8 класс онлайн читать: Обществознание Боголюбов Учебник §16-18 «Трудовые отношения в экономике. Современный работник. Финансовые рынки и посредники». Ознакомительный фрагмент. Цитаты из учебника 2023 года авторов Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. В. Половникова [и др.] использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться к ОГЛАВЛЕНИЮ учебника
§ 16. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
ЗАДУМАЕМСЯ: Каждый ли имеет право на труд? Какой труд важнее — умственный или физический? Может ли подросток совмещать учёбу и работу? Как не оказаться безработным?
ВСПОМНИМ: В чём заключаются характерные особенности рыночной экономической системы? Какие бывают виды рынков? Каковы экономические цели и функции государства? Что такое труд как фактор производства? Существуют ли особенности труда в фирмах различных организационно-правовых форм предпринимательства?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда подчиняется общим закономерностям рыночных отношений. Спрос на трудовые услуги предъявляют работодатели, а предлагают услуги наёмные работники. Роль цены трудовых услуг выполняет заработная плата. Добровольность занятости населения в рыночной экономике приводит к появлению безработицы. Высокий уровень безработицы приводит к серьёзным социально-экономическим издержкам для общества и личности. Для поддержания достойного жизненного уровня своих граждан и сохранения социального мира в стране государство использует различные меры помощи населению в поисках работы и трудоустройстве.
ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
- Как стимулируется трудовая деятельность?
- Почему безработица сопутствует рыночной экономике?
- Как определить уровень безработицы в стране?
- Чем вызвана безработица?
- Каковы экономические и социальные последствия безработицы?
- Как государство обеспечивает занятость?
ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ (стр.132)
- Бывшие одноклассники на школьном вечере встречи выпускников делились жизненными успехами, планами и проблемами. Алексей — студент дневного отделения университета. Женя — домохозяйка, воспитывающая ребёнка. Дмитрий не работает и состоит на учёте в городской службе занятости. Татьяна, искавшая работу в прошлом году, прекратила безуспешные поиски, но по-прежнему хочет устроиться на работу. Кто из четверых считается безработным? Поясните свой выбор.
- Заполните в тетради таблицу «Последствия безработицы для общества».
Экономические последствия | Социальные последствия |
Впишите примеры в соответствующий столбец таблицы: потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; снижение уровня доходов семей; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги; рост преступности в стране.
- Рыночная экономика развивается таким образом, что со временем в ней увеличивается доля собственников и экономически самостоятельных производителей. Какое влияние оказывает на эти процессы безработица?
- Старшеклассникам одной из школ был задан вопрос: «Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?» Преобладали следующие ответы: ориентироваться в выборе профессии на ту, которая соответствует потребностям экономического развития региона (отрасли); овладеть системой знаний, умений, образцами поведения, которые позволяют каждому найти себя в новой трудовой деятельности; быть готовым к обучению, переподготовке, овладению второй (смежной) профессией. Что бы вы добавили к этим ответам? Обсудите вопрос с одноклассниками.
УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Узнайте из материалов СМИ, какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику (например, компьютерная грамотность, высокая ответственность и т. п.), какие способности к труду и профессиональную квалификацию (знания, практические навыки по специальности) предлагают наёмные работники в обмен на заработную плату. Предложите одноклассникам составить деловой портрет работника современного производства (возможен письменный опрос, интервью) и проведите обсуждение его составляющих. Разработайте рекомендации (памятку) для подростков по самооценке своих возможностей для будущего трудоустройства, проведите их презентацию в классе.
§ 17. СОВРЕМЕННЫЙ РАБОТНИК
ЗАДУМАЕМСЯ: Могут ли интересы основных участников рынка труда совпадать или противоречить друг другу? Почему выпускники школ составляют значительную часть безработных? Как связаны профессионализм и жизненный успех?
ВСПОМНИМ: Как распознать свои способности? Что продаётся и покупается на рынке труда? Каковы экономические и социальные последствия безработицы?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Современный рынок труда делает наиболее востребованными такие качества работника, как гибкость мышления, стремление осваивать новые знания и профессии, готовность к жёсткой конкуренции. Недостаточный уровень профессионализма работника приводит к росту техногенных аварий и катастроф. Результат общей деятельности зависит в значительной мере от уровня квалификации и ответственности каждого её участника. Готовность и привычка человека к труду — залог жизненного и профессионального успеха. Знания о профессиональной сфере и развитие практических умений помогают осуществить правильный выбор деятельности, в котором заинтересована не только личность, но и общество в целом.
ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
- Какие требования предъявляет современный рынок труда к работнику?
- Какие качества ценят руководители в подчинённых?
- В чём вы видите преимущества профессионализма?
- Как связан выбор жизненного и профессионального пути?
ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ (стр.141)
- Как вы понимаете словосочетание «достойный образ жизни»? Какие составляющие, с вашей точки зрения, в него входят? Обоснуйте ваш выбор.
- Используя различные источники информации, узнайте, что такое производственная авария и катастрофа. В чём их различие? Приведите собственные примеры аварии и катастрофы.
- Проведите дискуссию на тему «Зачем человек трудится?». Примерные вопросы для обсуждения: труд — по призванию или из чувства долга? Труд — внутренняя потребность или вынужденная необходимость? Какое значение имеет общественная ценность твоей работы? Почему сегодня есть люди, не занятые трудом, но живущие вполне благополучно?
- Как в учебной деятельности отражается мир профессий? Только ли школьный предмет «Технология» готовит к труду? В каких профессиях, специальностях чтение составляет основное звено трудовой деятельности, а в каких применяются математические расчёты? С какими профессиями связаны умения, приобретаемые на школьных уроках по курсу «Искусство», а какие предметы учат понимать мотивы поведения людей?
- Занятие бизнесом становится всё более привлекательным для значительной части молодых россиян, особенно 20—25-летних. На вопрос социологов «Что вас привлекает в предпринимательской деятельности (возможны несколько вариантов)?» были получены следующие ответы, представленные в таблице.
Варианты ответа | Число ответивших, % |
Интересно, перспективно, выгодно | 62 |
Хочется жить хорошо, обеспеченно | 24 |
Можно проявить себя, свои способности, жить активной жизнью | 16 |
Возможность заниматься любимым делом и быть его хозяином | 9 |
Получение большего контроля над собственным будущим | 8,1 |
Хочется завоевать авторитет окружающих | 7,2 |
Единственная возможность помочь развитию экономики страны | 6,5 |
Возможность стать более конкурентоспособным и не оказаться безработным | 6,1 |
Обсудите в классе данные таблицы и, опираясь на изученный материал, сделайте все возможные выводы о потребностях и мотивах участия молодёжи в предпринимательской деятельности. Дайте оценку привлекательности этой деятельности для вас и перспектив участия в ней.
- Вы хотите устроиться на работу. Получить желаемую должность и расположить к себе работодателя поможет резюме (краткие сведения о себе). Резюме — ваша визитная карточка. Составьте резюме по предложенной форме.
РЕЗЮМЕ
Общие сведения | Личная информация | Знания, навыки |
Фамилия, имя Должность Занятость График работы Желаемая зарплата Контакты (телефон, электронная почта) | Гражданство Образование Дата рождения Пол | Компьютерные навыки Владение иностранными языками Знание делового этикета Оперативность в работе и т. п. |
УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовьте проект «Профессии, которые мы выбираем». Проведите опрос среди одноклассников, соберите информацию о профессиях и специальностях, возможностях их получения в своём регионе, возможностях будущего трудоустройства и др. Организуйте в классе презентацию проекта с использованием полученных материалов.
§ 18. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И ПОСРЕДНИКИ
ЗАДУМАЕМСЯ: От чего зависит благополучие домашнего очага? Зачем люди создают денежные накопления?
ВСПОМНИМ: В чём суть рыночных отношений в экономике? Почему возникает неравенство доходов? Какие функции выполняют деньги в процессе обмена?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Финансовые рынки в экономике обеспечивают рациональное перераспределение денежных ресурсов между сберегателями и заёмщиками средств. Инструментом реализации товаров финансового рынка являются финансовые посредники. Денежные средства населения — важный источник финансовых ресурсов, используемых на финансовом рынке для пополнения инвестиционных возможностей экономики. Государство, заинтересованное в росте и сохранении финансовых ресурсов семьи, стремится снизить уровень инфляции и поддерживает развитие различных форм сбережений. Население в целях сохранения и приумножения денежных ресурсов активно взаимодействует на взаимовыгодных условиях с основными посредниками финансового рынка.
ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
- Что такое финансовый рынок?
- Зачем нужны финансовые посредники?
- Как изменяются доходы граждан в условиях рыночной экономики?
- Чем реальный доход отличается от номинального?
- Зачем семья создаёт сбережения?
- Какими бывают формы сбережений граждан?
- Какие факторы оказывают влияние на решение населения о взаимодействии с денежно-кредитными организациями?
ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ (стр.150)
- Кто из перечисленных лиц, по-вашему, скорее всего выиграет в условиях роста инфляции: 1) молодая семья, получившая льготный кредит (без выплаты банку процентов) в 500 тыс. руб.; 2) бывший военный, получающий пенсию 20 тыс. руб.; 3) фермер, выплачивающий долгосрочный кредит; 4) рабочий, вложивший сбережения в государственный банк? Поясните свой ответ.
- Заработная плата работников отраслей, услуги которых оплачиваются по фиксированным ставкам из средств государственного бюджета, за год выросла на 20%, а рост цен за этот период составил 11%. Изменились ли реальные доходы работников и если да, то насколько?
- Семья взяла кредит в банке на покупку новой мебели. Срок погашения кредита — 12 месяцев. По условиям договора сумма возвращалась в рассрочку в виде ежемесячных выплат. Банковский процент за кредит был установлен исходя из ожидаемой инфляции 10% в год. Реальный рост цен за год составил 13%. Кто выиграл от этой сделки — банк или заёмщик?
- Вам удалось заработать во время летних каникул и накопить некоторую сумму денег, которой вы планируете воспользоваться для получения среднего профессионального образования. Какой способ сохранения и приумножения своих денежных средств вы выберете с учётом прогнозируемой инфляции 15%? Поясните свой ответ.
УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработайте памятку «Как сохранить и приумножить свои доходы», в которой отразите правила защиты денежных ресурсов семьи от обесценивания. В памятку можно включить, например, следующие правила: 1) вкладывайте деньги по ставке доходности выше уровня инфляции (если прогнозируемый уровень инфляция — 10% в год, то постарайтесь открыть вклад в банке под 11%); 2) следите за здоровьем членов семьи — вложение в здоровье всегда окупается; 3) учитесь — образование и опыт не обесцениваются; 4) покупайте материальные ценности, приобретайте недвижимость — доходность по ним может превосходить темпы инфляции. Подготовьте устное выступление о преимуществах отдельных форм сбережений и инвестирования, учитывая уровень действующей в данный момент инфляции. Обоснуйте свои рекомендации.
Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §16-18 «Трудовые отношения в экономике. Современный работник. Финансовые рынки и посредники». Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
Вернуться к ОГЛАВЛЕНИЮ учебника