Биология Пасечник Учебник §48

Читать онлайн Биология Пасечник Учебник §48 «Поведение млекопитающих» (2023г). Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни). Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника «Биология : 8-й класс : базовый уровень : учебник / Пасечник, Суматохин, Гапонюк — 272 с.» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Биология 8 класс (УМК п/р Пасечника) § 48.

<< § 47   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 49 >>


 §48. ПОВЕДЕНИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

ВСПОМНИТЕ
1. Что такое рефлекс?
2. Какие функции выполняет нервная система в организме животных?

Нервная система.

По сравнению с другими представителями животного мира млекопитающие имеют наиболее развитую нервную систему (рис. 141). Особенно развит у млекопитающих головной мозг — главный отдел центральной нервной системы (рис. 142). В нём развилась кора больших полушарий, состоящая из тел нервных клеток, а их волокна уходят вглубь мозга.
Рис. 141. Рис.142. Головной мозг и органы чувств собаки

Чем больше поверхность коры больших полушарий, тем больше нервных клеток. Поэтому у высокоразвитых млекопитающих поверхность коры больших полушарий головного мозга образует множество извилистых складок. Кора больших полушарий стала центром высшей нервной деятельности, с которым связано сложное поведение и память.

У детёнышей млекопитающих развитие головного мозга продолжается и в детский период, во время обучения. В это время у детёныша формируются условные рефлексы — реакции на раздражители в зависимости от дополнительных условий. Детёныш учится выполнять некоторые действия при условии, что они помогают утолять голод и избегать боли. Например, щенок научится подходить, услышав свою кличку, если его несколько раз при этом покормить. Условные рефлексы помогают млекопитающим поступать так, чтобы вероятнее всего сохранить постоянство внутренней среды организма: сытость, тепло, отсутствие болевых ощущений.

Органы чувств.

Млекопитающие ориентируются в пространстве, находят пищу, замечают опасность с помощью органов обоняния, слуха, зрения, осязания и вкуса. Степень развития каждого из этих чувств у разных видов млекопитающих неодинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Большинство наземных млекопитающих обладают тонким обонянием. У многих из них обоняние имеет важное значение при поиске пищи. Вкус особенно сильно развит у травоядных млекопитающих, которые благодаря этому легко отличают съедобные растения от ядовитых.

Преобладающее число видов имеют хороший слух. Они улавливают звуки ушными раковинами, которые у многих млекопитающих подвижны. Прислушиваясь, животные поворачивают ушные раковины в том направлении, откуда исходит звук. Млекопитающие издают звуки и используют их при взаимодействии друг с другом.

Острота зрения и степень развития глаз у млекопитающих различны и связаны с условиями существования. Особенно большие глаза имеют те, кто ведёт ночной образ жизни, а также обитатели открытых ландшафтов, например антилопы. Далеко не все млекопитающие распознают цвета. Различать многие цвета способны лишь обезьяны.

Органами осязания, помимо языка и кожи, служат вибриссы — длинные и жёсткие волосы. Обычно они располагаются на голове, нижней части шеи и на груди. Приблизив голову к исследуемому предмету, млекопитающие одновременно обнюхивают, рассматривают и осязают его.

У дельфинов и китов развита способность к эхолокации. Издавая ультразвуки и воспринимая отражённое от различных предметов эхо, дельфины ориентируются в пространстве, узнают о препятствиях, нахождении пищи, близости берега и рельефе дна.

Поведение млекопитающих.

Высокоразвитые нервная система и органы чувств обеспечивают высокий уровень нервной деятельности и сложное поведение млекопитающих (рис. 143). Оно направлено на удовлетворение биологических потребностей и проявляется в многообразном взаимодействии с окружающей средой. Поведение млекопитающих разнообразно. Только основные его формы передаются по наследству в виде инстинктов (от лат. инстинктус — побуждение) — врождённых форм поведения, вызванных биологическими потребностями. О том, как вести себя в каждом случае, детёныши млекопитающих узнают, подражая взрослым. Первые жизненные навыки вырабатываются в играх детёнышей друг с другом, с родителями, с принесённой пищей.
Рис. 143. Поведение млекопитающих: а— половое (олени); 6— пищевое (лисица); в — игровое (дельфины); г—комфортное (бобр)

Игровое поведение характерно для детёнышей многих млекопитающих. Оно позволяет детёнышам научиться взаимодействовать с другими особями. Часто играют друг с другом детёныши собак, кошек, львов, тигров. Они борются, покусывают друг друга. Телята, ягнята, козлята во время игры бегают наперегонки, бодаются, лижут друг друга. Играющие жеребята кладут голову на спину друг другу, трутся головами, прыгают, высоко вскидывая задние ноги. В игре жеребят часто участвуют их матери.

Играя, детёныши хищных млекопитающих учатся охоте, а детёныши травоядных — защите от нападения. В зависимости от питания и образа жизни взрослые млекопитающие обучают детёнышей поодиночке или объединяются в группы.

Пищевое поведение зависит от способа питания и проявляется в поиске и добывании пищи при проявлении голода. Хищники тратят много сил на то, чтобы выследить добычу, догнать её и поймать. Домашние кошки подкрадываются к своей жертве, следят за ней, используя короткие перебежки, а затем нападают. Волки охотятся на своих жертв стаями. Во время охоты одна часть стаи вспугивает и гонит жертву в нужном направлении, другая — находится в засаде и неожиданно нападает на неё.

От типа пищи зависят действия, производимые с ней до потребления. Например, енот-полоскун перед употреблением промывает пищу в воде. Млекопитающие кормятся в течение определённого времени до насыщения. Так, лев, насытившись, обычно прекращает поиски пищи и охоту на протяжении 4—5 дней.

Комфортное поведение связано с поддержанием оптимальных для организма условий существования. К комфортному поведению относится поиск убежищ, необходимых для того, чтобы укрыться от резких колебаний температуры, осадков и хищников. Бобры строят хатки, в которых обитает пара взрослых особей с детёнышами. Важную роль в выживании играет поддержание чистоты тела. После сна млекопитающие напряжённо потягиваются, отряхиваются, вздрагивают, валяются, почёсывают отдельные участки тела, способствуя восстановлению нормального кровоснабжения. Звери способны отыскивать и поедать лечебные травы, отличая ядовитые от пригодных к употреблению.

Оборонительное поведение имеет важное значение для выживания особи. Пассивное оборонительное поведение проявляется рефлексом осторожности, характеризующимся насторожённостью, пугливостью, прятанием, оцепенением, неподвижностью, затаиванием, а также бегством от хищников. Активное оборонительное поведение характеризуется оборонительной позой, выделением специфических веществ. Такие вещества выделяют хвостовые железы у пятнистых оленей. При возникновении опасности они поднимают хвосты кверху и спасаются бегством. Поднятый хвост бегущего оленя служит видимым сигналом тревоги. За бегущим оленем остаётся запах «тревожного вещества», выделяемого хвостовыми железами. Этот запах помогает другим оленям ориентироваться в лесной чаще, где они не видят зрительный сигнал.

Овцебыки и зубры при нападении хищника используют тактику круговой обороны. Они занимают определённые позиции, образуя заслон, защищающий самок с детёнышами.

Исследовательское поведение позволяет млекопитающим изучать и оценивать окружающую среду. Все предметы осматриваются, обнюхиваются, трогаются, пробуются на вкус. Этим особенно отличаются обезьяны. В новых условиях обитания поведение млекопитающих направлено на установление пригодности для существования, получение корма и воды.

Половое поведение у млекопитающих проявляется в интересе к особям противоположного пола. При этом самцы часто соперничают за самок и стараются привлечь к себе их внимание. Половое поведение направлено на получение полноценного и жизнеспособного потомства.

ЗАПОМНИТЕ
Кора больших полушарий • Условный рефлекс • Инстинкт • Поведение: игровое, пищевое, комфортное, оборонительное, исследовательское, половое

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.205)

  1. Какой отдел головного мозга наиболее развит у млекопитающих?
  2. Чем отличается строение нервной системы млекопитающих от строения нервной системы пресмыкающихся?
  3. Какие формы поведения различают у млекопитающих?
  4. Приведите примеры условных и безусловных рефлексов у млекопитающих.
  5. Понаблюдайте за кошкой и собакой. Как они реагируют на запахи и звуки? К какому типу поведения это можно отнести?

ПОДУМАЙТЕ!
Отметьте, почему для млекопитающих характерно сложное поведение.

Моя лаборатория

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

  1. Исследуя жизнь бобров, юный зоолог обратил внимание на следующее: услышав подозрительный шум, бобр сразу же бросает своё занятие на берегу и погружается в воду. При этом он успевает громко шлёпнуть по воде плоским безволосым хвостом. Объясните эту закономерность поведения бобров.
  2. Используя дополнительные источники информации и ресурсы Интернета, приведите примеры игрового, оборонительного и пищевого поведения млекопитающих.

 


Вы смотрели: Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни, 2023). Биология Пасечник Учебник §48. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 47   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 49 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней