Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни). Биология Пасечник Учебник §26 «Насекомые». Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника «Биология : 8-й класс : базовый уровень : учебник / Пасечник, Суматохин, Гапонюк ; под ред. В.В.Пасечника. — 272 с.» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 8 класс (УМК п/р Пасечника) § 26.
<< § 25 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 27 >>
§ 26. НАСЕКОМЫЕ
ВСПОМНИТЕ:
1. Как по внешнему виду можно отличить насекомое от другого животного?
2. Какие приспособления к полёту есть у насекомых?
Класс Насекомые. Общая характеристика
Класс Насекомые объединяет более миллиона видов членистоногих с шестью ногами (рис. 86). Размеры самых мелких насекомых составляют около 0,25 мм. Таковы наездники-яйцееды. Крупные представители класса, например бабочка бразильская совка агриппа, достигают в размахе крыльев почти 30 см. Насекомые приспособились к жизни в самых разных условиях. Они необычайно широко распространены на суше. Наиболее разнообразен мир насекомых в тропиках. В более умеренных широтах число их видов не так велико. Насекомых можно встретить даже в засушливых пустынях. Так, в безводной южноафриканской пустыне Намиб живёт жук-краснотелка.
Разные насекомые обитают в пещерах. Мелкие насекомые встречаются за полярным кругом — среди лишайников и мхов на голых скалах, которые большую часть года покрывает снег. Бескрылых комаров-дергунов находят на островах Антарктики.
Приспособившись к полёту, крылатые насекомые освоили воздушную среду. Их можно встретить на высоте нескольких километров. В высоких слоях атмосферы легко парят мелкие мушки. Насекомые есть на океанических островках, которые на тысячи километров отдалены от остальной суши. На поверхности суши насекомые заселяют вершины даже самых высоких деревьев. Все участки крон деревьев, весь травянистый покров, все мхи и лишайники, весь слой почвы с корнями растений, а иногда и более глубокие её части освоены насекомыми.
Насекомые живут в тканях растений, паразитируют в телах животных, а некоторые, например клопы-водомерки, обитают на поверхности воды. Многие насекомые освоили водную среду.
Несмотря на разные условия обитания и огромное видовое разнообразие, по внешнему виду насекомое несложно отличить от другого животного. Тело насекомого разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко. На голове расположены основные органы чувств, позволяющие ориентироваться в пространстве, и ротовые органы, служащие для захвата пищи. Грудь несёт двигательные конечности — ноги и крылья, имеющиеся у большинства взрослых насекомых. В брюшке сосредоточена большая часть внутренних органов.
Внешнее строение насекомых.
Особенности внешнего строения насекомых рассмотрим на примере майского жука (рис. 87, а). Тело майского жука состоит из головы, груди и брюшка. На голове расположены ротовые органы и органы чувств. По бокам головы жука находятся два сложных (фасеточных) глаза. Каждый состоит из множества простых глазков. Впереди глаз видна пара усиков с несколькими расширенными пластинками на конце. Пластинки служат органом обоняния. У самца майского жука они развиты сильнее, чем у самки. Голова как бы вдавлена в переднюю часть груди. Жук может наклонять голову, но не способен поворачивать её в стороны. На груди расположены три пары ног и крылья.
На спинной стороне жука видны жёсткие надкрылья. Это изменённые передние крылья. Надкрылья защищают задние перепончатые крылья и спинную сторону брюшка с мягкими покровами. Жёсткие передние крылья — характерный признак всех жуков, которых объединяют в отряд жесткокрылых. Перед полётом жук поднимает и отводит в стороны надкрылья, расправляет сложенные под ними крылья и взлетает.
У многих других насекомых, например бабочек, стрекоз, пчёл, все четыре крыла по плотности одинаковые. Крылья есть у большинства взрослых насекомых, но не у всех. Их не имеют блохи, клопы, вши и некоторые другие насекомые. Обычно это связано с приспособлением к паразитизму.
С грудью жука соединено брюшко, оно состоит из восьми сегментов. Если приподнять надкрылья жука и раздвинуть тонкие перепончатые крылья, то на каждом членике будут видны маленькие отверстия — дыхальца.
Внутреннее строение насекомых
Полость тела насекомых заполнена жировыми клетками, которые образуют жировое тело. Это запас питательных веществ (рис. 87, б).
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Взрослый майский жук питается листьями деревьев и кустарников. Заострёнными концами верхних челюстей он отгрызает небольшой кусочек листа, а зазубренными краями нижних челюстей измельчает его. Ротовые органы, которыми насекомые откусывают и измельчают твёрдую пищу, называют грызущими.
Проглоченная пища попадает в пищевод, а затем в желудок. Дальнейшее переваривание пищи и всасывание питательных веществ происходит в кишечнике. Непереваренные остатки выводятся через анальное отверстие.
В зависимости от способов питания ротовые органы насекомых имеют разное строение. У бабочек и других насекомых, питающихся жидкой пищей, ротовые органы преобразованы в тонкий и длинный хоботок и называются сосущими.
У комаров, клопов и прочих насекомых, питающихся соками растений или кровью животных, ротовой аппарат называется колюще-сосущим.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА майского жука представлена густой сетью разветвлённых внутренних трубочек — трахей. По ним воздух, попадая через наружные дыхальца, доставляется ко всем органам.
ВЫДЕЛИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ образуют мальпигиевы сосуды — пучок тонких трубочек, расположенных в полости тела.
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА у насекомых незамкнутая. Движение крови обеспечивают сокращения сердца — продольной мускулистой трубки, расположенной в спинной части над кишечником. Ритмично пульсируя, сердце толкает кровь в головной отдел тела. Обратному току крови препятствуют клапаны сердца. В полости тела кровь течёт от переднего конца к заднему. В газообмене (переносе кислорода и углекислого газа) кровь не участвует.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. В голове скопления нервных клеток образовали головной мозг. У пчёл, муравьёв и других насекомых со сложным поведением размеры головного мозга увеличены.
ПОЛОВАЯ СИСТЕМА самок насекомых состоит из парных яичников. В них образуются яйца. У самки есть семяприёмник — резервуар, в который поступают сперматозоиды, вводимые самцом. Половые органы самца представлены парой семенников.
РОСТ и РАЗВИТИЕ насекомых от откладывания яиц до появления взрослой особи у разных групп насекомых происходят неодинаково. У тараканов, саранчи, клопов из яйца выходит личинка, сходная по внешнему виду, образу жизни и питанию со взрослыми насекомыми. Маленькая личинка питается, линяет и растёт. После каждой линьки личинка становится всё более похожей на взрослое насекомое.
Во взрослом состоянии насекомые не растут и не линяют.
Развитие, при котором насекомое проходит три стадии: яйцо — личинка — взрослое насекомое, называют развитием с неполным превращением.
У бабочек, жуков, блох, мух, пчёл, ос личинки сильно отличаются от взрослых насекомых по строению и образу жизни. Так, личинок бабочек называют гусеницами. Они имеют вытянутое членистое тело и грызущий ротовой аппарат. Гусеница активно питается, растёт и накапливает запас питательных веществ, необходимых для превращения в неподвижную куколку. Внутри куколки происходит сложное преобразование организма во взрослое насекомое. Через некоторое время из покровов куколки выходит молодая бабочка.
Развитие, при котором насекомое проходит четыре стадии: яйцо — личинка — куколка — взрослое насекомое, называют развитием с полным превращением.
ЗАПОМНИТЕ:
Класс Насекомые • Развитие с неполным превращением • Развитие с полным превращением
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.115)
- Назовите характерные признаки насекомых.
- Чем отличается внешнее строение майского жука от внешнего строения речного рака?
- Чем различаются развитие насекомых с неполным превращением и развитие насекомых с полным превращением?
- Какую роль в жизни насекомых играет полёт?
- Используя рисунок 87, б, составьте план рассказа о внутреннем строении насекомых.
Моя лаборатория
ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ НАСЕКОМОГО
Цель работы: изучить внешнее строение насекомых на примере майского жука.
Материалы и оборудование: фиксированный майский жук, линейка, ручная лупа, препаровальные иглы.
Ход работы:
- Рассмотрите майского жука. Определите его размеры, окраску тела.
- Найдите три отдела у жука: голову, грудь, брюшко.
- Рассмотрите голову жука. Найдите усики — органы осязания и обоняния, глаза — органы зрения, ротовые органы, служащие для захвата пищи.
- Рассмотрите ноги жука. Определите, сколько их, к какому отделу тела они прикреплены.
- На груди жука найдите две пары крыльев: передние жёсткие надкрылья и задние перепончатые крылья. На брюшке с помощью лупы рассмотрите дыхальца.
- Зарисуйте внешний вид майского жука в рабочей тетради и укажите отделы его тела.
- Сделайте вывод.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
- Объясните, какие признаки указывают на то, что насекомые относятся к типу Членистоногие.
- Укажите, какие признаки насекомых отличают их от паукообразных.
- Какие особенности строения тела и процессов жизнедеятельности позволили насекомым завоевать сушу?
- При встряхивании ветвей деревьев и кустарников с них нередко падают божьи коровки. Упав брюшком кверху, насекомое некоторое время лежит неподвижно. Если прикоснуться к божьей коровке пинцетом, она выделяет ядовитую ярко-жёлтую капельку. Полежав немного, божья коровка начинает двигать ногами, переворачивается и медленно ползёт. А затем улетает. Прокомментируйте описанное поведение божьей коровки.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Для насекомых характерна очень развитая система органов чувств, воспринимающих различные сигналы из внешней среды. Ответные реакции на раздражители, рефлексы, во многом определяют поведение насекомых. Например, снижение степени освещённости перед закатом солнца до определённого уровня в конце мая — начале июня вызывает массовый лёт майских жуков. Насекомые, активность которых проявляется днём, попав в тёмное помещение, летят на окна, к свету. Приведённые примеры относятся к безусловным, врождённым рефлексам, определяющим простые формы поведения. Особой сложности инстинкты достигают у общественных насекомых — муравьёв, пчёл, термитов. В колониях этих насекомых особи дифференцируются на несколько групп, каждая из которых выполняет свои функции. Например, крупные муравьи-амазонки нападают на колонии других муравьёв и захватывают их куколок. Вышедшие из них муравьи занимаются постройкой муравейника, добычей пищи, уходом за молодыми амазонками. Многие муравьи приносят в своё гнездо корневых тлей, высаживают их на корни растений и щекотанием усиков заставляют выделять особые сахаристые вещества. Этими веществами муравьи питаются.
В формировании поведения насекомых большую роль играют приобретённые условные рефлексы. Они обеспечивают приспособляемость организмов к меняющимся условиям окружающей среды. Например, медоносные пчёлы могут научиться распознавать цвета, брать пищу из сосудов определённого цвета, различать геометрические фигуры. Отдельные особи, общаясь между собой, способны передавать друг другу определённую информацию, например о направлении, по которому нужно лететь за пищей.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
- Чем можно объяснить разнообразие строения ротовых органов у насекомых?
- Почему насекомые более широко распространены в природе по сравнению с паукообразными?
- Юные энтомологи, изучая развитие личинок комаров, ловили их в двух водоёмах. Один водоём был расположен на открытом участке местности, другой — в тени. Как оказалось, в одном из водных объектов преобладали личинки, в другом — куколки комаров. В каком водоёме, по вашему мнению, преобладали личинки, а в каком — куколки? Свой ответ аргументируйте.
- Если голодную муху поднести к сахарному раствору так, чтобы она коснулась его лапками, то муха выдвинет хоботок для сосания. Если сахарный раствор заменить водой, муха не будет на неё реагировать. Какие выводы можно сделать по результатам этого опыта?
ШАГИ К УСПЕХУ
КАК ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ
Эксперимент — практический метод, с помощью которого можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. Для подготовки и проведения эксперимента используйте следующую последовательность действий:
- Поставьте цель и определите задачи.
- Сформулируйте гипотезу (предположение).
- Составьте план работы и подготовьте оборудование.
- Проведите опыт и наблюдение, сформулируйте выводы.
- Объясните наблюдения на основе теоретических знаний.
- Примените полученные знания на практике.
Вы смотрели: Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни, 2023). Биология Пасечник Учебник §26. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 25 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 27 >>