Обществознание Боголюбов Учебник §16-18

8 класс онлайн читать: Обществознание Боголюбов Учебник §16-18 «Трудовые отношения в экономике. Современный работник. Финансовые рынки и посредники». Ознакомительный фрагмент. Цитаты из учебника 2023 года авторов Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. В. Половникова [и др.] использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться к ОГЛАВЛЕНИЮ учебника

§ 16. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

ЗАДУМАЕМСЯ: Каждый ли имеет право на труд? Какой труд важнее — умственный или физический? Может ли подросток совмещать учёбу и работу? Как не оказаться безработным?

ВСПОМНИМ: В чём заключаются характерные особенности рыночной экономической системы? Какие бывают виды рынков? Каковы экономические цели и функции государства? Что такое труд как фактор производства? Существуют ли особенности труда в фирмах различных организационно-правовых форм предпринимательства?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа 16

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда подчиняется общим закономерностям рыночных отношений. Спрос на трудовые услуги предъявляют работодатели, а предлагают услуги наёмные работники. Роль цены трудовых услуг выполняет заработная плата. Добровольность занятости населения в рыночной экономике приводит к появлению безработицы. Высокий уровень безработицы приводит к серьёзным социально-экономическим издержкам для общества и личности. Для поддержания достойного жизненного уровня своих граждан и сохранения социального мира в стране государство использует различные меры помощи населению в поисках работы и трудоустройстве.

ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

  1. Как стимулируется трудовая деятельность?
  2. Почему безработица сопутствует рыночной экономике?
  3. Как определить уровень безработицы в стране?
  4. Чем вызвана безработица?
  5. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?
  6. Как государство обеспечивает занятость?

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ (стр.132)

  1. Бывшие одноклассники на школьном вечере встречи выпускников делились жизненными успехами, планами и проблемами. Алексей — студент дневного отделения университета. Женя — домохозяйка, воспитывающая ребёнка. Дмитрий не работает и состоит на учёте в городской службе занятости. Татьяна, искавшая работу в прошлом году, прекратила безуспешные поиски, но по-прежнему хочет устроиться на работу. Кто из четверых считается безработным? Поясните свой выбор.
  2. Заполните в тетради таблицу «Последствия безработицы для общества».
Экономические последствия Социальные последствия

Впишите примеры в соответствующий столбец таблицы: потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; снижение уровня доходов семей; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги; рост преступности в стране.

  1. Рыночная экономика развивается таким образом, что со временем в ней увеличивается доля собственников и экономически самостоятельных производителей. Какое влияние оказывает на эти процессы безработица?
  2. Старшеклассникам одной из школ был задан вопрос: «Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?» Преобладали следующие ответы: ориентироваться в выборе профессии на ту, которая соответствует потребностям экономического развития региона (отрасли); овладеть системой знаний, умений, образцами поведения, которые позволяют каждому найти себя в новой трудовой деятельности; быть готовым к обучению, переподготовке, овладению второй (смежной) профессией. Что бы вы добавили к этим ответам? Обсудите вопрос с одноклассниками.

УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Узнайте из материалов СМИ, какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику (например, компьютерная грамотность, высокая ответственность и т. п.), какие способности к труду и профессиональную квалификацию (знания, практические навыки по специальности) предлагают наёмные работники в обмен на заработную плату. Предложите одноклассникам составить деловой портрет работника современного производства (возможен письменный опрос, интервью) и проведите обсуждение его составляющих. Разработайте рекомендации (памятку) для подростков по самооценке своих возможностей для будущего трудоустройства, проведите их презентацию в классе.


§ 17. СОВРЕМЕННЫЙ РАБОТНИК

ЗАДУМАЕМСЯ: Могут ли интересы основных участников рынка труда совпадать или противоречить друг другу? Почему выпускники школ составляют значительную часть безработных? Как связаны профессионализм и жизненный успех?

ВСПОМНИМ: Как распознать свои способности? Что продаётся и покупается на рынке труда? Каковы экономические и социальные последствия безработицы?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа 17

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Современный рынок труда делает наиболее востребованными такие качества работника, как гибкость мышления, стремление осваивать новые знания и профессии, готовность к жёсткой конкуренции. Недостаточный уровень профессионализма работника приводит к росту техногенных аварий и катастроф. Результат общей деятельности зависит в значительной мере от уровня квалификации и ответственности каждого её участника. Готовность и привычка человека к труду — залог жизненного и профессионального успеха. Знания о профессиональной сфере и развитие практических умений помогают осуществить правильный выбор деятельности, в котором заинтересована не только личность, но и общество в целом.

ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

  1. Какие требования предъявляет современный рынок труда к работнику?
  2. Какие качества ценят руководители в подчинённых?
  3. В чём вы видите преимущества профессионализма?
  4. Как связан выбор жизненного и профессионального пути?

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ (стр.141)

  1. Как вы понимаете словосочетание «достойный образ жизни»? Какие составляющие, с вашей точки зрения, в него входят? Обоснуйте ваш выбор.
  2. Используя различные источники информации, узнайте, что такое производственная авария и катастрофа. В чём их различие? Приведите собственные примеры аварии и катастрофы.
  3. Проведите дискуссию на тему «Зачем человек трудится?». Примерные вопросы для обсуждения: труд — по призванию или из чувства долга? Труд — внутренняя потребность или вынужденная необходимость? Какое значение имеет общественная ценность твоей работы? Почему сегодня есть люди, не занятые трудом, но живущие вполне благополучно?
  4. Как в учебной деятельности отражается мир профессий? Только ли школьный предмет «Технология» готовит к труду? В каких профессиях, специальностях чтение составляет основное звено трудовой деятельности, а в каких применяются математические расчёты? С какими профессиями связаны умения, приобретаемые на школьных уроках по курсу «Искусство», а какие предметы учат понимать мотивы поведения людей?
  5. Занятие бизнесом становится всё более привлекательным для значительной части молодых россиян, особенно 20—25-летних. На вопрос социологов «Что вас привлекает в предпринимательской деятельности (возможны несколько вариантов)?» были получены следующие ответы, представленные в таблице.
Варианты ответа Число ответивших, %
Интересно, перспективно, выгодно 62
Хочется жить хорошо, обеспеченно 24
Можно проявить себя, свои способности, жить активной жизнью 16
Возможность заниматься любимым делом и быть его хозяином 9
Получение большего контроля над собственным будущим 8,1
Хочется завоевать авторитет окружающих 7,2
Единственная возможность помочь развитию экономики страны 6,5
Возможность стать более конкурентоспособным и не оказаться безработным 6,1

Обсудите в классе данные таблицы и, опираясь на изученный материал, сделайте все возможные выводы о потребностях и мотивах участия молодёжи в предпринимательской деятельности. Дайте оценку привлекательности этой деятельности для вас и перспектив участия в ней.

  1. Вы хотите устроиться на работу. Получить желаемую должность и расположить к себе работодателя поможет резюме (краткие сведения о себе). Резюме — ваша визитная карточка. Составьте резюме по предложенной форме.

РЕЗЮМЕ

Общие сведения Личная информация Знания, навыки
Фамилия, имя Должность Занятость График работы Желаемая зарплата Контакты (телефон, электронная почта) Гражданство Образование Дата рождения Пол Компьютерные навыки Владение иностранными языками Знание делового этикета Оперативность в работе и т. п.

УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовьте проект «Профессии, которые мы выбираем». Проведите опрос среди одноклассников, соберите информацию о профессиях и специальностях, возможностях их получения в своём регионе, возможностях будущего трудоустройства и др. Организуйте в классе презентацию проекта с использованием полученных материалов.


§ 18. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И ПОСРЕДНИКИ

ЗАДУМАЕМСЯ: От чего зависит благополучие домашнего очага? Зачем люди создают денежные накопления?

ВСПОМНИМ: В чём суть рыночных отношений в экономике? Почему возникает неравенство доходов? Какие функции выполняют деньги в процессе обмена?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа 18

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Финансовые рынки в экономике обеспечивают рациональное перераспределение денежных ресурсов между сберегателями и заёмщиками средств. Инструментом реализации товаров финансового рынка являются финансовые посредники. Денежные средства населения — важный источник финансовых ресурсов, используемых на финансовом рынке для пополнения инвестиционных возможностей экономики. Государство, заинтересованное в росте и сохранении финансовых ресурсов семьи, стремится снизить уровень инфляции и поддерживает развитие различных форм сбережений. Население в целях сохранения и приумножения денежных ресурсов активно взаимодействует на взаимовыгодных условиях с основными посредниками финансового рынка.

ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

  1. Что такое финансовый рынок?
  2. Зачем нужны финансовые посредники?
  3. Как изменяются доходы граждан в условиях рыночной экономики?
  4. Чем реальный доход отличается от номинального?
  5. Зачем семья создаёт сбережения?
  6. Какими бывают формы сбережений граждан?
  7. Какие факторы оказывают влияние на решение населения о взаимодействии с денежно-кредитными организациями?

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ (стр.150)

  1. Кто из перечисленных лиц, по-вашему, скорее всего выиграет в условиях роста инфляции: 1) молодая семья, получившая льготный кредит (без выплаты банку процентов) в 500 тыс. руб.; 2) бывший военный, получающий пенсию 20 тыс. руб.; 3) фермер, выплачивающий долгосрочный кредит; 4) рабочий, вложивший сбережения в государственный банк? Поясните свой ответ.
  2. Заработная плата работников отраслей, услуги которых оплачиваются по фиксированным ставкам из средств государственного бюджета, за год выросла на 20%, а рост цен за этот период составил 11%. Изменились ли реальные доходы работников и если да, то насколько?
  3. Семья взяла кредит в банке на покупку новой мебели. Срок погашения кредита — 12 месяцев. По условиям договора сумма возвращалась в рассрочку в виде ежемесячных выплат. Банковский процент за кредит был установлен исходя из ожидаемой инфляции 10% в год. Реальный рост цен за год составил 13%. Кто выиграл от этой сделки — банк или заёмщик?
  4. Вам удалось заработать во время летних каникул и накопить некоторую сумму денег, которой вы планируете воспользоваться для получения среднего профессионального образования. Какой способ сохранения и приумножения своих денежных средств вы выберете с учётом прогнозируемой инфляции 15%? Поясните свой ответ.

УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработайте памятку «Как сохранить и приумножить свои доходы», в которой отразите правила защиты денежных ресурсов семьи от обесценивания. В памятку можно включить, например, следующие правила: 1) вкладывайте деньги по ставке доходности выше уровня инфляции (если прогнозируемый уровень инфляция — 10% в год, то постарайтесь открыть вклад в банке под 11%); 2) следите за здоровьем членов семьи — вложение в здоровье всегда окупается; 3) учитесь — образование и опыт не обесцениваются; 4) покупайте материальные ценности, приобретайте недвижимость — доходность по ним может превосходить темпы инфляции. Подготовьте устное выступление о преимуществах отдельных форм сбережений и инвестирования, учитывая уровень действующей в данный момент инфляции. Обоснуйте свои рекомендации.

 


Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §16-18 «Трудовые отношения в экономике. Современный работник. Финансовые рынки и посредники». Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться к ОГЛАВЛЕНИЮ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней