Биология Пасечник Учебник §47

Читать онлайн Биология Пасечник Учебник §47 «Внутреннее строение и жизнедеятельность млекопитающих» (2023г). Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни). Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника «Биология : 8-й класс : базовый уровень : учебник / Пасечник, Суматохин, Гапонюк — 272 с.» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Биология 8 класс (УМК п/р Пасечника) § 47.

<< § 46   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 48 >>


§47. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ
И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

ВСПОМНИТЕ:
1. Что такое внутренний скелет?
2. Что такое круги кровообращения?

Опорно-двигательная система млекопитающих.

Скелет млекопитающих (рис. 137) состоит из черепа, позвоночника, поясов конечностей и самих конечностей. Череп имеет довольно крупную мозговую коробку, что обусловлено большими размерами головного мозга. В углублениях челюстей помещаются зубы (рис. 138). Резцы расположены в передних частях челюстей. С их помощью звери кусают и грызут. Клыки обычно служат для захватывания и разрывания добычи. Коренные зубы используются для пережёвывания пищи. В зависимости от выполняемой функции зубы могут быть видоизменены. Так, бивни слона (видоизменённые резцы) служат для защиты и нападения.

Позвоночник млекопитающих расчленён на отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Строение конечностей у разных видов зверей сильно различается. Это позволило им приспособиться к неповторимым условиям обитания.
Рис. 137. Скелет собаки. Рис. 138. Череп и зубы собаки

Разнообразные движения млекопитающих происходят благодаря сокращениям сложной системы мышц. У большинства зверей хорошо развиты мышцы конечностей, шеи, спины и межрёберные дыхательные мышцы. Сильные мышцы обеспечивают движение нижней челюсти. Для млекопитающих характерна диафрагма — куполообразная мышца, отграничивающая грудную полость от брюшной.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА и ОРГАНЫ ВЫДЕЛЕНИЯ. Для большинства млекопитающих характерны щёки и губы, которые отграничивают пространство перед зубами — предротовую полость. Зубами млекопитающие обычно откусывают и пережёвывают пищу. Мускулистый язык перемещает измельчаемую пищу в ротовой полости, где она смачивается слюной, выделяемой слюнными железами. Под воздействием слюны пища начинает перевариваться и направляется в глотку, которая переходит в пищевод, открывающийся в желудок (рис. 139).

У большинства млекопитающих желудок однокамерный. В его стенках расположены железы, выделяющие пищеварительный сок, под воздействием которого пищеварение продолжается. Из желудка пища поступает в начальную часть тонкого кишечника — двенадцатиперстную кишку. Сюда же поступает сок из поджелудочной железы и желчь из печени, которые облегчают процесс переваривания пищи. Из двенадцатиперстной кишки пища передвигается далее по тонкому кишечнику, где происходит всасывание питательных веществ. Непереваренные остатки пищи поступают в толстый кишечник, заканчивающийся прямой кишкой, из которой они удаляются наружу через анальное отверстие.
Рис. 139. Внутреннее строение собаки

Органы выделения млекопитающих — пара тазовых почек. Обычно они имеют бобовидную форму и располагаются в брюшной полости по бокам от позвоночника. Каждая из почек состоит из поверхностного коркового и внутреннего мозгового слоёв. Корковый слой состоит из множества тончайших трубочек. Мозговой слой состоит из огромного количества тонких собирательных канальцев, в которые впадают трубочки коркового слоя. Выделяемая почками моча содержит вредные для организма вещества и по двум мочеточникам поступает в мочевой пузырь. Из него по мочеиспускательному каналу моча периодически удаляется наружу.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Основной орган дыхания млекопитающих — объёмистые и хорошо растяжимые лёгкие. Они расположены в грудной полости и имеют сложное ячеистое строение. Вдох происходит при увеличении грудной клетки за счёт движения рёбер и сокращения мышц диафрагмы, которая из вогнутой, вдающейся в грудную полость становится плоской. При вдохе воздух, содержащий кислород, через дыхательные пути поступает в лёгкие. Они раздуваются, заполняя собой расширяющуюся полость грудной клетки. При выдохе опускающиеся рёбра и принимающая прежнее положение диафрагма сжимают лёгкие и вытесняют из них воздух, насыщенный углекислым газом.
Рис. 140. Кровеносная система собаки (а) и строение сердца (б)

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. Органы кровообращения млекопитающих сходны с таковыми у птиц. Сердце млекопитающих состоит из двух предсердий и двух желудочков (рис. 140). При движении по телу кровь проходит два круга: большой круг — от левого желудочка сердца по всему телу до правого предсердия; малый (лёгочный) круг — от правого желудочка сердца через лёгкие до левого предсердия. Полное разделение артериальной и венозной крови обеспечивает снабжение всех органов богатой кислородом кровью. В результате усиливаются все процессы жизнедеятельности и поддерживается постоянная температура тела.

ЗАПОМНИТЕ
Диафрагма • Зубы: резцы, клыки, коренные • Большой и малый круги кровообращения

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.200)

  1. Какое строение имеет скелет млекопитающих?
  2. Какие мышцы наиболее развиты у млекопитающих?
  3. В чём особенности дыхания млекопитающих?
  4. Что позволяет млекопитающим лучше усваивать пищу?
  5. В чём особенности дифференцированной зубной системы у млекопитающих? От чего зависит набор зубов у зверей?
  6. Что представляет собой диафрагма?
  7. В чём выражается сходство строения сердца и кровеносной системы у птиц и млекопитающих?
  8. Как дыхание и кровообращение поддерживают теплокровность у млекопитающих?
  9. Назовите внутренние органы млекопитающих и расскажите о выполняемых ими функциях.
  10. Объясните роль диафрагмы при дыхании.

ПОДУМАЙТЕ!
Объясните, почему у одинаковых по размерам млекопитающих может значительно различаться длина кишечника.

Моя лаборатория

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРОЕНИЯ СКЕЛЕТА
И ЗУБНОЙ СИСТЕМЫ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Цель работы: выяснить особенности строения скелета и зубной системы млекопитающих.
Материалы и оборудование: череп собаки или другого млекопитающего, скелет кошки (кролика, крысы или др.), пинцет.
Ход работы

  1. Рассмотрите скелет млекопитающего, выделите его отделы. Обратите внимание на соединение костей между собой.
  2. Изучите строение черепа млекопитающего (если нет натурального объекта, то можно воспользоваться рисунком 138). Обратите внимание на объёмность черепной коробки (мозгового черепа), глубокие глазницы, соединения костей, два затылочных мыщелка, подвижную нижнюю челюсть.
  3. Опишите зубы на челюстях. Сосчитайте зубы (все вместе и отдельно резцы, клыки, предкоренные и коренные). С каким характером питания сочетается зубная система данного животного?
  4. Рассмотрите позвоночник и выделите его отделы. Какое функциональное значение имеет каждый отдел?
  5. Изучите строение грудной клетки. Какие функции она выполняет?
  6. Рассмотрите пояс передних конечностей и свободную конечность. Найдите и назовите их отделы.
  7. Опишите пояс задних конечностей и свободную конечность. Обратите внимание на срастание костей пояса между собой и с позвоночником. Найдите и назовите отделы свободной конечности.
  8. Сделайте выводы.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Используя тексты параграфов, заполните сравнительную таблицу позвоночных животных. Сравните строение сердца и кровеносной системы земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих, результаты представьте в виде таблицы.

 


Вы смотрели: Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни, 2023). Биология Пасечник Учебник §47. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 46   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 48 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней