Биология Пасечник Учебник §56

Читать онлайн Биология Пасечник Учебник §56 «Популяции животных и экосистемы» (2023г). Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни). Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника «Биология : 8-й класс : базовый уровень : учебник / Пасечник, Суматохин, Гапонюк — 272 с.» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Аннотация (краткий пересказ) §56. Популяции животных имеют значение в отношениях с представителями своего вида. Популяции животных обособлены от других популяций в местах распространения вида. Внутривидовые взаимодействия возникают между членами популяции. Экосистемы состоят из всех живых организмов, связанных между собой и с неживыми компонентами. В экосистеме существуют три звена организмов: производители, потребители и разрушители. Пищевые связи между организмами в экосистеме обеспечивают непрерывный круговорот веществ. Круговорот веществ в экосистеме сопровождается превращениями энергии.

<< § 55   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 57 >>

§ 56. Популяции животных и экосистемы

ВСПОМНИТЕ:
1. Какие существуют отношения между особями одного вида?
2. Как получают энергию животные?

Популяция животных.

В жизни любого животного большое значение имеют отношения с другими представителями данного вида. Такие отношения складываются в популяциях (от лат. популюс — народ).

В местах распространения конкретного вида животных есть как более подходящие для обитания, так и малопригодные для жизни места. Поэтому существует обособленность одной популяции от другой. Например, у озёрных окуней одно пригодное для обитания озеро отделено от другого. Связь соседних популяций озёрного окуня возможна только изредка, в половодья. У перелётных птиц и других мигрирующих животных популяции выделяются по местам их размножения. На зимовках могут скапливаться представители разных популяций.

  • Популяцияэто совокупность особей одного вида, длительное время обитающих на одной территории и относительно изолированных от других популяций.

Животные одной популяции — это соседи, которые сообща обитают на занимаемой территории. Между членами популяции возникают закономерные связи — внутривидовые взаимодействия. Отношения особей внутри популяции могут быть очень разнообразными, от полной нейтральности до тесного семейного и группового образа жизни. У одних видов животных особи в пределах популяции объединяются в крупные группы — стада, стаи, колонии. Например, в многочисленные стада объединяются антилопы гну (рис. 170), колонии образуют пингвины (рис. 171).

У других животных в пределах популяции создаются временные или постоянные семьи, объединяющие родителей и потомство. У некоторых видов животных все особи живут поодиночке, лишь изредка встречаясь для размножения. Такой образ жизни характерен для жуков жужелиц. Таким образом, между членами популяции возникают закономерные связи, поэтому популяция является надорганизменной системой.

Взаимосвязь компонентов экосистемы.

Организмы взаимодействуют друг с другом и с окружающей их средой. Экологическое изучение ставит целью выяснить, как осуществляется это взаимодействие, как оно поддерживается в устойчивом состоянии и развитии, какое влияние на это взаимодействие оказывают факторы среды.

  • Совокупность всех живых организмов, живущих совместно, связанных между собой и с неживыми компонентами, составляет экосистему (от греч. ойкос — дом, жилище, местообитание и система — целое, составленное из частей).

Основу экосистемы составляют растения. Они производят на свету органические вещества из неорганических. Это организмы-производители. Грибы и животные потребляют готовые органические вещества. Это организмы-потребители. Остатками растений и животных питаются преимущественно бактерии и грибы. Они разрушают органические вещества. Их называют организмами-разрушителями. Таким образом, в экосистеме существуют три звена организмов. Своё название каждое звено получило исходя из роли в экосистеме.

Организмы всех звеньев тесно связаны между собой, и ведущее место занимают пищевые связи: одни организмы служат пищей другим или сами используют в пищу другие организмы. Благодаря пищевым связям между организмами в экосистеме происходит непрерывный круговорот веществ. Как же он осуществляется?

Растения поглощают из внешней среды неорганические вещества и синтезируют из них на свету органические. Животные питаются растениями, получая при этом готовые органические вещества.

После гибели растений и животных их тела разлагаются до минеральных веществ организмами-разрушителями (бактериями, грибами). В результате их деятельности минеральные вещества поступают в почву, откуда их вновь поглощают растения. Часть органических веществ растений и животных накапливается в почве в виде перегноя. Так в экосистеме происходит круговорот веществ. Пути передачи веществ и энергии называют цепями питания.

Различают цепи выедания и цепи разложения. Цепи выедания начинаются с растений (рис. 172). Цепи разложения начинаются с отмерших остатков растений, трупов животных, продуктов их жизнедеятельности. Тела погибших животных и продукты их жизнедеятельности, растительные остатки содержат органические вещества и энергию, используемые бактериями и грибами. Органические остатки поедают обитающие в почве дождевые черви, личинки некоторых насекомых, мокрицы, клещи. Этих животных, в свою очередь, поедают другие, более крупные организмы, составляющие цепь разложения.

Цепи разложения могут быть такими: растительный опад — дождевые черви — крот или растительный опад — грибы — клещи — почвенные бактерии.

  • В водных экосистемах главную роль играют цепи выедания, а в большинстве экосистем суши — цепи разложения.

Круговорот веществ в экосистеме сопровождается превращениями энергии, то есть переходом одного вида энергии в другой. Растения в процессе фотосинтеза используют энергию солнечного света, которая в клетках растений превращается в химическую энергию. Эта энергия и запасается в образующихся органических соединениях.

Животные получают органические вещества, а следовательно, и заключённую в них энергию с пищей. В организмах растений и животных органические вещества окисляются. При этом освобождается энергия, которая расходуется на процессы жизнедеятельности. Частично энергия рассеивается в виде тепла. Энергия органических остатков используется микроорганизмами, которые разлагают органические вещества.

ЗАПОМНИТЕ
Популяция • Внутривидовые взаимодействия • Экосистема • Пищевые связи • Цепь питания • Круговорот веществ.


 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.242)

  1. Что такое популяция? Приведите примеры.
  2. Что такое экосистема? Ответ проиллюстрируйте примерами.
  3. Какие существуют связи между растениями и животными в экосистеме?
  4. Какие типы связей возникают в лесных сообществах между такими парами, как белка и дятел, дождевой червь и дуб?
  5. Начертите схему пищевой связи волка и зайца. При этом учитывайте, что каждый из них является многоядным видом и сам служит источником пищи для других.
  6. Предложите методы предупреждения заражения человека широким лентецом на основе анализа жизненного цикла паразита и его связей с другими видами.
  7. Известно много случаев, когда уничтожение видов хищников приводит в конце концов к резкому снижению численности видов жертв. Как вы думаете, почему так происходит?
  8. Одни животные при выведении потомства образуют семьи, другие нет. Можно ли сказать, что первые более приспособлены к среде, чем вторые? В чём заключается приспособительное значение семьи у животных?
  9. Опишите экосистему, существующую в необычном месте на нашей планете, например рядом с горячим источником на дне океана и т. д.

ПОДУМАЙТЕ!
Как будет меняться энергия в цепи питания при переходе от одного звена к другому?

Моя лаборатория

  1. Объясните, почему такие абиотические факторы, как высота рельефа, размеры территории, температурный режим, освещение, давление, определяют специфику экосистем. Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
  2. Укажите, каким образом абиотические факторы влияют на уникальность экосистем: болото, хвойный лес, река.
  3. Определите, к каким организмам: производителям, потребителям или разрушителям — можно отнести дуб, дождевого червя, лося, орла, мышь.
  4. Отметьте, какие организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители можно увидеть в тайге, пустыне и реке.
  5. Подготовьте план сообщения о цепях питания.
  6. Используя дополнительные источники информации и ресурсы Интернета, объясните, каким образом на основании пищевых связей формируются сложные жизненные циклы паразитов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
В странах с тропическим климатом широко распространена африканская axaтина. Этот крупный брюхоногий лёгочный моллюск, живёт до 5 лет. В течение жизни ахатина может отложить до 5 млрд яиц. Родиной ахатины является прибрежная часть Восточной Африки.

Этот моллюск был завезён в страны Южной и Юго-Восточной Азии, на острова Тихого океана, Карибского моря. Быстро размножившись, ахатины заселили прибрежные низменности, речные долины, кустарниковые заросли и поля с сельскохозяйственными растениями. Они стали сильно вредить плантациям сахарного тростника, бананов, цитрусовых.

Ахатина является биоиндикатором загрязнения окружающей среды. При неблагоприятных условиях эти улитки прекращают рост, отстают в развитии, перестают питаться и впадают в спячку. В последние годы в Европе, в том числе и в нашей стране, ахатин содержат в качестве домашних питомцев.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

  1. Достройте пищевые цепи. Ответ представьте в виде схемы.
    а) … ––> плотва ––> … ––> человек;
    б) … ––> трава ––> кузнечик ––> … ––> человек;
    в) … ––> заяц ––> … ––> бактерии гниения.
  2. На Крайнем Севере, где выпало небольшое количество радиоактивных осадков, лишайники поглощают почти 100 % радиоактивных частиц, попадающих на землю. Постройте пищевую цепь, в которой радиоактивные частицы (например, стронций-90) попадают в организм человека.

 


Вы смотрели: Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни, 2023). Биология Пасечник Учебник §56. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 55   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 57 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней