8 класс онлайн читать: Обществознание Боголюбов Учебник §19-21 «Банковские услуги. Страховые услуги. Финансовая безопасность». Ознакомительный фрагмент. Цитаты из учебника 2023 года авторов Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. В. Половникова [и др.] использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться к ОГЛАВЛЕНИЮ учебника
§ 19. БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ
ЗАДУМАЕМСЯ: Как вы понимаете высказывание древнеримского философа Марка Туллия Цицерона: «Бережливость — большой доход»? Какие услуги предоставляют гражданам современные банки? Что нужно знать, чтобы грамотно этими услугами воспользоваться?
ВСПОМНИМ: Каковы функции денег в экономике? Как инфляция влияет на доходы семьи? Зачем и в какой форме создаются сбережения? Можно ли не только сохранить, но и приумножить свои сбережения?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Банк — один из участников финансового рынка, финансовый посредник, который предоставляет населению различные финансовые услуги (депозит, кредит, денежные переводы, обмен валюты и др.) в целях получения обоюдной выгоды от использования денежных средств. Развитию банковских услуг способствуют совершенствование дистанционных форм и электронные технологии банковского обслуживания.
ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
- Какие финансовые услуги предоставляют банки гражданам?
- Что такое депозит, дебетовая карта, кредитная карта? С какой целью банки привлекают сбережения граждан?
- Что такое потребительский кредит? Чем он отличается от займа?
- Перечислите формы дистанционного банковского обслуживания. Охарактеризуйте их.
- Как защититься от финансовых мошенников?
ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ (стр.160)
- Учёные-экономисты утверждают, что главный принцип рынка — сделка должна быть выгодной как продавцу, так и покупателю. Благодаря этому все достигают наилучшего для себя результата. Можно ли согласиться с этим высказыванием? Объясните, в чём выгода банковской сделки для её основных участников, для экономики и общества в целом.
- Подготовьте устное сообщение или электронную презентацию по теме «Потребительский кредит: цели, условия, права и обязанности участников, возможные риски для заёмщиков и кредиторов». Обсудите свою работу в классе.
- В наши дни многие сделки с жильём совершаются с помощью ипотеки. Представьте, что ваша семья решила приобрести квартиру и рассматривает вариант использования ипотечного кредита. Что бы вы посоветовали учесть при выборе рационального способа решения этой проблемы в сложившихся социально-экономических условиях? Аргументируйте свои предложения.
- Разработайте буклет-памятку (можно иллюстрированный) на тему «Как безопасно пользоваться банковской картой».
- Найдите в публикациях СМИ, Интернете и проанализируйте информацию о борьбе финансовых организаций с различными формами финансового мошенничества. Опираясь на полученные знания и личный опыт, обсудите с одноклассниками способы защиты своих денежных средств.
УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработайте программу исследования «Выбираем свой банк», направленную на изучение деятельности кредитно-финансовых учреждений в вашем регионе. В программу можно включить: анализ рекламной продукции банков (материалы Интернета, местных СМИ, рекламные буклеты), знакомство с финансовыми услугами банка (беседа с родителями, знакомыми, сотрудниками банка). В выступлении расскажите о преимуществах банковских продуктов, предлагаемых тем или иным банком потребителям, прокомментируйте назначение различных банковских услуг. Результаты исследования оформите в виде информационного стенда.
§20. СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ
ВСПОМНИМ. Друзья-одноклассники договорились пойти в поход в горы. «Не забудьте страховку», — напомнил один из них. «Она нужна только трусливым и неуверенным в себе», — отмахнулся другой. Какую позицию вы бы поддержали? Только ли скалолазам нужна страховка? А каждому человеку в повседневной жизни? От каких событий можно застраховаться и как это сделать?
ВСПОМНИМ. Зачем семья создаёт сбережения? Почему государство заинтересовано поддерживать рост реальных доходов населения? Какими банковскими услугами могут воспользоваться граждане?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Страхование — механизм финансовой защиты имущества и интересов граждан и организаций от различных рисков. Деятельность страховых компаний направлена на компенсацию ущерба или создание денежного резерва на случай наступления неблагоприятных событий. Россияне используют более двадцати видов страховых услуг: страхование имущества, здоровья, жизни, ответственности и др. Страхование жизни и грамотное инвестирование позволяет гражданам создавать накопления к выходу на пенсию.
ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
- Что такое страхование? Охарактеризуйте суть этой финансовой услуги.
- Объясните понятия: страхователь, страховщик, страховая выплата, страховой полис.
- Как можно застраховать риски непредвиденных событий?
- Перечислите виды страховых услуг.
- Что необходимо для получения страховой выплаты?
- В чём преимущества страхования жизни?
- Какими навыками и знаниями должен обладать финансово грамотный человек?
ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ (стр.168)
- В семье Петровых папа работает, мама — домохозяйка, сын — школьник, увлечённый игрой в хоккей, дочь учится в вузе. При обсуждении на семейном совете вопросов страхования мнения разделились. Папа высказался категорично: «Напрасная трата денег, которых, как правило, лишних не бывает». Дочь возразила: «Можно застраховать квартиру — она у нас единственная». Сын усомнился в правильности выбора сестры: «Зачем? Вряд ли в нашу квартиру попадёт метеорит или ударит молния». Мама подвела итог обсуждению: «Спасательный круг, может быть, нам сегодня и не понадобится, но о некоторой подушке безопасности надо вовремя позаботиться, а не рассчитывать, что авось пронесёт». Какие риски вы бы посоветовали застраховать этой семье? Предложите варианты выбора и обоснуйте их.
- Во время поездок в общественном транспорте вы, наверное, обращали внимание на объявление: «Жизнь и здоровье пассажиров застрахованы компанией-перевозчиком». Как вы понимаете эту фразу? От каких рисков может спасти данный вид страхования? При ответе используйте ресурсы Интернета (например, информацию по запросу «Страхование пассажиров при перевозках на транспорте»). Узнайте, на какие виды транспорта распространяется обязательство страхования гражданской ответственности перевозчика, каков порядок и размеры возмещения им вреда пассажирам. Подготовьте, используя полученные материалы, устное сообщение (или презентацию) и обсудите с одноклассниками необходимость этого вида страхования.
- Ваш старший брат увлёкся подводным плаванием (дайвингом) и решил заказать специальное оборудование через Интернет. При оформлении заказа компания-поставщик настоятельно рекомендовала ему застраховать доставку. Какое решение вы бы посоветовали ему принять? От каких неблагоприятных ситуаций целесообразно застраховать свой заказ?
- Перед вами начало инструкции грамотного финансового поведения: «Финансово грамотный человек всегда помнит, что НЕЛЬЗЯ: 1) передавать деньги в организации, которые не обладают лицензиями на осуществление деятельности на финансовом рынке; 2) давать деньги в долг друзьям без расписки, поскольку это может привести к потере и денег, и друзей; 3) … ». Какие пункты можно добавить в инструкцию? Продолжите её. Обсудите результаты в классе.
УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Создайте в классе группу для работы над проектом «Как деньги служат людям». Цель проекта — определить социальную и личностную значимость страховых, банковских, инвестиционных финансовых продуктов.
§ 21. ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЗАДУМАЕМСЯ. Какие жизненные ситуации могут сопровождаться финансовыми потерями? Что способствует нашему финансовому благополучию? Как можно защитить личные финансы от потерь?
ВСПОМНИМ. Какими финансовыми услугами пользуются граждане? Что следует учитывать при выборе банковских и страховых продуктов? Почему семьи создают сбережения?
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Принимая финансовые решения, люди часто не понимают или недооценивают вероятные финансовые риски и поэтому теряют личные денежные средства. Внимательное отношение к вопросам собственной финансовой безопасности должно присутствовать и в повседневном поведении человека, пользующегося банковскими картами, онлайн-сервисами, и при решениях воспользоваться определёнными финансовыми продуктами на основе конкретных предложений участников финансового рынка. Для того чтобы какая-либо непредвиденная ситуация не привела к существенному ухудшению материального положения, каждому человеку и каждой семье необходимо создать и поддерживать собственный запас денежных средств — финансовую подушку безопасности, позволяющую вести привычный образ жизни в непредвиденных ситуациях в случаях неплановых крупных трат.
ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
- С помощью каких мер можно защитить личные финансы?
- Какими могут быть последствия необдуманных финансовых решений?
- Как финансовая подушка безопасности защищает человека и его семью?
- Почему важно обладать навыками обеспечения собственной финансовой безопасности?
- Какие виды финансового мошенничества распространены в современном обществе?
ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ (стр.175)
- По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), в июле 2020 г. 82% россиян владели хотя бы одной банковской картой. Треть владельцев карт в России (31%) сталкивались с вымогательством денежных средств мошенниками. При этом только 10% россиян, имеющих банковские карты, дали верные ответы на вопрос о том, какие данные карты можно сообщать человеку, представившемуся сотрудником банка. Какие выводы можно сделать, используя эти данные?
- Многие консультанты рекомендуют для достижения финансовых целей использовать электронные сервисы, предоставляемые государством. Как вы думаете, почему?
- Сергею К. позвонили на мобильный телефон от имени службы безопасности банка. Звонивший сообщил, что со счёта Сергея запрошена большая сумма и банк собирается эту операцию заблокировать, для чего нужны определённые сведения. Сергей никому не сообщает сведений, связанных с банковским счётом. Он сказал, что сам зайдёт в банк, чтобы решить все вопросы лично, и попросил звонившего назвать свою фамилию, имя и отчество, а также адрес расположения отделения банка, откуда он звонит. Правильно ли поступил Сергей? Свой ответ обоснуйте.
- Кате в социальной сети написала давняя знакомая. Сказала, что покупает что-то, но у неё разрядился телефон. Она попросила Катю принять на свой телефон СМС-сообщение и написать ей присланный в нём код. Катя проявила осторожность, позвонила подруге и узнала, что та ей ничего не писала. Зачем мошенница попросила принять СМС-сообщение и прислать ей код? Какими могли быть действия Кати в этой ситуации и их последствия?
УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Соберите материал и подготовьте выступление на тему «Неблагоприятные последствия рискованных финансовых решений». В процессе работы обратите внимание на данные, свидетельствующие о том, что неблагоприятные последствия рискованных финансовых решений особенно опасны, если их принимают люди с низкими доходами, социально менее защищённые.
Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §19-21 «Банковские услуги. Страховые услуги. Финансовая безопасность». Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
Вернуться к ОГЛАВЛЕНИЮ учебника