Всеобщая история Конспект №21

Конспект по всеобщей истории 8 класс параграф 21 + Тест с ответами. Краткое содержание § 21-22. Империя Наполеона Бонапарта: от триумфа до краха (1) по гос. учебнику автор Мединский Чубарьян. Несколько вариантов конспекта по теме. Код материалов: Всеобщая история Конспект №21.

Вернуться к Списку конспектов

Конспект §21-22. Империя Наполеона Бонапарта (1)

Это 1-я часть параграфа 21-22 гос учебника (пункты 1-4).
Окончание параграфа смотрите тут: Конспект № 22.

А) Краткое содержание пп.1-4 параграфа

После переворота 18 брюмера 1799 года и установления пожизненного консульства Наполеон Бонапарт в 1804 году провозгласил себя императором французов, основав Первую Французскую империю, которая просуществовала до 1814 года. Его власть опиралась не только на силу и принуждение, но и на активное формирование общественного мнения через пропаганду и создание культа личности. Важнейшими внутренними преобразованиями стали Гражданский кодекс 1804 года, укрепление вертикали власти через префектов и стабилизация экономики. Внешняя политика характеризовалась непрерывными войнами, вызванными личным честолюбием Наполеона, англо-французскими противоречиями и интересами французской буржуазии. После ряда побед над коалициями европейских держав и установления континентальной блокады против Англии Наполеон подошёл к ключевому моменту — подписанию мира с Россией.

Б) Конспект по пунктам параграфа

1. Необычная империя.

  • Период Первой империи во Франции длился с 1804 по 1814 г.
  • После переворота 18 брюмера (9 ноября) 1799 г. власть сосредоточилась в руках первого консула — Бонапарта.
  • Конституция 18 мая 1804 г. превратила Францию в монархию, но на практике Наполеон правил единолично.
  • Его титул — «император французов» — подчёркивал связь с народом, а не с территорией.
  • Власть опиралась на силу, принуждение и контроль над общественным мнением.

2. Законодатель, реформатор… пропагандист?

  • Ключевая внутренняя реформа — «Гражданский кодекс» 1804 г. (позднее — «Кодекс Наполеона»).
  • Другие важные мероприятия:
    • Учреждение должности префектов.
    • Создание Банка Франции в 1800 г., введение золотого содержания франка.
    • Конкордат 1801 г. с Ватиканом.
  • Наполеон активно создавал культ личности с помощью:
    • Абсолютной цензуры и контроля над газетами.
    • Пропаганды в архитектуре (ампир), искусстве и музыке.

3. Почему войны продолжались?

Причины войн:

  • Личное честолюбие Наполеона и его «наполеоновские планы».
  • Выгода для нового дворянства и крупной буржуазии Франции.
  • Англо-французские противоречия (колониальные и торговые).

4. На пути к Тильзиту.

  • Война Третьей коалиции (1805 г.): ключевое событие — битва при Аустерлице (2 декабря 1805 г.).
  • Четвёртая коалиция (1806 г.): разгром Пруссии в битвах под Йеной и Ауэрштедтом.
  • В 1806 г. в Берлине Наполеон подписал указ о континентальной блокаде, чтобы подорвать экономику Англии.
  • В 1807 г. после сражений при Прейсиш-Эйлау и Фридланде с Россией стал неизбежен мир.

Это 1-я часть параграфа 21-22 гос учебника (пункты 1-4).
Окончание параграфа смотрите тут: Конспект № 22.

В) Большой конспект

1. Необычная империя.

В мае 1804 г. во Франции была провозглашена Французская империя. Её необычность заключалась не в восстановлении монархии после революции, а в характере власти Наполеона Бонапарта. Период Первой империи длился с 1804 по 1814 г.

Хотя формально страна была конституционной монархией (Конституция 18 мая 1804 г.), на практике Наполеон правил единолично. Для удержания власти он использовал не только силу и подавление оппозиции, но и идеологическое обоснование. Он позиционировал себя как наследника революции, правившего “от имени народа”, что отражалось в его титуле “император французов” и использовании (сфальсифицированных) плебисцитов. Ключом к его власти, по его собственному признанию, было общественное мнение.

Свидетельство эпохи из беседы с австрийским министром К. Меттернихом в 1813 г. показывает, что Наполеон осознавал шаткость своего положения по сравнению с “легитимными” монархами, так как его власть целиком зависела от силы и страха, а не права наследования.

Ответы на вопросы в параграфе:

  1. ❓ Каким образом Наполеон старался закрепить за собой власть? Через сочетание силы (репрессии, вертикаль власти) и идеологии (плебисциты, титул “император французов”, риторика о представительстве народа).
  2. ❓ В чём, на взгляд Наполеона, заключалось различие между ним и легитимными правителями? Легитимные монархи, даже проигрывая войны, могли сохранить трон благодаря праву наследования. Власть же Наполеона, “вчерашнего солдата”, целиком зависела от его силы и способности внушать страх, и любое поражение могло её уничтожить.

Интересный факт. Знаете ли вы, что Наполеон Бонапарт был одним из самых “популярных” монархов в истории благодаря… консервам? Именно для снабжения его армии французский кондитер Николя Аппер изобрёл способ консервации продуктов в стеклянных банках, за что получил от императора личную премию.

2. Законодатель, реформатор… пропагандист?

Наполеон Бонапарт считал своим главным достижением не военные победы, а Гражданский кодекс 1804 года («Кодекс Наполеона»). Этот документ, основанный на равенстве прав и свободе личности, стал передовым для своей эпохи и оказал влияние на многие страны.

Во внутренней политике он провел ряд важных реформ: учредил должность префектов для усиления власти на местах, создал Банк Франции в 1800 году и подписал Конкордат 1801 года с Ватиканом, восстановив отношения с католической церковью.

Одновременно Наполеон активно формировал собственный культ личности, используя для этого государственную машину. Газеты, находящиеся под строгой цензурой, архитектура в стиле ампир, плакаты, музыка и даже картины известных художников (например, Ж.-Л. Давида) служили целям пропаганды, создавая образ гениального и непобедимого лидера.

Интересный факт. Знаешь ли ты, что знаменитый дорожный знак «километровый столб» и привычная нам система нумерации домов с чётными и нечётными сторонами были введены в Европе именно по приказу Наполеона? Это было частью его грандиозных реформ по упорядочиванию жизни империи.

3. Почему войны продолжались?

Войны продолжались по нескольким ключевым причинам:

  1. Характер власти и амбиции Наполеона. Его режим зависел от побед. Им двигало гигантское честолюбие и стремление к мировой империи, вдохновлённое примером Карла Великого. Он вынашивал «восточную мечту» (поход на Индию) и планы влияния по всему миру.
  2. Поддержка внутри Франции. Война была выгодна новой знати и крупной буржуазии, которые богатели на эксплуатации завоёванных земель и устранении конкурентов, особенно английских.
  3. Англо-французские противоречия. Англия была главным противником — их конфликт шёл из-за колоний и торговли. Именно Англия финансировала и организовывала антифранцузские коалиции.

Несмотря на риторику о «войне за мир», которую использовал Наполеон для оправдания новых походов, Европа лишь глубже погружалась в длительный конфликт.

Интересный факт. Знаменитая треуголка Наполеона не только стала его символом, но и была частью образа «простого солдата» — в отличие от пышных головных уборов других монархов, он намеренно носил скромную и практичную шляпу.

4. На пути к Тильзиту.

После непродолжительного Амьенского мира 1802 г., конфликт между Францией и Англией вспыхнул вновь из-за спора вокруг острова Мальта. В войне Третьей коалиции (1805 г.) решающей стала победа Наполеона в битве при Аустерлице (2 декабря 1805 г.), тогда как поражение французского флота при Трафальгаре от адмирала Г. Нельсона обезопасило Англию.

Наполеон продолжил укреплять свою власть в Европе, создав Рейнский союз и упразднив Священную Римскую империю (1806 г.). В ответ Пруссия вступила в Четвертую коалицию (1806 г.), но была быстро разгромлена в битвах под Йеной и Ауэрштедтом. После взятия Берлина Наполеон ввел континентальную блокаду — экономическую войну против Англии.

Несмотря на упорное сопротивление русско-прусских войск, особенно в тяжелом сражении при Прейсиш-Эйлау (февраль 1807 г.), их поражение под Фридландом вынудило стороны искать мира, что привело к переговорам в Тильзите.

Ответ на вопрос: Континентальная блокада была введена с целью подорвать экономику Англии, поскольку Наполеон не мог победить её на море после поражения при Трафальгаре.

Интересный факт для школьников: Знаменитая Трафальгарская площадь в Лондоне названа в честь победы адмирала Нельсона, а огромный памятник ему установлен на колонне высотой с 5-этажный дом, чтобы символизировать его величие.

Г) Оффлайн тест для проверки знаний

Вопрос №1: В каком году Наполеон Бонапарт был провозглашён императором, и начался период Первой империи во Франции?
А) 1799 г.
Б) 1802 г.
В) 1804 г.
Г) 1814 г.

Скрытый текст
В 1804 г.

Вопрос №2: Какой документ, по мнению самого Наполеона, был его главным достижением, которое «будет жить вечно»?
А) Конкордат 1801 года
Б) Конституция 1804 года
В) Гражданский кодекс
Г) Указ о континентальной блокаде

Скрытый текст
В Гражданский кодекс

Вопрос №3: С какой целью Наполеон Бонапарт ввёл континентальную блокаду?
А) Укрепить торговые связи с Россией
Б) Подорвать экономику Великобритании
В) Усилить влияние во Франкфурте
Г) Развить промышленность в Пруссии

Скрытый текст
Б Подорвать экономику Великобритании

Вопрос №4: Какое важное внутриполитическое мероприятие Наполеона восстановило отношения Франции с католической церковью?
А) Принятие Гражданского кодекса
Б) Создание Банка Франции
В) Подписание Конкордата
Г) Учреждение института префектов

Скрытый текст
В Подписание Конкордата

Вопрос №5: Одной из причин непрерывных войн эпохи Наполеона было стремление императора реализовать свои масштабные замыслы. Как они называются?
А) «Великие проекты»
Б) «Наполеоновские планы»
В) «Имперские амбиции»
Г) «Бонапартовы идеи»

Скрытый текст
Б «Наполеоновские планы»

Вопрос №6: Какое сражение 1805 года, известное как «битва трёх императоров», стало решающей победой Наполеона над армиями Третьей коалиции?
А) При Трафальгаре
Б) При Аустерлице
В) Под Йеной и Ауэрштедтом
Г) При Прейсиш-Эйлау

Скрытый текст
Б При Аустерлице

Вопрос №7: Какой титул использовал Наполеон, чтобы подчеркнуть свою связь с народом, а не с территорией государства?
А) Император Франции
Б) Император Галлии
В) Император французов
Г) Император Республики

Скрытый текст
В Император французов

 


Вы смотрели: конспект по всеобщей истории к учебнику 8 класса §21-22. Империя Наполеона Бонапарта: от триумфа до краха (1). Краткое содержание темы учебника. Несколько вариантов конспекта. Тест проверки знаний по изученной теме. Код материалов: Всеобщая история Конспект №21.
Вернуться к Списку конспектов по всеобщей истории

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней