Проверочная работа по литературе 8 класс ВПР 2025. Демовариант базового уровня с ответами и решениями. Образец ВПР Литература Демовариант. На выполнение проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 6 заданий. В образце представлены два примера блока заданий 3–5. В реальных вариантах проверочной работы будет предложен только один блок.
Проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ
(базовый уровень) 8 КЛАСС. Образец
№ 1. Как называется острое столкновение героев, характеров, жизненных принципов, положенное в основу действия литературного произведения?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: конфликт.
№ 2. Как называется средство создания художественных образов – форма воссоздания жизни в литературном произведении, основанная на творческом воображении автора, не имеющая прямых соответствий в реальности?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: вымысел.
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст

№ 3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «памятная надпись, отклик на известие о чьей–то смерти».
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: эпитафия.
№ 4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ:
A) …на стене висел ещё диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени.
Б) Сердце моё заныло.
B) – Государь, – сказал он дрожащим голосом…
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: 1) олицетворение, 2) эпитет, 3) сравнение, 4) метафора.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами А Б В.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: 342
Дайте развёрнутый ответ на задание № 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 50 слов.
№ 5. Объясните, почему Швабрин в приведённой сцене «казался сам не свой».
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Возможный вариант ответа:
Швабрин сам не свой, он едва сдерживает своё волнение во время внезапного приезда Пугачёва в Белогорскую крепость: «Государь, – сказал он дрожащим голосом…». Он понимает, что совершил подлость (недаром в описании его поведения использован эпитет «подлые»), похитив Машу и принуждая её к замужеству. Как нечестный и трусливый человек по внешнему виду и поведению Пугачёва он догадался, что тот приехал не с добрыми намерениями. А присутствие Гринёва подсказывает Швабрину, что приезд Пугачёва связан именно с судьбой Маши. Зная крутой нрав Пугачёва и его жестокость по отношению к неугодным, Швабрин панически боится за свою дальнейшую судьбу и даже жизнь.
Содержание ответа может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке
ИЛИ (блок 3–5)
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст

№ 3. Выпишите из текста слово, которое означает «повседневность, заурядность».
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: обыденность/обыденности.
№ 4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ:
A) … Сойдёт огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
Б) С утра обременённая работой,
Трудом лесов.
B) Вздохнут леса, опущенные в воду.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
1) анафора, 2) звукопись, 3) сравнение, 4) олицетворение.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами А Б В.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Ответ: 324
Дайте развёрнутый ответ на задание № 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 50 слов.
№ 5. Объясните, как в стихотворении раскрывается взаимоотношение человека и природы.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Возможный вариант ответа:
В первой части стихотворения изображён человек, не замечающий подлинного величия и красоты природы. Поэт использует эпитет «не очарованный», характеризуя такого человека. Природа в ответ скрывает от человека своё очарование: используется олицетворение «смотрит с неохотой», она как будто погружена в повседневные заботы (олицетворение «обременённая работой»). Во второй части стихотворения мир преображается. Наступающий вечер характеризуется эпитетом «таинственный». Мир природы «поистине хорош». Всё оживает и движется – в этой части стихотворения много глаголов: «блеснёт», «упадёт», «вздохнут», «загорится» и др. В ответ меняется и взгляд человека на окружающий мир и природу: человек восхищён природой, смотрит на неё, «ликуя».
Содержание ответа может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке
Напишите мини–сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.
№ 6. Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему становления человека, осознания им жизненных ценностей? Чему именно Вас научило это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть СПИСОК возможных произведений
В русской и советской литературе тема становления личности и осознания жизненных ценностей – одна из ключевых. Обычно используют 7 значимых произведений, раскрывающих эту тему:
- Л. Н. Толстой — «Детство. Отрочество. Юность»
Почему: Автобиографическая трилогия показывает, как герой (Николенька Иртеньев) проходит этапы взросления, сталкивается с первыми разочарованиями, открывает для себя сложность мира и нравственные вопросы.
- Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание»
Почему: Родион Раскольников проходит путь от гордыни и бунта к раскаянию и духовному возрождению, осознавая ценность человеческой жизни и необходимость смирения.
- А. П. Чехов — «Ионыч»
Почему: Доктор Старцев деградирует, превращаясь из мечтательного юноши в циничного обывателя, что заставляет задуматься о выборе жизненных ценностей и опасности духовного оскудения.
- М. Горький — «Детство» (из автобиографической трилогии)
Почему: Герой (Алёша Пешков) проходит через жестокость и несправедливость, но сохраняет стремление к добру и познанию, показывая, как трудности формируют характер.
- А. С. Грин — «Алые паруса»
Почему: История Ассоль и Грея – это гимн мечте и вере в чудо, показывающий, как чистота души и целеустремлённость помогают человеку обрести счастье.
- В. Г. Распутин — «Уроки французского»
Почему: Мальчик из бедной семьи сталкивается с голодом и несправедливостью, но благодаря доброте учительницы понимает ценность человеческого участия и нравственной стойкости.
- Б. Л. Васильев — «А зори здесь тихие…»
Почему: Пять девушек-зенитчиц, каждая со своей судьбой, осознают ценность жизни и долга перед Родиной, жертвуя собой в войне.
Эти произведения охватывают разные эпохи и аспекты взросления – от нравственных исканий до социальной адаптации, показывая, как человек обретает (или теряет) себя в мире. Но Вы можете выбрать любое другое произведение, не основываясь на нашем предложении!
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОБРАЗЕЦ мини–сочинения
Сочинение по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского».
Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» раскрывает тему становления человека через историю одиннадцатилетнего мальчика, который ради учёбы вынужден уехать из родной деревни в город. Герой сталкивается с голодом, одиночеством и жестокостью сверстников, но не сдаётся, проявляя удивительную стойкость. Его жизненные ценности – честность, упорство и жажда знаний – проходят испытание.
Особенно важна роль учительницы Лидии Михайловны, которая, видя его трудности, не просто помогает с французским, но и пытается поддержать его материально, даже играя с ним на деньги. Этот поступок, за который её увольняют, показывает, что истинная доброта – выше формальных правил.
Это произведение научило меня, что в трудных обстоятельствах важно сохранять достоинство, а помощь ближнему – не просто долг, а проявление человечности. Оно также заставило задуматься о том, что настоящие учителя – это те, кто воспитывает не только ум, но и душу. (~150 слов)
Вы смотрели: Проверочная работа по литературе 8 класс ВПР 2025. Демовариант базового уровня с ответами и решениями. Образец ВПР Литература Демовариант.
(с) Источник: ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО). Ссылка: VPR_LI-8_DEMO_2025.pdf [Электронный ресурс] Дата запроса: 12.04.2025г. (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки).