История России Арсентьев §5

Учебник по истории России для 8 класса онлайн под ред. А. В. Торкунова. История России Арсентьев §5  «Реформы управления Российским государством при Петре I «. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника «Арсентьев, Данилов, Курукин, Токарева: История России в 2-х частях — М.: Просвещение, 2023» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

История России (УМК п/р Торкунова) § 5.

<< § 4   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 6 >>

§ 5. Реформы управления
Российским государством при Петре I.

Могла ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?

1. Создание Сената и коллегий

Наметившаяся ещё в XVII в. тенденция (стремление) к абсолютизму потребовала ещё большей централизации и бюрократизации управлениях Северной войны.
В 1699 г. вместо Боярской думы была организована Ближняя канцелярия, переименованная в 1708 г. в Консилию (Совет) министров.

Что такое Боярская дума? Кто в неё входил?

Следующим шагом было создание в 1711 г. Правительствующего сената, ставшего высшим правительственным учреждением.

В первый состав Сената вошли девять ближайших к царю сановников: граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, боярин Тихон Никитич Стрешнев, князь Пётр Алексеевич Голицын, князь Михаил Владимирович Долгоруков, князь Григорий Андреевич Племянников, князь Григорий Иванович Волконский, генерал Михаил Михайлович Самарин, генерал Василий Андреевич Апухтин и Назарий Петрович Мельницкий. Обер-секретарём был назначен Анисим Щукин.

Первоначально создание Сената было обусловлено необходимостью управлять государством во время частых отлучек Петра I. В конечном итоге Сенат приобрёл законосовещательные, судебные и контролирующие функции. Однако, несмотря на широкие полномочия и высокий статус, Сенат не подменял собой царя и не ограничивал его власти. Вскоре была учреждена должность фискалов, в обязанности которых входили тайный надзор и сыск нарушителей государственного порядка, взяточников, воров. Фискалы назначались и на местах, осуществляя контроль за местными властями. Им были даны неограниченные полномочия. Источники свидетельствуют, что фискалов не наказывали даже за ложный донос.

В 1722 г. над деятельностью Сената также был установлен контроль. Была введена должность генерал прокурора, которую занял видный государственный деятель и дипломат Павел Иванович Ягужинский. Он был посредником между Сенатом и государем, заведовал делопроизводством и руководил прокуратурой. Пётр называл генерал-прокурора «оком государевым».

Что такое приказы? Когда они появились?

В 1718—1721 гг. громоздкая и неэффективная система приказов была преобразована в систему коллегий. Новые органы центрального управления отличались от приказов двумя принципами: они управлялись коллегиально и функции их были чётко разделены. Первоначально было учреждено 11 коллегий. Каждая из них ведала определённой отраслью управления, например: Коллегия иностранных дел — внешней политикой, Адмиралтейская — флотом, Военная — сухопутными войсками, Камер-коллегия — доходами, Штатс-коллегия — государственными расходами, Мануфактур-коллегия — промышленностью, Главный магистрат на правах одной из коллегий ведал городами, Преображенский приказ — политическим сыском, Вотчинная коллегия — дворянским землевладением. Для руководства их деятельностью были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии. Подчинялись коллегии непосредственно Сенату, который совместно с царём назначал их президентов.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия, находившиеся в ведении самого императора.

Многие принципы организации государственного управления (принцип совещательное™, жёсткого подчинения нижестоящих инстанций вышестоящим, чёткого разделения полномочий между ведомствами) Пётр заимствовал у Швеции, своего противника в Северной войне.

Государственное управление при Петре I

2. Указ о единонаследии. Табель о рангах

В 1714 г. Пётр подписал Указ о единонаследии, запрещавший дробление дворянских имений, так как это часто приводило к разорению дворян. Этот указ юридически ликвидировал различие между поместьями и вотчинами, превратив их в единый вид дворянской земельной собственности.

В 1722 г. император принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Согласно новому закону служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников: в гражданской службе — от коллежского регистратора до канцлера; в армии — от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте — от мичмана до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й давали личное дворянство без права передачи но наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание.

Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку независимо от его происхождения.

3. Реформа местного управления

Реформа управления коснулась и местных учреждений. Высшей единицей административно-территориального деления вместо уезда стала губерния. В 1708 г. Россия первоначально была разделена на 8 губерний: Ингерманландскую (с 1710 г. — Петербургскую), Московскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Сибирскую и Азовскую.

Во главе каждой губернии стоял губернатор или генерал-губернатор с административными, полицейскими, финансовыми, судебными функциями. Генерал-губернаторы были также командующими войсками в подчинённых им губерниях. В дальнейшем в 1719 г, губернии были разделены на 50 провинций, а провинции — на дистрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта — земский комиссар. Высшей территориальной единицей Российской империи становилась провинция, а губернии выполняли роль военных округов. Провинциальные воеводы находились в подчинении губернаторов только в военных вопросах, в гражданских же делах они напрямую подчинялись Сенату.

Местное управление при Петре I

Особый режим местного самоуправления существовал в Малороссии. Власть здесь принадлежала гетману. Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана И. И. Скоропадского выборы гетмана были запрещены и на эту должность стали назначать царским указом.

Почему в Малороссии существовал особый порядок управления?

Главной целью реформы административно-территориального устройства страны было укрупнение ключевых территориальных единиц для централизации власти на местах.

В 1699 г. в России началась городская реформа. В Москве была создана Бурмистерская палата, которой подчинялись земские избы городов. В сё состав вошли бурмистры — должностные лица, избиравшиеся посадским населением. Вскоре Бурмистерская палата была переименована в Ратушу. Ратуша стала центральным государственным учреждением для управления городским торгово-промышленным населением России, являясь одновременно и финансовым учреждением, и высшей судебной инстанцией для городского населения. Земские бурмистры все доходы и подати отправляли в Ратушу.

В 1718 г. большинство полномочий Ратуши было сосредоточено в Коммерц-коллегии, которая должна была заботиться не только о развитии торговли и промышленности, но и о сословных интересах торгово-промышленного населения России. В 1721 г. был издан регламент Главного магистрата. Члены Главного магистрата и городских магистратов назначались императором и носили чин по Табели о рангах. (Подробнее о деятельности и значении магистратов см. в параграфе 7).


ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Реформы управления Российским государством при Петре I, с одной стороны, повысили централизацию и эффективность государственного управления и способствовали окончательному оформлению абсолютной монархии, но с другой — привели к формированию «регулярного государства», основанного на бюрократизации государственного аппарата, слежке и полном подчинении всех сословий верховной власти.


 

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. В чём заключалась реформа органов центрального управления? 2. Почему возникла необходимость принятия Указа о единонаследии? 3. С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления? 4. Что новою было введено в управление городами? 5. Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своею отца — прапорщика флота, служившего ещё Петру I.

Работаем с картой
Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 г.

Читаем и анализируем
Составьте по данному документу рассказ о рабочей неделе царя Петра I. Сопоставьте свой рассказ с мнением историка С. М. Соловьёва о Петре I (см. с. 24 учебника). Какие выводы можно сделать о личности Петра I?

В чьих интересах был издан Указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?

О ком идёт речь в этом фрагменте? К какому времени относится описанный материал?

Думаем. сравниваем, размышляем

  1. По материалам параграфа составьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении.
  2. Используя Интернет, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите её цель и задачи, которые она должна была решить.
  3. С помощью дополнительных источников информации, детализируйте в тетради схему «Государственное управление при Петре I», размещённую на с. 36 учебника: укажите годы создания государственных учреждений, напишите названия коллегий, существовавших в 1721 г., и функцию каждой из них.
  4. Сравните систему государственного управления в России после реформ Петра I с подобной системой в европейских странах. Сделайте выводы.
Запоминаем новые слова.
Абсолютизм – ферма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
Аристократия – родовая знать.
Губерния – основная административно-территориальная единица в России с 1708 по 1917 г.
Коллегии – название высших правительственных учреждений в Российской империи XVIII в.
Модернизация – обновление основных сторон жизни общества.
Прокурор – должностное лицо органов прокуратуры, призванное следить за выполнением закона.
Ратуша – сословный судебный орган в небольших российских городах в XVIII – начале XIX в.
Сенат – в России с 1711 по 1917 г. – высший государственный орган, подчинённый императору.
Табель о рангах – законодательный акт Петра I (1722), определявший порядок прохождения службы чиновниками империи.
Фискал – в России в 1711–1729 гг. – государственный служащий для надзора за деятельностью государственных учреждений и чиновников. 

 


Вы смотрели: Учебник по истории России для 8 класса онлайн под ред. А. В. Торкунова. История России Арсентьев §5. Цитаты из учебника «использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 4   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 6 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней