Биология Пасечник Учебник §57

Читать онлайн Биология Пасечник Учебник §57 «Животный мир природных зон Земли» (2023г). Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни). Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника «Биология : 8-й класс : базовый уровень : учебник / Пасечник, Суматохин, Гапонюк — 272 с.» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 56   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 58 >>

Аннотация (краткое содержание) §57: Животные распределены по поверхности Земли в соответствии с экосистемами. Природные зоны на Земле имеют ярко выраженную зональную структуру, связанную с климатическими условиями. Животные арктических пустынь связаны с морем, включая белого медведя и ластоногих. Тундра характеризуется холодным климатом, мхами, лишайниками, травянистыми растениями и кустарничками. Фауна тундры скудна и однородна, включая северных оленей, песцов, леммингов и полёвок. Животные лесов включают хищных и копытных млекопитающих, певчих птиц и насекомых, питающихся древесиной. Зона умеренных лесов сменяет лесостепь, степь, полупустыни и пустыни с различными видами животных. В экваториальном поясе обитают разнообразные виды животных, включая 80% известных насекомых. В Мировом океане также существуют вертикальные зоны по освещённости и распределению жизни.

§ 57. Животный мир природных зон Земли

ВСПОМНИТЕ:
1. Какие условия влияют на жизнедеятельность животных?
2. Где обитают животные?

Животный мир Земли.

Все животные, населяющие нашу планету (а их сейчас насчитывается больше 2 млн видов), составляют животный мир Земли, или фауну. Каждое животное является членом какой-нибудь экосистемы и вне её, как правило, не встречается. Таким образом, распределение животных по поверхности Земли совпадает с распределением соответствующих экосистем.

Из курса географии вы знаете, что расположение экологических сообществ на Земле носит ярко выраженную зональную структуру, связанную с изменением климатических условий на различных широтах. Природные зоны сменяют друг друга при движении по меридиану, а в Мировом океане хорошо просматривается смена экологических сообществ с увеличением глубины.

Природные зоны суши.

Рассмотрим животный мир наиболее важных природных зон Земли, передвигаясь от её полюсов к экватору.

Территорию вокруг полюсов охватывают холодные арктические (в Южном полушарии — антарктические) пустыни. Они отличаются крайне суровым климатом, обширными ледниковыми покровами и каменистыми пустынями, неразвитыми почвами, скудостью и однообразием живых организмов. Животные арктических пустынь связаны в основном с морем — это белый медведь (рис. 173), ластоногие, в Антарктиде — пингвины (рис. 174).
Рис. 173. Белый медведь — обитатель арктических пустынь. Рис. 174. Пингвины в Антарктиде

Южнее арктических пустынь расположена тундра, которая в Южном полушарии представлена лишь на некоторых субантарктических островах. Холодный климат и почвы, подстилаемые вечной мерзлотой, определяют здесь преобладание мхов, лишайников, травянистых растений и кустарничков. Южнее появляются небольшие деревца (например, карликовая берёза), и тундра сменяется лесотундрой. Фауна тундры достаточно однородна и скудна: северные олени (рис. 175), песцы, лемминги и полёвки, а также обширные птичьи базары. Из насекомых обильны комары и мошки. Большинство позвоночных с наступлением зимы покидают тундру (откочёвывают или улетают в более тёплые края). Вблизи морей и океанов тундра и лесотундра сменяются зоной океанических лугов.
Рис. 175. Фауна тундры: а — северные олени; б— полярная куропатка; в — полярная сова; г — обыкновенные песцы

Южнее лесотундры начинаются леса умеренной зоны, сначала хвойные (тайга), затем смешанные и, наконец, широколиственные (только в Северном полушарии, Южный умеренный пояс практически полностью покрывает Мировой океан). Леса умеренной зоны занимают громадные территории в Евразии и Северной Америке. Климат здесь уже значительно теплее и видовое разнообразие гораздо больше, чем в тундре. Среди обитающих в лесах животных распространены хищные (волк, лиса, медведь, рысь) и копытные (олени, кабаны) млекопитающие (рис. 176), певчие птицы, а также различные насекомые, чьи личинки питаются древесиной (короеды, пилильщики).
Рис. 176. Животные, обитающие в лесах: а — глухарь; 6 — заяц-русак; в — олень; г— соболь

Зону умеренных лесов сменяет лесостепь, которая плавно переходит в степь. Климат становится теплее и засушливее, среди почв наибольшее распространение получают чернозёмы и каштановые почвы. В степях обычны грызуны (рис. 177), хищные млекопитающие (волк, лисица, ласка) и птицы (орёл, ястреб), травоядные млекопитающие (сайгак, кулан, джейран), пресмыкающиеся (гадюки, полозы), разнообразные жуки и прямокрылые.
Рис. 177. Животные, обитающие в степях: а — суслик; 6 — сайгак; в — корсак; г — дрофа

Следующей за степью зоной является зона умеренных полупустынь и пустынь. Пустынный климат характеризуется малым количеством осадков и большими суточными колебаниями температуры. Большинство живущих в пустынях животных прекрасно приспособлено к обитанию в засушливых условиях. Из млекопитающих здесь распространены разнообразные грызуны (песчанки, тушканчики), из пресмыкающихся часто встречаются черепахи, различные ящерицы (рис. 178) и змеи (гюрза), из птиц — хищники и падальщики (белоголовый сип, ястребиный орёл).
Рис 178

При приближении к экватору умеренный пояс сменяют субтропики. В их прибрежной полосе распространены вечнозелёные субтропические леса, а вдали от моря находятся лесостепи, степи и пустыни. Фауна субтропиков характеризуется смешением животных умеренных и тропических поясов.

Наконец, ближе всего к экватору расположен экваториальный пояс. Обилие осадков и высокая температура обусловили здесь наличие вечнозелёных влажных лесов. Экваториальный пояс является рекордсменом по разнообразию видов животных (рис. 179), например, 80 % видов всех известных насекомых обитают именно там.
Рис. 179. Животные вечнозелёных влажных лесов: а — леопард; б — хамелеон; в — тукан; г— лемур

Вертикальная поясность в Мировом океане.

Живые организмы населяют не только сушу, но и Мировой океан. Там обитают сотни тысяч видов животных (в том числе более 15 тыс. видов позвоночных).

Толща воды океанов, морей и озёр делится на вертикальные зоны по освещённости (хорошо освещённая, сумеречная и лишённая света) и по распределению жизни (поверхностная, переходная и глубоководная). Для населяющих её организмов характерны схожие приспособления, обеспечивающие плавучесть. Они разделяются на пассивно плавающие в толще воды (медузы, ракообразные, личинки многих беспозвоночных) и на активно передвигающиеся организмы, способные противостоять силе течения (рыбы, кальмары, водные змеи и черепахи, пингвины, китообразные, ластоногие, а также крупные ракообразные).

Население морского дна представлено фораминиферами, губками, коралловыми полипами, многощетинковыми червями, моллюсками, ракообразными, асцидиями и рыбами. Особенно многочисленны обитатели мелководий; их количество может доходить до десятков килограммов на 1 м2 поверхности. Дно пресноводных водоёмов населяют в основном простейшие, кольчатые черви, моллюски, личинки насекомых и рыбы.

ЗАПОМНИТЕ
Животный мир • Фауна • Природные зоны Земли


 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.248)

  1. Что общего между приспособлениями обитателей арктических и умеренных пустынь и в чём их различия?
  2. Почему в распределении животных на суше наблюдается горизонтальная поясность, а в Мировом океане — вертикальная?
  3. Какие существуют связи между растениями и животными в экосистеме?

ПОДУМАЙТЕ!
Объясните, почему личинки животных, заселяющих морское дно, чаще всего обитают в толще воды.

Моя лаборатория

  1. Как животные арктических пустынь приспособлены к условиям жизни?
  2. В чём причины сокращения численности животных арктических пустынь?
  3. Чем природные условия зоны тундры отличаются от природных условий зоны арктических пустынь?
  4. Каковы биологические особенности животных, обитающих в тайге?
  5. Какие природные условия характерны для смешанных и широколиственных лесов?
  6. Чем объясняется большое разнообразие животных смешанных и широколиственных лесов?
  7. Известный отечественный учёный Г. Ф. Морозов обращал внимание на то, что «лес не только общежитие древесных растений, он представляет собою общежитие более широкого порядка; в нём не только растения приспособлены друг к другу, но и животные к растениям, и растения к животным; всё это взаимно приспособлено друг к другу». Почему у растений и животных в лесах сформировались взаимные приспособления?
  8. Какие растения растут в степи? Какое они имеют значение в жизни животных, обитающих в степи?
  9. Как повлияла распашка степей на обитающих в них животных?
  10. В песчаных пустынях жизнь богаче, чем в глинистых. Растения достигают здесь больших размеров, а почвенные животные отличаются видовым многообразием и большей численностью. Объясните причины большего разнообразия жизни в песчаных пустынях по сравнению с глинистыми.
  11. Какие животные арктических пустынь, тайги, степей, пустынь охраняются и занесены в Красные книги?

ШАГИ К УСПЕХУ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Заняться проектной деятельностью вы сможете во время экскурсий, при выполнении практических работ, проведении наблюдений за животными. При выполнении проекта вам необходимо определить, какую проблему необходимо решить. Для этого следует ответить на вопросы:

  • Что вы читали, изучали на уроках или самостоятельно по этой проблеме?
  • Как вы относитесь к этой проблеме?
  • Какие способы решения этой проблемы вы можете предложить?
  • Что вам ещё необходимо изучить, чтобы найти способ решения этой проблемы?

При работе над проектом от вас потребуется:

  1. Определить, какую проблему вы должны решить.
  2. Составить план работы.
  3. Изучить источники информации.
  4. Собрать и оформить материал, полученный в результате работы над проектом: дневник наблюдений, фотографии, рисунки и др. Сделать выводы.
  5. Подготовить презентацию результатов работы: доклад, выставку, фотоотчёт.

 


Вы смотрели: Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни, 2023). Биология Пасечник Учебник §57. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 56   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 58 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней