Информатика Учебник §5.3

Информатика Учебник §5.3. Программирование линейных алгоритмов. Цитаты из пособия «Информатика : 8-й класс : базовый уровень : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 5-е издание — Просвещение, 2023» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§ 5.3. Программирование
линейных алгоритмов.

Ключевые слова: • вещественный тип данных • строковый тип данных • целочисленный тип данных • логический тип данных.
Содержание параграфа (страницы 222-229):
 5.3.1. Числовые типы данных. 5.3.2. Целочисленный тип данных. 5.3.3. Строковый тип данных. 5.3.4. Логический тип данных. 5.3.5. Графические примитивы.

Программы, реализующие линейные алгоритмы, считаются наиболее простыми. Все имеющиеся в них операторы выполняются последовательно, один за другим.
Программируя линейные алгоритмы, рассмотрим более подробно вещественные, целочисленные, строковые и логические типы данных, а также познакомимся с графическими возможностями языка Python.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

В языке Python используются вещественный, целочисленный, строковый, логический и другие типы данных. Для них определены соответствующие операции и функции.

На языке Python написано много самых разных функций, для использования многих из них необходимо подключать специальные модули.

В языке Python реализованы операции целочисленного деления: для деления нацело используется оператор //, для взятия остатка от деления — оператор %.

Символьная строка — это последовательность символов, рассматриваемая как единый объект. Длина строки — это количество символов в строке. Знак + при работе со строками означает их сцепление в одну строку; знак * — многократное сложение строк.

Логическим переменным можно присваивать значения логических выражений, построенных с помощью логических операций and, or, not.

Вопросы и задания на стр.230

№ 1. Определите результат работы программы. Запишите математическую формулу для вычисления значения s.
from math import *
а = 12
b = 5
с = 13
р = (а + b + с) /2
s = р
s *= p – a
s *= p – b
s *= p – c
s = sqrt (s)
print(s)
ОТВЕТ: 30.

№ 2. Разработайте и отладьте программу, вычисляющую у для заданного х по формуле у = х3 + 2,5х2 – х + 1. При этом:
а) операцию возведения в степень использовать запрещено;
б) в одном операторе присваивания можно использовать не более одной арифметической операции (сложение, умножение, вычитание);
в) в программе может быть использовано не более пяти операторов присваивания.
Подсказка: преобразуйте выражение к следующему виду: у = ((х + 2,5)х – 1)х + 1.

№ 3. Разработайте и отладьте программу, вычисляющую длину отрезка АВ по заданным координатам точек А и В.
Подсказка: расстояние d между точками А(ха, уа) и В(хb, уb) выражается формулой

Для проверки правильности программы используйте тест:

№ 4. Известны длины сторон треугольника a, b, с. Разработайте и отладьте программу, вычисляющую площадь этого треугольника. Для проверки правильности программы используйте тест:

№ 5. Известны координаты вершин А, В, С треугольника. Разработайте и отладьте программу, вычисляющую площадь этого треугольника. Для проверки правильности программы используйте тест:

№ 6. Если сумма налога исчисляется в рублях и копейках, то налоговая служба округляет её до ближайшего рубля (до 50 копеек — с недостатком, свыше 50 копеек (включая 50) — с избытком). Напишите программу для ввода точной суммы налога и вывода суммы, которую следует уплатить.

№ 7. В модуле random есть функция randint(а, b), генерирующая случайное целое число из отрезка [а; b]. Соответствующая программа имеет вид:
print(‘Функция randint’)
from random import randint
a = int(input (‘Введите a >>’))
b = int(input (‘Введите b>>’))
print(‘случайное целое число из отрезка [‘, а, ‘; ‘, b, ‘]=’, randint(а, b))
Какие изменения следует внести в программу, чтобы получить случайное целое число из полуинтервала (а; b]? Как можно получить случайное целое число из интервала (а; b)?

№ 8. Одна компания выпустила лотерейные билеты трёх разрядов: для молодёжи, для взрослых и для пенсионеров. Номера билетов каждого разряда лежат в пределах:
для молодёжи — от 1 до 100;
для взрослых — от 101 до 200;
для пенсионеров — от 201 до 250.
Напишите программу для выбора лотерейного билета каждого типа случайным образом.

№ 9. Напишите на языке Python программу, которая для произвольного натурального двузначного числа определяет:
а) сумму и произведение его цифр;
б) число, образованное перестановкой цифр исходного числа.

№ 10. Запишите на языке Python программу, реализующую алгоритм работы кассира, выдающего покупателю сдачу (s) наименьшим возможным количеством банкнот по 500 (k500), 200 (k200), 100 (k100) и 50 (k50) рублей. Предусмотрите вывод сообщения о том, что часть сдачи, которую невозможно выдать купюрами, будет выдана монетами. Для проверки правильности программы используйте тест:

№ 11. Идёт k-я секунда суток. Разработайте и отладьте программу, которая по введённой k-й секунде суток определяет, сколько целых часов h и целых минут m прошло с начала суток. Например, если k = 13 257 = 3 • 3600 + 40 • 60 + 57, то h = 3 и m = 40. Выведите на экран фразу:
It is … hours … minutes
Вместо многоточий программа должна выводить значения h и m, отделяя их от слов ровно одним пробелом. Для проверки правильности программы используйте тест:

№ 12. Разработайте и отладьте программу, которая вычисляет сумму кодов букв в слове БАЙТ.

№ 13. Разработайте и отладьте программу, которая формирует и выводит на экран строку символов, коды которых равны 66, 69, 71, 73, 78.

№ 14. Напишите и отладьте программу, которая запрашивает три строковые величины — взаимосвязанные прилагательное, существительное и глагол, а затем выводит все варианты фраз с использованием введённых слов. Для проверки правильности программы используйте тест:

Попробуйте доказать, что других вариантов фраз с использованием трёх данных слов не существует. Обсудите этот вопрос в группе.

№ 15. Разработайте и отладьте программу, которая из слова ИНФОРМАТИКА получает слова ФОРМА, ФИРМА, МАК и подсчитывает общее количество символов в этих словах.

№ 16. Есть арифметический фокус, позволяющий угадать дату рождения любого из окружающих вас людей. Для этого нужно, чтобы этот человек выполнил предварительные вычисления по следующему алгоритму: умножил число, соответствующее его дню рождения, на 2, прибавил к результату 5, полученный результат умножил на 50 и прибавил к тому, что получилось, номер месяца, в который он родился. Результат вычислений он должен сообщить вам. Для того чтобы узнать дату рождения, достаточно вычесть из результата вычислений число 250. Последние две цифры полученного числа будут соответствовать месяцу, первые две (первая одна) — числу месяца угадываемой даты рождения. Попробуйте составить программу-диалог с компьютером, в которой компьютер будет запрашивать у пользователя имя, сообщать ему алгоритм предварительных вычислений и запрашивать их результат, после чего «угадает» и сообщит пользователю день и месяц его рождения.

№ 17. Даны значения целочисленных переменных: а = 10, b = 20. Чему будет равно значение логической переменной rez после выполнения операции присваивания?
а) rez = (а = = 10) or (b > 10)
б) rez = (а > 5) and (b > 5) and (а < 20) and (b < 30)
в) rez = (not(a < 15)) or (b > 20)
ОТВЕТ: а) true; б) true; в) false.

№ 18. Составьте программу, вводящую True, если высказывание является истинным, и False в противном случае:
а) сумма цифр трёхзначного числа х является чётным числом;
б) треугольник со сторонами а, b, с является разносторонним.

Ответ: ПРОГРАММА:

# Проверка условия а)
x = int(input(«Введите трёхзначное число x: «))
digit1 = x // 100
digit2 = (x // 10) % 10
digit3 = x % 10
sum_digits = digit1 + digit2 + digit3
result_a = sum_digits % 2 == 0
print(«а) Сумма цифр чётная?», result_a)

# Проверка условия б)
a = float(input(«Введите сторону a: «))
b = float(input(«Введите сторону b: «))
c = float(input(«Введите сторону c: «))
result_b = a != b and b != c and a != c
print(«б) Треугольник разносторонний?», result_b)

ПРИМЕР РАБОТЫ ПРОГРАММЫ:

Введите трёхзначное число x: 123
а) Сумма цифр чётная? False

Введите сторону a: 3
Введите сторону b: 4
Введите сторону c: 5
б) Треугольник разносторонний? True

 


Вы смотрели: Информатика Учебник §5.3. Цитаты из пособия «Информатика : 8-й класс : базовый уровень : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней