Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни). Биология Пасечник Учебник §7 «Дыхание животных». Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника «Биология : 8-й класс : базовый уровень : учебник / Пасечник, Суматохин, Гапонюк ; под ред. В.В.Пасечника. — 272 с.» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 8 класс (УМК п/р Пасечника) § 7.
<< § 6 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 8 >>
§ 7. Дыхание животных
ВСПОМНИТЕ:
1. Что такое дыхание? 2. Какие органы дыхания вы знаете?
Значение дыхания.
Чтобы получать энергию, животным необходим кислород, который окисляет органические вещества. При этом образуются углекислый газ и вода, а также выделяется энергия, которая используется организмом животного для различных нужд. Совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, его использование в биологическом окислении органических веществ с освобождением энергии, удаление из организма углекислого газа, называют дыханием.
Дыхание — одна из основных жизненных функций организма. Проникновение кислорода из внешней среды в организм животного и выход молекул углекислого газа наружу называют газообменом. Его основой является диффузия — движение молекул, приводящее к переносу вещества и выравниванию его концентрации снаружи и внутри тела животного.
Газообмен через всю поверхность клетки.
Одноклеточные животные дышат, поглощая кислород всей поверхностью тела. Мелкие молекулы кислорода и углекислого газа свободно проходят сквозь клеточную мембрану одноклеточного животного. Молекулы этих газов направляются туда, где их меньше, до тех пор, пока концентрация раствора внутри клетки не станет такой же, как снаружи. Обычно содержание кислорода в окружающей среде больше, чем в организме животного, а углекислого газа — меньше. Поэтому кислород проникает внутрь одноклеточного организма, а углекислый газ выводится наружу.
Кислород расходуется на клеточное дыхание. Когда кислорода становится меньше, чем во внешней среде, новые молекулы поступают внутрь одноклеточного животного. Накопившиеся в результате жизнедеятельности молекулы углекислого газа и вредных веществ, наоборот, выходят наружу.
Дыхание в водной среде.
В связи с увеличением размеров тела у большинства многоклеточных животных дыхание обеспечивают специальные органы. Дыхание многих животных в водной среде происходит с помощью жабр.
Жабрами называют разнообразные выросты тела животных, используемые для дыхания в воде. Жабры обычно имеют вид лопастей и лепестков (рис. 21), они почти всегда тонкостенные, с большой внешней поверхностью, снабжённой густой сетью кровеносных сосудов.
Жабры постоянно омываются циркулирующей по кровеносным сосудам кровью, которая во время контакта с дыхательной поверхностью освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом. Затем кислород разносится кровью по всему организму. Таким образом, кровь также принимает участие в процессе дыхания.
Жабры есть у большинства водных беспозвоночных животных, рыб и личинок земноводных. У морских кольчатых червей из выростов кожи по обеим сторонам тела образуются перистые жабры. Жабры в виде тонких перистых выростов грудных ног имеют речные раки. С помощью ветвистых наружных жабр на ранних стадиях развития дышат личинки земноводных.
У рыб под жаберными крышками располагаются внутренние жабры. Они состоят из жаберных дуг с жаберными лепестками, обильно пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами. Заглатываемая рыбой вода попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки наружу, омывает их и снабжает кровь кислородом.
Трахейное дыхание в воздушной среде.
Фактором, ограничивающим газообмен в воздушной среде, является сухость воздуха. Поэтому важнейшим биологическим условием устойчивого газообмена в воздушной среде является поддержание дыхательной поверхности во влажном состоянии. Это связано с тем, что в кровь поступает кислород, предварительно растворённый в плёнке воды. Большинство обитающих на суше насекомых дышит с помощью системы трахей — густой сети ветвящихся трубочек, которые уходят внутрь тела (рис. 22). Изнутри стенки трахей имеют плотные спиралевидные утолщения, которые препятствуют их сплющиванию. У многих насекомых трахеи расширяются и образуют воздушные мешки, улучшающие вентиляцию трахейной системы.
Воздух движется по трахеям за счёт дыхательных движений брюшка, состоящих в расширении и сокращении брюшка за счёт деятельности мышц. По трахеям к органам и тканям насекомого поступает воздух с содержащимся в нём кислородом, а наружу удаляется углекислый газ.
Наружные отверстия трахей называют дыхальцами. Через них воздух поступает в систему трахей. Дыхальца обычно снабжены замыкающим аппаратом. При закрытии дыхалец снижается потеря организмом влаги при дыхании.
Лёгочное дыхание у позвоночных животных.
Для обитающих на суше земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих характерно лёгочное дыхание, которое обеспечивает наибольшую активность газообмена.
Легкие — это органы воздушного дыхания в виде тонкостенных полых мешков, стенки которых оплетены густой сетью кровеносных сосудов.
Среди позвоночных животных наиболее простое строение лёгких можно увидеть у земноводных (рис. 23, а). Они представляют собой парные полые мешки, стенки которых имеют небольшие перегородки и пронизаны множеством кровеносных сосудов. Эти перегородки увеличивают внутреннюю поверхность лёгких.
Лёгочное дыхание у земноводных сочетается с дыханием через тонкую влажную и насыщенную кровеносными сосудами кожу.
Пресмыкающиеся дышат с помощью более сложных лёгких. В них есть многочисленные выросты и лёгочные перегородки, которые значительно увеличивают дыхательную поверхность (рис. 23, б).
Хорошо развитую систему органов дыхания имеют млекопитающие (рис. 23, г). У них воздух по трахее и бронхам поступает в губчатые и эластичные лёгкие, где осуществляется газообмен. В лёгких есть множество тонкостенных лёгочных пузырьков — альвеол, что во много раз увеличивает газообменную поверхность. При вдохе лёгкие расширяются и наполняются воздухом. На пронизанной кровеносными сосудами поверхности альвеол происходит газообмен. При выдохе отработанный воздух выходит наружу.
Особое строение имеет дыхательная система птиц (рис. 23, в). Наряду с небольшими лёгкими у них есть передние и задние воздушные мешки — тонкостенные эластичные выросты между внутренними органами и пронизывающие всё тело. Объём воздушных мешков в несколько раз превышает объём лёгких, с которыми они соединены. Газообмен с кровью происходит в лёгких, которые состоят из сквозных трубочек-парабронхов, оплетённых кровеносными сосудами.
ЗАПОМНИТЕ:
Дыхание • Газообмен • Жабры • Лёгкие • Трахеи.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ после изучения § 7 (стр.32)
- Почему у некоторых животных нет органов дыхания?
- Как дышат животные, обитающие в водной среде?
- Назовите животных, которые дышат с помощью лёгких
- Используя текст параграфа, дополнительные источники информации сравните особенности дыхания водного и наземного животного. Ответ представьте в виде таблицы.
ПОДУМАЙТЕ! Опишите, как у животных развились разные органы дыхания в процессе эволюции.
Моя лаборатория
ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ДЫХАНИЯ У ЖИВОТНЫХ
Цель работы: изучить способы дыхания у животных.
Материалы и оборудование: аквариум с рыбами, лягушки, аксолотли, черепахи, птицы и млекопитающие в аквариумах, террариумах или клетках.
Ход работы:
- Понаблюдайте за находящимися в аквариуме рыбами. Отметьте, с какой частотой у них открываются жаберные крышки. Как связаны движения жаберных крышек и ротового отверстия?
- Понаблюдайте за находящимися в террариуме лягушками. Обратите внимание на то, что нижняя стенка ротовой полости то опускается, то поднимается. При этом ноздри то открыты, то закрыты.
- Понаблюдайте за находящимися в клетке птицами. Есть ли у них видимые дыхательные движения? Обратите внимание, если птицы начнут интенсивно двигаться, изменятся ли их дыхательные движения.
- По результатам наблюдений запишите выводы в рабочей тетради.
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Зимой подо льдом в пресных водоёмах часто не хватает кислорода, поэтому происходят заморы рыбы. Чтобы избежать этого, люди во льду делают проруби или закачивают воздух с помощью насосов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
1. Какие особенности дыхания позволяют некоторым животным проводить часть жизни в воде, а часть — на суше?
2. Почему некоторые животные, обитающие в воде, периодически поднимаются на поверхность водоёма, в котором живут?
3. Почему лёгкие у пресмыкающихся развиты лучше, чем у земноводных?
4. Понаблюдайте за дыханием моллюсков в аквариуме. Определите, сколько раз в течение часа они поднимаются на поверхность воды, открывая дыхательное отверстие.
5. В романе А. Р. Беляева «Человек-амфибия» описан юноша, которому пересадили жабры акулы, после чего он смог жить под водой. Можно ли на самом деле создать такого ихтиандра? Свой ответ обоснуйте.
Вы смотрели: Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни, 2023). Биология Пасечник Учебник §7. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 6 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 8 >>