАЙТЕ!
Объясните, почему в жизни пауков паутина имеет большое значение.
Моя лаборатория
ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ ПАУКА-КРЕСТОВИКА
Цель работы: изучить внешнее строение паукообразных на примере паука-крестовика.
Материалы и оборудование: фиксированный паук-крестовик, ручная лупа, препаровальные иглы.
Ход работы:
- Рассмотрите паука-крестовика. Определите его размеры, окраску тела. Из каких отделов состоит его тело?
- Рассмотрите голову паука. Найдите глаза.
- Рассмотрите ноги паука. Определите, сколько пар ходильных ног у паука. Обратите внимание на чувствительные волоски и коготки на ногах.
- Рассмотрите брюшко паука. Есть ли на брюшке конечности? С помощью лупы рассмотрите на брюшке паутинные бородавки.
- Зарисуйте паука-крестовика в рабочей тетради и укажите отделы его тела.
- Сделайте вывод об особенностях внешнего строении паука.
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Летом в садах и лесах часто встречается паук-крестовик (рис. 85). Его тело состоит из небольшой головогруди, которая отделена перетяжкой от гладкого шарообразного брюшка. Сверху на тёмном фоне брюшка виден крестообразный узор. Отсюда название паука — крестовик.
Паук-крестовик ведёт хищный образ жизни и вооружён приспособлениями для добывания мух, которыми он обычно питается. Каждая челюсть на вершине имеет по острому подвижному коготку. Под основанием челюстей помещены ядовитые железы, вырабатывающие яд. Когда челюсти вонзаются в жертву, яд через отверстия челюстных коготков впрыскивается в тело добычи и умерщвляет её.
Впрыснутый в жертву яд действует как пищеварительный сок, размягчая её содержимое. Так происходит предварительное внекишечное пищеварение. Примерно через час паук высасывает частично переваренное жидкое содержимое добычи. От неё же остаётся только хитиновая оболочка. Твёрдую пищу паук есть не может.
Самка паука-крестовика крупнее самца. Осенью она откладывает яйца в кокон, сплетённый из тонкой паутины. Коконы самки располагают в укромных местах — под корой деревьев, под камнями. К концу осени взрослые пауки умирают, а яйца зимуют в коконе. Весной из них выходят молодые паучки.
Вы смотрели: Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни, 2023). Биология Пасечник Учебник §25. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 24 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 26 >>
мне понравилось читать
малдец
Добрый день. Не могу открыть параграф 26.