Литература Урок №17

Литература 8 класс Поурочные разработки. Урок № 17 — М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий». Мотив одиночества в лирике поэта, характер лирического героя. По Календарному и тематическому планированию учебного процесса с 2025/2026 учебного года по новой ФОП ООО (приказ Минпросвещения РФ от 18.05.2023 г. N 370). Код материалов: Литература Урок №17.
Вернуться к Списку уроков литературы

Литература 8 класс. Урок № 17.

Название урока в поурочном планировании с 2025 года: Урок 17. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал..», «Из-под таинственной, холодной полумаски..», «Нищий». Мотив одиночества в лирике поэта, характер лирического героя.

Содержание данной статьи посвящено деятельности учителя на 3-м этапе урока (Объяснение нового материала), так как именно эта часть вызывает наибольший интерес, плюс рекомендации к 5-му этапу урока (домашнее задание). Не указываем тут также «Формируемые УУД», так как не сомневаемся в наличии опыта в написании этих данных по шаблону. Содержание урока дано с избытком!

Примерный план урока следующий:
1-й этап урока. Актуализация ранее изученного с проверкой домашнего задания.
Деятельность учителя. Организует проверку домашнего задания: фронтальный опрос и/или индивидуальный опрос. Деятельность ученика. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в проверке домашнего задания.
2-й этап урока. Введение в тему урока, постановка цели урока.
Деятельность учителя. Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока. Деятельность ученика. Формулируют тему урока и ставят перед собой цель.
3-й этап урока. Объяснение нового материала.
(смотрите ниже)
4-й этап урока. Рефлексия.
Деятельность учителя. Задает вопросы: 1) Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее? 2) Чему вы сегодня научились? 3) Все ли задания были выполнены? Что вызывало затруднение в процессе работы? Деятельность ученика. Отвечают на вопросы.
5-й этап урока. Домашнее задание.
Деятельность учителя. Комментирует домашнее задание. Деятельность ученика. Записывают задание. Задают вопросы на понимание.

М.Ю. Лермонтов. Мотив одиночества
 в лирике поэта, характер лирического героя.

1. Стихотворение «Я не хочу, чтоб свет узнал…»

«Я не хочу, чтоб свет узнал…» — лирическое стихотворение в традициях романтизма: в нём изображён конфликт сильной личности и общества, стремление к свободе, создан образ непокорной природы. Размер: четырёхстопный ямб с пиррихием в первой строке. Рифмовка перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.
Выразительное чтение:

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ

История создания. Предположительно стихотворение написано в 1837 году — эта дата стоит под рукописью из архивов Чертковской библиотеки в Москве. Однако литературовед Э. Г. Герштейн относит стихотворение к более раннему периоду — приблизительно к 1835–1836 годам. Впервые опубликовано в 1845 году под заглавием «Я не хочу» (с некоторыми неточностями и купюрами) в литературном сборнике «Вчера и сегодня» (кн. 1).

Композиция. Стихотворение состоит из четырёх строф. По смыслу делится на две части:
Первая (первые две с половиной строфы) — герой говорит о сокровенности жизни своей души и о том, что не признаёт над собой суд толпы, но признаёт суд Бога и своей совести.
Вторая (последние полторы строфы) — создаётся природный образ, отражающий конфликт и состояние героя: гранитный утёс, которого не смущает шум волн и который вверяет свои мысли только буре и грому, то есть небесным стихиям.

Система образов. Лирический герой — индивидуалист-одиночка, нарочито противопоставляющий себя всему обществу. Он уверен, что никто в толпе не способен его понять, и гордится собственным одиночеством. Образ «утёса гранитного» — символизирует душевную твёрдость, величие и в то же время одиночество «высокой души» лирического героя.

Главная тема — любовь как глубоко личное, священное чувство, которое не терпит вмешательства со стороны. Лирический герой не желает выставлять напоказ свои переживания, ведь под пристальным взглядом общества они теряют свою чистоту и искренность. Затрагивается проблема душевной свободы: поэт утверждает право человека хранить свои сокровенные чувства втайне, не делая их достоянием «света».
Основная идея — стремление лирического героя к внутренней свободе, к независимости от чужих мнений.

Средства выразительности.
В стихотворении «Я не хочу, чтоб свет узнал…» М.Ю. Лермонтов использует следующие средства художественной выразительности:
Эпитеты: «таинственная повесть», «души высокой», «грустный сон»
Метафоры: «Моя душа успокоит», «Свет узнал» (под светом подразумевается общество), «В грудь мою вливала».
Олицетворение: «Души… поведать мог», «Рок не щадил».
Антитеза. Противопоставление личной тайны и общественного мнения: «Я не хочу, чтоб свет узнал мою тайну».

2. Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…»

«Из-под таинственной, холодной полумаски…» — лирическое стихотворение про влюблённость в таинственную красавицу. Размер: шестистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ, мужские и женские рифмы.
Выразительное чтение:

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ

История создания: предположительно, произведение написано в 1841 году, под впечатлением от встречи с Варварой Лопухиной, с братом и сёстрами которой был очень дружен поэт. Несмотря на взаимную симпатию, отношения между молодыми людьми не могли развиваться, так как семья Лопухиных была против. Произведение увидело мир в журнале «Отечественные записки» в 1843 г.

Композиция. Стихотворение состоит из четырёх строф, условно делится на смысловые части: 1) портрет женщины, воспроизведённый после встречи с таинственной красавицей, 2) образ, созданный в воображении лирического героя. Эти части равны по объёму.

Жанр стихотворения – элегия, так как в нём поэт возвышенно и романтично описывает встречу с женщиной, которая вызвала у него воспоминания и сердечные чувства. В произведении также чувствуется нескрываемая грусть, вызванная пониманием невозможности развития отношений.
Основная тема: идеализация и очарование мимолетной встречи, создание воображаемого образа любимой, который становится объектом восхищения и внутренней любви героя.
Основная мысль: мимолетная встреча может породить в душе человека идеальный образ, который становится объектом восхищения и любви.

Средства выразительности
Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа прекрасной женщины и передачи чувств лирического героя. Языковые средства в данном стихотворении отличаются изысканностью, свойственной светскому обществу и любовной литературе времён Лермонтова.
Поэт вплетает метафоры: светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей», «живые эти речи». Основный инструмент для создания портрета красавицы – эпитеты: «таинственная холодная полумаска», «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «своевольный локон». Сравнение в тексте одно: «голос твой отрадный, как мечта».

3. Стихотворение «Нищий»

«Нищий» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, написанное в 1830 году. Посвящено Екатерине Сушковой, в которую в то время был влюблён поэт. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Выразительное чтение:

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание.
Композиция – три строфы с чётким разделением лирического сюжета. Первые две строфы повествуют об истории голодного нищего, обманутого жестоким, бессердечным человеком; последняя строфа – сравнение личной трагедии поэта, безответной любви с символическим “камнем”– обманом, которым оказался ответ возлюбленной.
Жанр – лирическое стихотворение с чертами притчи (библейский мотив и поучительное символическое повествование) и элегии (грустное содержание, стихотворный размер и ритм).

Средства выразительности.
Эпитеты: “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами” делают лирическое повествование образным и живым. Метафора “живая мука” подчёркивает страдания лирического героя, его тягостные чувства, переживания. Можно проследить наличие скрытого развёрнутого сравнения в смысловом аспекте произведения: рука просящего нищего и душа лирического героя. Обманут просящий, стоящий у “врат святых”, он получает камень вместо хлеба. Ожидания лирического героя, его чувства обмануты так же жестоко и бесчеловечно. Текстовыми антонимами в данном контексте становится пара “камень – хлеб”, образуя яркую антитезу во второй строфе стихотворения. Анафора – во второй строфе: “И взор являл живую муку…” ”И кто-то камень положил…”, в третьей строфе: “Так я молил твоей любви…” ”Так чувства лучшие мои…”.

4. Мотив одиночества в лирике поэта, характер лирического героя

Тема одиночества — одна из ключевых в лирике М. Ю. Лермонтова. Она пронизывает множество его произведений, раскрываясь через образ одинокого лирического героя, который ощущает разлад с окружающим миром, непонимание, внутреннюю опустошённость и трагическое отчуждение.

Основные произведения, где ярко выражен мотив одиночества:

1. «Парус» 1832: центральный образ — одинокий парус в море, символизирующий душу лирического героя;
конфликт человека и жизни: «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!»; одиночество осмысляется как неизбежное состояние ищущей, мятежной души.

2. «Выхожу один я на дорогу» 1841: лирический герой одинок перед лицом вселенной; мотивы странничества, душевной опустошённости: «Я ищу свободы и покоя! / Я б хотел забыться и заснуть!»; тоска по гармонии, которой нет в реальном мире.

3. «И скучно и грустно» 1840: монолог одинокого человека, разочарованного в жизни; отрицание всех ценностей: любви, желаний, страстей; итоговая формула одиночества: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — / Такая пустая и глупая шутка».

4. «Как часто, пёстрою толпою окружён…» 1840: контраст между безликой толпой и одинокой душой поэта; ощущение чуждости светскому миру: «Мелькают образы бездушные людей, / Приличьем стянутые маски»; побег в воспоминания как способ спастись от одиночества среди людей.

5. «Пророк» 1841: образ изгоя – пророка, не понятого людьми; одиночество как плата за дар прозрения: «В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья»; уход в пустыню как добровольное отречение от мира.

6. «Нищий» 1830 г.
7. «Я не хочу, чтоб свет узнал…» 1837 г.
8. «Из-под таинственной, холодной полумаски…» 1840–1841 гг.

9. «Нет, я не Байрон…» 1832: самосознание одинокого избранника: «Как он, гонимый миром странник, / Но только с русскою душой»; одиночество как признак особой миссии.

10. «Дума» 1838: коллективное одиночество поколения: «Печально я гляжу на наше поколенье»;
внутренняя пустота и отсутствие целей как форма духовного одиночества.

Характер лирического героя:
Одиночка по природе: сознательно отвергает общество, предпочитая уединение.
Мятежный: ищет бури, не смиряется с судьбой.
Разочарованный: не верит в любовь, дружбу, человеческие ценности.
Избранник: воспринимает одиночество как знак высшей участи.
Странник: вечно в пути, без пристанища.
Наблюдатель: смотрит на мир «с холодным вниманьем».
Трагический: осознаёт безысходность своего положения.

Ключевые мотивы: одиночество среди толпы; одиночество в любви; одиночество поэта – пророка; одиночество как добровольный выбор; космическое одиночество перед лицом вечности.
Лермонтовский герой одинок не только в социуме, но и в самом себе — его внутренняя раздвоенность усугубляет чувство отчуждённости. Это делает тему одиночества одной из самых глубоких и многогранных в лирике поэта.

5. Сравнение мотивов одиночества в стихотворениях поэта.

Общее в теме одиночества в стихотворениях Лермонтова «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий».

Во всех трёх произведениях одиночество лирического героя:
— носит личностный, интимный характер — это не просто физическая изоляция, а внутренняя отчуждённость;
— связано с невозможностью подлинного общения и взаимопонимания: герой не находит отклика ни в обществе, ни в любви;
— выражается через мотив невысказанного чувства — герой либо скрывает переживания, либо его мольбы остаются неуслышанными;
— подкрепляется символическими образами (маска, камень, утёс), усиливающими ощущение изоляции;
имеет трагический оттенок: одиночество воспринимается как неизбежная участь, а не временный эпизод.

Различия в этих стихотворениях:

1. «Я не хочу, чтоб свет узнал…» 1837:
Одиночество как сознательный выбор — герой активно отстраняется от общества, защищая свой внутренний мир.
Противостояние «свету»: одиночество — форма протеста против лицемерия и поверхностности толпы.
Защитная изоляция: герой предпочитает быть непонятым, но свободным, чем принятым ценой лжи.
Ключевой образ — утёс («Он двух стихий жилец угрюмый»), символизирующий несокрушимую внутреннюю стойкость в одиночестве.
Тон: гордо – отрешённый, с нотами вызова.

2. «Из – под таинственной, холодной полумаски…» (1840–1841):
Одиночество в толпе — герой находится среди людей (на балу), но ощущает себя оторванным от них.
Недостижимость идеала: одиночество порождено разрывом между мечтой и реальностью; героиня скрыта под маской, её подлинная сущность недоступна.
Самообман: герой влюбляется в образ, созданный воображением, что обрекает его на одиночество даже в момент встречи.
Ключевой образ — маска, символизирующая фальшь общества и непроницаемость чужого сердца.
Тон: меланхолически – мечтательный, с оттенком горечи.

3. «Нищий» 1830:
Одиночество как результат предательства: герой чувствует себя брошенным и обманутым (сравнение с нищим, которому вместо хлеба дали камень).
Мотив невзаимности: одиночество вызвано внешним ударом — равнодушием любимого человека.
Социальная метафора: личная драма проецируется на общечеловеческую ситуацию — мир жесток и несправедлив.
Ключевой образ — камень в руке нищего, символизирующий жестокость и бесчувствие.
Тон: горько – обличительный, с нотами отчаяния.

Вывод (для рефлексии):

  • В «Я не хочу…» одиночество — добровольная крепость, защита свободы духа.
  • В «Из – под полумаски…» одиночество — плен мечты, изоляция в мире собственных иллюзий.
  • В «Нищем» одиночество — рана от реальности, следствие чужой жестокости и непонимания.

Во всех случаях Лермонтов показывает одиночество как глубинное состояние души, но причины и оттенки этого чувства разнятся: от гордого самоутверждения до горького разочарования.

Домашнее задание (пример)

Выучить наизусть одно (два) из трех стихотворений Лермонтова: «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий».

 


Вы смотрели: Литература 8 класс Поурочные разработки. М.Ю. Лермонтов. Мотив одиночества в лирике поэта, характер лирического героя. Код материалов: Литература Урок №17.

Вернуться к Списку уроков литературы

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней