Литература Солженицын Ответы на вопросы по теме «А. И. Солженицын. Матрёнин двор. В творческой лаборатории А. И. Солженицына» учебника по литературе 8 класс п/р В. Я. Коровиной, 2023. Цитаты из учебника использованы в учебных целях.
Вернуться в Оглавление учебника
Литература Солженицын
Ответы на вопросы
Смотрите сначала ТЕКСТ из учебника:
Солженицын Александр Исаевич (1918-2008)
Матрёнин двор. В творческой лаборатории А. И. Солженицына
Развиваем дар слова (стр.208)
Используя материалы учебника, словаря «Русские писатели. XX век», подготовьте сообщение о жизни и творчестве А. И. Солженицына.
Сообщение о жизни и творчестве А. И. Солженицына
■ Жизненный путь
- Детство и юность (1918–1941)
– Родился в 1918 году в Кисловодске в крестьянской семье. Отец погиб до его рождения, мать одна воспитывала сына в трудных условиях.
– Окончил физико-математический факультет Ростовского университета, параллельно увлекался историей, учился в МИФЛИ.
– В молодости верил в идеалы коммунизма, задумал роман «Люби революцию». - Война и арест (1941–1953)
– Участвовал в Великой Отечественной войне, прошёл путь от Орла до Восточной Пруссии, был награждён орденами.
– В 1945 году арестован за критику Сталина в переписке с другом. Приговорён к 8 годам лагерей и ссылке.
– В лагерях (включая «Марфинскую шарашку» и Экибастуз) сформировались его взгляды. Там же начал писать, несмотря на запреты.
– В 1952 году перенёс операцию по удалению раковой опухоли. Освобождён в 1953 году после смерти Сталина. - Ссылка и возвращение (1953–1974)
– Жил в ссылке в Казахстане, затем преподавал в сельской школе во Владимирской области.
– Прототипом Матрёны из рассказа «Матрёнин двор» стала его квартирная хозяйка.
– В 1962 году опубликовал «Один день Ивана Денисовича», который принёс ему мировую славу.
– После конфликта с властями и исключения из Союза писателей (1969) его произведения печатались только за рубежом. В 1970 году получил Нобелевскую премию по литературе. - Эмиграция и возвращение (1974–2008)
– В 1974 году лишён гражданства и выслан из СССР. Жил в Германии, Швейцарии, США.
– Основал Русский общественный фонд помощи заключённым, публиковал статьи и книги (например, «Архипелаг ГУЛАГ»).
– Вернулся в Россию в 1994 году, продолжал писать на темы национального возрождения. Умер в 2008 году.
■ Творчество и основные произведения
- Главные темы:
— Судьба России, критика тоталитаризма, трагедия народа при советском режиме.
— Нравственная стойкость человека в экстремальных условиях.
— Православные ценности и традиционная русская культура. - Ключевые произведения:
— «Один день Ивана Денисовича» (1962) — первое в СССР художественное описание жизни в лагере.
— «Матрёнин двор» (1963) — история праведницы, чья жизнь символизирует кризис советской деревни.
— «Архипелаг ГУЛАГ» (1973) — масштабное исследование репрессивной системы СССР.
— «Раковый корпус» (1966) — метафора болезни тоталитарного общества и духовного выздоровления.
— «Август Четырнадцатого» (1971) — первый роман эпопеи «Красное Колесо» о причинах революции. - Стиль и влияние:
— Сочетал документальность с художественным вымыслом, использовал народную речь (как в речи Матрёны).
— Вдохновлялся Достоевским, Толстым, Цветаевой.
— Критиковал как советскую власть, так и западный либерализм, выступал за духовное возрождение России.
■ Значение личности и наследия.
Солженицын — один из самых влиятельных писателей XX века, который:
— Раскрыл правду о ГУЛАГе и репрессиях.
— Стал символом сопротивления тоталитаризму.
— Поднял вопросы национальной идентичности и нравственности.
— Его произведения переведены на десятки языков, а идеи остаются актуальными для осмысления истории России.
■ Цитата:
«Жить не по лжи!» — этот призыв из его манифеста отражает главный принцип жизни и творчества Солженицына.
Конспект статьи
«В творческой лаборатории А. И. Солженицына»
✅ Основные темы и идеи:
- Образ России в творчестве Солженицына:
— Центральная Россия представлена как мифическая колыбель нации, но одновременно осквернённая (церкви превращены в лесопильни).
— Противопоставление идеализированной России (озеро Сегден) и реальности, захваченной «лютым князем» (коррупция, разрушение традиций).
— Тема «России, пленённой драконом» восходит к традициям символистов и Пастернака. - Язык и народная речь:
— Солженицын ценит народный язык за его музыкальность и связь с традициями (примеры: речь Матрёны, диалектизмы).
— Критика современной технической лексики и искусственности («Торфопродукт» vs. старинные названия деревень).
— Речь Матрёны насыщена пословицами, анаколуфами, эллиптическими конструкциями, что придаёт ей выразительность. - Произведение «Матрёнин двор»:
— Действие происходит в 1956 году; главные герои — Игнатич (рассказчик) и Матрёна.
— Матрёна — символ скромности, трагической судьбы русской женщины, жертвы грубости и жадности окружающих.
— Её гибель символизирует разрушение традиционных ценностей и «связей жизни». - Литературные приёмы и жанры:
— Использование сказа (рассказчик как двойник автора).
— Очерк как жанр, близкий к тургеневским «Запискам охотника».
— Синтаксическая сгущённость, народные неологизмы, энергичность слова. - Влияние и литературные параллели:
— Солженицын называет своими ориентирами Марину Цветаеву и Евгения Замятина.
— Общий интерес к народному творчеству и языковой выразительности.
✅ Ключевые цитаты и примеры:
— О России: «Вот тут бы и поселиться навсегда… Тут душа, как воздух дрожащий, между водой и небом струилась бы…».
— О языке: «Ладу не нашего. И голосом балует» — оценка Матрёной современной речи.
— О Матрёне: «связь и смысл её жизни… пришли и в движение» — её судьба как узел русской трагедии.
✅ Вывод:
Солженицын в своём творчестве сочетает глубокий анализ трагических сторон русской жизни с восхищением народной культурой и языком. Его произведения, такие как «Матрёнин двор», становятся притчами о судьбе России, где личное переплетается с историческим.
Другой вариант конспекта
Россия А. И. Солженицына — это его родной юго‐восток, Западный фронт во время войны и Северная Сибирь. Центральная Россия для него — мифическая колыбель нации.
Средняя Россия — умиротворяющий пейзаж, в котором церкви, «царевны белые и красные», взбегают на пригорки, «поднимаясь над соломенной и тёсовой повседневностью». Но эта нутряная Россия — осквернённое царство: церкви превращены в лесопильни, сияющие колокольни выпотрошены.
Александр Солженицын считает потерянным лад языка, его музыкальный строй. Вся современная техническая лексика «сдвинута» юмором народной этимологии, как у героев Н. С. Лескова или А. М. Ремизова.
Некоторые произведения А. И. Солженицына построены как сказы, в той или иной мере скрытые. В «Матрёнином дворе» это вполне очевидно: рассказчик Игнатич — двойник автора. Действие «Матрёнина двора» происходит в 1956 году. Как и Иван Денисович, Матрёна говорит распевно, по‐рязански.
Жаждущий обрести приют в каком‐нибудь мирном уголке России, Игнатич, рассказчик, разделяет скудость жизни и внутренний мир Матрёны.
Она (Матрёна) образец скромности, воздержанности, и А. И. Солженицын видит в ней истинный смысл русской жизни, но вместе с тем она таит в себе трагедию. Трагично её прошлое, исковерканное скотской грубостью мужчин. Трагичен её конец.
Александр Солженицын обращается к жанру очерка — тому же самому, которым воспользовался И. С. Тургенев в «Записках охотника».
Отвечая на вопрос, кто из русских авторов ему всего ближе в плане литературного мастерства, Александр Солженицын назвал поэтессу Марину Цветаеву и прозаика Евгения Замятина. Эта близость А. И. Солженицына к этим двум писателям коренится в их общем интересе к народному творчеству.
ОТВЕТЫ на вопросы на стр.242
№ 1. Благодаря каким книгам русская литература и русский язык предстали перед А. И. Солженицыным в совершенно ином свете?
ОТВЕТ: Благодаря книгам Ф. М. Достоевского и словарю В. И. Даля русская литература и язык предстали перед Солженицыным в новом свете. Достоевский повлиял на его взгляды как писатель и идеолог «почвенничества», а Даль открыл ему богатство народной речи.
№ 2. Какое произведение принесло писателю славу и мировую известность? Что поразило всех в этом произведении?
ОТВЕТ: Мировую известность Солженицыну принесла повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962). Читателей поразило беспощадное изображение лагерной жизни, где люди, несмотря на нечеловеческие условия, сохраняли достоинство и нравственную стойкость.
№ 3. О чём рассказало читателям «художественное исследование» — «Архипелаг ГУЛАГ»?
ОТВЕТ: «Архипелаг ГУЛАГ» (1973) — это масштабное «художественное исследование» о советской репрессивной системе. В книге рассказано о миллионах исковерканных судеб, механизмах террора и духовном сопротивлении узников.
№ 4. Какие произведения Солженицына прочитаны вами?
ОТВЕТ: (Ответ зависит от читателя.) Например:
«Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Раковый корпус», «Крохотки».
№ 5. Какую награду получил писатель от Русской православной церкви?
ОТВЕТ: В 1998 году Русская православная церковь наградила Солженицына орденом Святого благоверного князя Даниила Московского за вклад в духовное возрождение России.
№ 6. * Каково было первоначальное название рассказа «Матрёнин двор»? Подумайте, почему автор изменил название.
ОТВЕТ: Первоначальное название рассказа — «Не стоит село без праведника». Солженицын изменил его, чтобы акцент сместился с обобщённой идеи на конкретный образ Матрёны — воплощение народной праведности.
№ 7. Какова Россия А. И. Солженицына? Как раскрывается она в начале рассказа «Матрёнин двор»?
ОТВЕТ: Россия Солженицына в начале «Матрёнина двора» — это забытая, опустошённая деревня, где разрушены традиции, а люди живут в бедности и равнодушии. Но даже здесь сохраняется «нутряная» Русь — простая, трудолюбивая, как сама Матрёна.
№ 8. Какую речь сохраняет Матрёна? Как улавливает фальшь в словах?
ОТВЕТ: Матрёна сохраняет исконно народную речь — образную, насыщенную пословицами, диалектными словами. Она тонко чувствует фальшь: например, критикует певца по радио: «Ладу не нашего. И голосом балует».
№ 9. * На сказ или на очерк похоже произведение Солженицына «Матрёнин двор»? Какие сказы и очерки других писателей знакомы вам?
ОТВЕТ: «Матрёнин двор» ближе к очерку (как «Записки охотника» Тургенева), но содержит элементы сказа (рассказчик — двойник автора). Известные сказы: «Левша» Лескова, очерки: «Очарованный странник» (Лесков), «Москва и москвичи» (Гиляровский).
№ 10. * Как в портретах героев солженицынских произведений просвечивает «басенный животный мир», юмор русских народных сказок и былин?
ОТВЕТ: В портретах героев Солженицына (например, Шухова из «Ивана Денисовича») просматривается «басенный» юмор: сравнения с животными («лиса», «волк»), просторечные прозвища. Это сближает его стиль с народными сказками, где герои — носители архетипов.
№ 11. Публичное выступление. В чём трагизм жизни и судьбы Матрёны? Почему писатель называет главную героиню праведницей? Чем заинтересовал вас этот рассказ? Подготовьте сообщение на эту тему.
ОТВЕТ: Публичное выступление: «Трагизм и праведность Матрёны».
Тезисы:
- Трагизм судьбы:
- Жизнь Матрёны — череда потерь: смерть детей, предательство родных, нищета.
- Её гибель под колёсами поезда символизирует судьбу России— праведники гибнут, а их жертвенность остаётся непризнанной.
- Почему она праведница?
- Живёт по совести, помогает людям, не требуя награды.
- Её нравственная чистота противопоставлена жадности и жестокости окружающих (например, деверя, забравшего её горницу).
- Почему рассказ важен?
- Солженицын показывает: без таких людей «не стоит село».
- Матрёна — последний оплот добрав мире, где рушатся традиции.
Заключение:
Рассказ заставляет задуматься о цене человеческой доброты и о том, как легко общество забывает своих праведников.
Примечание: Сообщение можно дополнить цитатами (например, финальной фразой рассказа) или сравнением с другими героями-праведниками (Платон Каратаев у Толстого).
Развиваем дар слова (стр.243 вверху)
№ 1. Сокращённый вариант «Архипелага ГУЛАГ» и его значение для современного читателя
Знакомы ли вы с этим изданием? Да, сокращённый вариант «Архипелага ГУЛАГ» был создан для более доступного восприятия широкой аудиторией. Он сохраняет ключевые свидетельства о советских репрессиях, но в более сжатой форме.
Чем он важен сегодня?
- Историческая память: Книга раскрывает масштабы террора в СССР, что особенно важно в эпоху, когда некоторые пытаются оправдать сталинские репрессии.
- Нравственный урок: Она показывает, как система ломала людей, но и как находились те, кто сохранял человечность даже в аду ГУЛАГа.
- Актуальность: В мире, где вновь возникают тоталитарные тенденции, «Архипелаг» предупреждает об опасности беззакония и слепого подчинения власти.
- Литературная ценность: Солженицын соединил документ и художественное слово, создав новый жанр — «художественное исследование».
Вывод: Сокращённый вариант делает эту книгу более доступной, но не менее мощной. Она остаётся предостережением для будущих поколений.
№ 2. Объяснение слов и их использование в рассказе о Солженицыне
- Зажиточная крестьянская семья— семья с достатком, владевшая землёй и хозяйством.
- Солженицын родился в зажиточной крестьянской семье на Ставрополье, но революция разрушила их быт.
- Пора нравственного и гражданского самосознания— период, когда человек осознаёт свои убеждения и место в обществе.
- На фронте Великой Отечественной войны для Солженицына началась пора нравственного и гражданского самосознания— он увидел жестокость системы.
- Противоречия советского строя— несоответствие между идеалами социализма и реальностью.
- В письмах другу он анализировал противоречия советского строя, за что был арестован.
- Лагерно-ссыльный период— годы, проведённые в тюрьмах, лагерях и ссылке.
- После ареста начался лагерно-ссыльный период: «шарашка» в Марфино, каторга в Экибастузе, ссылка в Казахстан.
- Человеческое достоинство— внутренняя ценность личности, которую нельзя уничтожить.
- В «Одном дне Ивана Денисовича» герои сохраняют человеческое достоинство, несмотря на жуткие условия лагерной жизни.
- Нравственное начало— внутренний стержень, определяющий добро и зло.
- Солженицын верил, что нравственное начало в народе сильнее страха и насилия.
- Публикации— издание произведений.
- После хрущёвской оттепели стали возможны публикации его книг, но позже власти запретили их.
Пример включения в рассказ:
Солженицын, выходец из зажиточной крестьянской семьи, прошёл войну, где осознал противоречия советского строя. В лагерно-ссыльный период он убедился: даже в жутких условиях люди могут сохранять человеческое достоинство. Его публикации, такие как «Архипелаг ГУЛАГ», раскрыли правду о репрессиях, став гимном нравственному началу в человеке.
ОТВЕТЫ на Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ «Матрёнин двор» (Отрывок)
№ 1. Что вы можете сказать о тональности, эмоциональной окрашенности повествования о Матрёне, её нерадостной жизни, трагической смерти, её отношении к людям и отношении людей к ней?
ОТВЕТ: Актёр логически выделяет некоторые слова Игнатича, рассказчика. Например: «Разочтя, я понял, что чёрный настойчивый этот старик — родной брат мужа её, без вести пропавшего». Такие ударения в речи исполнителя помогают понять заинтересованность, неравнодушность рассказчика к судьбе Матрёны, к её нелёгкой жизни.
• Скорбно, трагически и полушёпотом произнесена фраза Матрёны: «Я, Игнатич, когда‐то за него чуть замуж не вышла». В таком прочтении чувствуется боль Матрёны, которую время до сих пор не излечило.
• С пренебрежением отзывается рассказчик о других обитателях села. Например, о второй Матрёне, которую привёл Фаддей. «Не люблю я её» — сказано с брезгливостью и уверенностью в том, что вторая Матрёна менее интересна, чем первая, главная героиня рассказа. Все волнения и жалобы второй Матрёны рассказчик за исполнением актёра проговаривает быстро, без интереса. Что его действительно волнует — это только судьба главной героини и её отношения с односельчанами.
• С прискорбием рассказчик сообщает под финал, после смерти Матрёны, что никто особо в эту вечную память не верит. Скорбящие повторяют эти слова просто как молитву, и никто по‐настоящему не переживает по поводу смерти праведницы.
№ 2. Почему рассказчик выделяет Матрёну среди других обитателей деревни? Какие чувства звучат в голосе актёра, когда он читает воспоминания рассказчика о Матрёне, и как эти чувства меняются, когда речь идёт о её сёстрах, золовках, племянниках?
ОТВЕТ: Рассказчик выделяет Матрёну среди других обитателей деревни из-за её особого душевного склада, бескорыстия и готовности помогать другим. В голосе актёра, когда он читает воспоминания о Матрёне, звучат чувства уважения, сочувствия и теплоты. Когда речь заходит о её сёстрах, золовках и племянниках, в голосе могут появиться нотки разочарования или даже осуждения, так как их поведение часто контрастирует с добротой и бескорыстием Матрёны.
№ 3. Как в тексте рассказа выражается авторское отношение ко всей компании «бешено работающих» людей, взявшихся разобрать и увезти горницу? Какими средствами художественного чтения актёр доносит до слушателя авторское отношение к этим людям?
ОТВЕТ: В тексте рассказа авторское отношение к «бешено работающим» людям, взявшимся разбирать и увезти горницу, выражается через иронию и критику. Автор показывает их жадность, алчность и пренебрежение к чувствам Матрёны. Актёр доносит до слушателя авторское отношение к этим людям, используя интонацию, тембр голоса и темп речи. Например, скажите, что он говорит о них с пренебрежением или сарказмом, подчёркивая их негативные черты характера.
№ 4. Насколько убедительно актёру удалось передать авторское отношение к плачам у гроба Матрёны?
ОТВЕТ: Убедительность актёрской передачи авторского отношения к плачам у гроба Матрёны зависит от его мастерства и эмоциональной вовлечённости. Актёр смог передать скорбь, сочувствие и понимание трагизма ситуации, его исполнение вполне убедительно. В его голосе звучали искренние чувства, а не просто формальное исполнение текста.
Развиваем дар слова (стр.243 внизу)
Напишите развёрнутый отзыв на прослушанную звукозапись «Матрёнина двора», обратив внимание на мастерство актёра, выбор музыкального сопровождения, сравните эту запись с записями других прозаических произведений русских писателей, включённых в фонохрестоматию.
ОТВЕТ:
Аудиоверсия рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» помогает лучше проникнуться настроением произведения, чему способствует музыкальное сопровождение, раскрытие характеров героев с помощью речевых приемов актера.
Например, я очень оценил(а) манеру актера растягивать слова, которая отчетливо перекликается в моем представлении с речью главной героини и рассказчика, попавшего под очарование ее народной, фольклорной напевности. Думаю, эта черта отличает и сам рассказ, и запись фонохрестоматии, от других прозаических произведений русских писателей, которые мы слушали. В текстовой версии отсылки к сказочным и басенным мотивам были для меня не столь очевидны.
Музыкальное сопровождение рассказа идеально дополняет атмосферу произведения, создавая особую музыкальную палитру, которая усиливает эмоциональное воздействие на слушателя. Звучание музыки в определенные моменты произведения подчеркивает ключевые сцены и помогает лучше погрузиться в атмосферу повествования.
Актер эмоционально и глубоко демонстрирует яркие черты персонажей, что помогает лучше их представить и понять. Трагизм судьбы Матрены становится очень контрастен тому оптимизму и жизненной силе, которые она излучает. Становятся более заметны изменения рассказчика: будучи одним человеком, который ищет уединения в деревне, он становится совсем другим после смерти Матрены. Его рассуждения, внутренние раздумья не всегда высказаны словами в виде законченной мысли, поэтому актер помогает слушателю уловить то, что остается «между строк». Он делает логические паузы, давая подумать над недосказанностью, выделяет голосом важные элементы сюжета.
Вы смотрели: фрагмент Литература Матрёнин двор. В творческой лаборатории А. И. Солженицына.. Учебник по литературе 8 класс п/р В. Я. Коровиной, 2023. Ознакомительная версия и Оглавление для покупки книги. Цитаты из учебника использованы в учебных целях.