- Раздел ОГЭ: 4.13. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Психология и поведение человека.
Высшая нервная деятельность
1. Психология и поведение человека
Психика — свойство головного мозга человека (и других животных), обеспечивающее способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
К психике относятся чувства, мысли, переживания, намерения человека, составляющие его субъективный внутренний мир. Этот внутренний мир, в свою очередь, внешне проявляется в действиях и поступках, составляющих поведение человека. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, потребности, вкусы, обнаруживается его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Поведение способствует лучшему приспособлению к окружающей среде.
Инстинктивное (врождённое) поведение — совокупность сформировавшихся в ходе филогенеза, наследственно закреплённых, врождённых, общих для всех представителей вида (видоспецифических) компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности организма.
Инстинкты — сложные формы поведения, состоящие из комплексов чётко скоординированных движений и поз, звуковых и других сигналов, секреторных процессов, явлений терморегуляции, изменения окраски и др., совершающихся в определённой последовательности. В поведении человека немало инстинктивных действий, особенно много их у детей (сосание молока, хватательный рефлекс и др.).
2. Высшая нервная деятельность
Психические процессы человека связаны с деятельностью высших отделов ЦНС: коры больших полушарий, подкорковых ядер переднего мозга и некоторых образований промежуточного мозга. Первым предположения о связи сознания и мышления человека с рефлекторной деятельностью его головного мозга высказал русский физиолог И. М. Сеченов. Другой известный русский физиолог И. П. Павлов развил эти представления и обобщил их в виде учения о высшей нервной деятельности (заменив термин «психическая деятельность»), основанной на безусловных и условных рефлексах.
Высшая нервная деятельность (ВНД) — совокупность взаимосвязанных нервных процессов, происходящих в головном мозге и обеспечивающих поведенческие реакции животных и человека.
Физиология высшей нервной деятельности изучает процессы, происходящие в головном мозге во время восприятия, переработки и воспроизведения информации, обучения, эмоциональных и различных поведенческих реакций.
Восприятие внешней информации начинается с воздействия определённого стимула на рецепторы сенсорной системы. Рецептор преобразует энергию стимула в нервный импульс и передаёт её по чувствительным нервам в нервный центр.
В соответствующих зонах коры завершается начавшееся в рецепторах различение стимула и возникают зрительные, звуковые и другие ощущения. По мере поступления сведений информация будет связываться со следами сходных событий, сохранившихся в памяти. Если сигнал похож на что-то известное, восприятие приводит к узнаванию, в противном же случае происходит осознание нового аспекта реальности и фиксация его в памяти.
3. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение
Безусловные рефлексы — врождённые, относительно постоянные реакции организма на действие внешней и внутренней среды, осуществляющиеся при помощи нервной системы; нервные центры безусловных рефлексов лежат в разных отделах спинного и головного мозга.
На основе безусловных рефлексов осуществляются регуляция и согласование деятельности разных органов и их систем и поддерживается само существование организма. У человека существует небольшое число подобных рефлексов, необходимых в основном для выживания. Многие из них осуществляются ещё до того, как произойдёт осознание (одёргивание руки или ноги при воздействии, причиняющем боль, чихание и др.). На основе безусловных рефлексов формируются условные.
Условные рефлексы возникают в результате формирования связи между специфическим стимулом, вызывающим определённый безусловный рефлекс, и каким-либо условным (индифферентным) стимулом.
При выработке рефлекса условный раздражитель должен предшествовать безусловному; после формирования условный рефлекс запускается при появлении только одного условного раздражителя. Условные рефлексы образуются в процессе жизнедеятельности организма, они индивидуальны и непостоянны, легко развиваются или исчезают при изменении условий среды. В основе их образования лежит установление связи (посредством вставочных нейронов) между нервными центрами анализаторов безусловного и условного раздражителей. Рефлекторная дуга условного рефлекса включает рецепторы, воспринимающие условное раздражение, чувствительный нерв, передающий возбуждение в головной мозг, участок коры, который воспринимает раздражение, второй участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса, двигательный нерв и рабочий орган. Образование условных рефлексов позволяет вырабатывать целесообразные реакции организма на внешние раздражители, что важно для приспособления к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. На выработке условных рефлексов основана дрессировка животных.
При изменении условий существования в организме образуются новые условные рефлексы, а выработанные ранее затухают или исчезают благодаря процессу торможения. Существуют два вида торможения условных рефлексов — внешнее (безусловное) и внутреннее (условное). Внешнее торможение происходит в случае действия постороннего раздражителя, не связанного с данным условным рефлексом. Его значение заключается в обеспечении реакции на наиболее важный в данной ситуации стимул. Внутреннее торможение рефлекса развивается постепенно в случае многократного неподкрепления условного раздражителя безусловным. Благодаря внутреннему торможению в ЦНС обеспечивается угасание биологически нецелесообразных реакций. Образование новых условных рефлексов и исчезновение старых позволяют организму менять своё поведение, приспосабливая его к изменившимся условиям окружающей среды.
Обучение — это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта; приобретённое поведение, характерной чертой которого является способность меняться в зависимости от условий (в отличие от врождённого поведения).
Обучение может происходить на разных уровнях: одни виды научения осуществляются на уровне рецепторов или спинного мозга, для других необходимо участие огромного количества нейронов головного мозга.
При повторении определённой последовательности действий на протяжении длительного времени возникает единая система последовательных условных рефлексов — динамический стереотип (например, разнообразные двигательные навыки: ходьба, бег, умение писать, пользование ложкой и др.). Динамические стереотипы облегчают выполнение многократно повторяющихся действий и тем самым освобождают отделы мозга для творческой работы.
Навыки — выработанные в процессе обучения и тренировки последовательности действий, оптимальные для данной деятельности. Они выполняются автоматически (подсознательно). В их основе лежит формирование динамического стереотипа. Сформированные навыки очень тяжело поддаются изменению. Навыки облегчают работу мозга, повышают его работоспособность; кроме того, они могут переноситься на другой (подобный прежнему) вид деятельности.
Привычки — типичные действия или черты поведения человека, ставшие его потребностью. Вместе с навыками они составляют основу поведения. Привычки также базируются на динамическом стереотипе. Различают положительные и отрицательные (вредные) привычки.
Многие формы социальной активности формируются путём обучения, связанного с мышлением (см. «Мышление и речь»).
5. Сон и его нарушения
Человек может находиться в двух тесно связанных друг с другом функциональных состояниях: бодрствования и сна.
Бодрствование — состояние, насыщенное активной деятельностью, взаимодействием организма с внешней средой, целенаправлённым поведением. Важнейшие признаки бодрствования — сознание и мышление.
Сон — состояние, характеризующееся отсутствием целенаправлённой деятельности и отключённостью от сенсорных воздействий внешнего мира. Наиболее важный признак сна — понижение активности нервной системы (прежде всего коры головного мозга).
Сон — важное защитное приспособление организма от переутомления нервной системы и истощения нервных клеток. Продолжительность сна взрослого человека — 7—8 ч в сутки (у новорождённых — 20 ч в сутки).
Фазы сна. Во время сна мозг проходит пять различных стадий активности, повторяющихся с определённой цикличностью (за ночь проходит 4—5 таких циклов). В течение первых четырёх фаз (медленный сон) понижается электрическая активность коры, расслабляются скелетные мышцы, отсутствуют движения глаз, снижается обмен веществ и активность различных физиологических систем. Медленный сон длится 1—1,5 ч. Пятая фаза сна (быстрый сон) напоминает состояние бодрствования: повышена электрическая активность коры, происходят быстрые движения глаз, наблюдается напряжение мимических и некоторых скелетных мышц, активизируется деятельность внутренних органов. Быстрый сон длится 10—25 мин. Именно в этот период человек видит сновидения, его нервная система может решать творческие задачи, требующие применения нестандартных алгоритмов обработки информации. Затем весь цикл повторяется.
Нарушения сна. Снохождение (лунатизм) и ночные страхи возникают в фазы медленного сна и обычно продолжаются несколько минут. При снохождении человек часто блуждает вокруг одного места, его действия некоординированны. Ночные страхи сопровождаются пронзительным криком, возбуждением внутренних органов (возрастает частота сердечных сокращений) и двигательным возбуждением. Эти расстройства чаще всего наблюдаются у детей. Ночные кошмары. — состояния интенсивной тревоги и страха, связанные с эмоционально насыщенными сновидениями.
У детей кошмары отражают временные трудности в различении реальности и фантазии, у взрослых они связаны с психологическими факторами. Во время сна может быть недержание мочи — ночной энурез. Встречается он в основном у детей. При некоторых нарушениях сна наблюдается патологическая сонливость (нарколепсия и гиперсомния). Иногда во время сна может происходить остановка дыхания (апноэ), характеризующаяся полным прекращением газообмена иногда более чем на 1 мин. Наиболее распространённым нарушением сна является бессонница (инсомния), при которой может нарушаться засыпание, поддержание сна или наблюдается раннее пробуждение. Причинами бессонницы являются эмоциональные конфликты, стрессы, некоторые заболевания, нарушение режима дня, кофеин и др. Нередко бессонница возникает в процессе старения человека.
Человек является биосоциальным существом, поэтому на его поведение оказывают влияние врождённые и культурные признаки. Врождённые признаки обусловлены генетическим наследованием; их эволюция протекает у человека так же, как у других животных.
Культурное наследование — приобретение новых признаков благодаря обучению. Культурное наследование не является исключительной особенностью, присущей только человеку. Так, например, передаются песня у певчих воробьиных, приёмы охоты у многих представителей отряда Хищные, умения использовать несложные орудия труда у шимпанзе. Однако только у человека главные свойства, обеспечивающие приспособление к среде, стали передаваться культурно. Новые культурные признаки могут передаваться не только из поколения в поколение, но и между неродственными особями.
Таким образом, в связи с важностью культурного наследования для человека можно сказать, что он обладает двумя природами: биологической (основанной на генетическом наследовании) и социальной (поддерживаемой культурным наследованием). Социальная природа развивается только на соответствующей биологической основе и влияет на её дальнейшую эволюцию.
7. Сознание человека
Поведение человека регулируется взаимодействием сознания, подсознания и неосознанного.
Сознание — специфическая человеческая форма отражения действительности в виде знаний, которые с помощью второй сигнальной системы могут быть сообщены и переданы другим людям (в том числе и другим поколениям).
Подсознание — явления психики, в данный момент находящиеся вне сознания, но органически с ним связанные; при изменении условий они легко переходят в сферу сознания.
Неосознанное — психические явления, не осознаваемые человеком (инстинкт, интуиция, автоматизм и др.).
8. Память
Память — способность живых систем к получению и использованию опыта. Всё, с чем сталкивается человек в течение своей жизни, оставляет в коре больших полушарий следы, которые и лежат в основе памяти. Память неразрывно связана с обучением, обеспечивающим постоянное пополнение и изменение знаний, приобретение новых навыков.
Типы памяти в зависимости от времени хранения информации:
- Сенсорная — непосредственный след возбуждения в сенсорной системе от внешнего воздействия, служащий для первичного анализа и дальнейшей обработки сенсорных событий. Часть информации затем поступает в более длительную память, а остальная затирается вновь поступившими сигналами. Длительность сенсорной памяти — доли секунды.
- Кратковременная — запоминание и сохранение информации на короткий срок (несколько секунд либо минут) после однократного и непродолжительного восприятия. Используется для решения мгновенных задач.
- Промежуточная — обладает большим объёмом, чем кратковременная, и сохраняет информацию в течение нескольких часов. В ней фиксируются пространственно-временные отношения элементов необходимой для запоминания информации.
- Долговременная — обеспечивает наиболее длительное сохранение информации. В ней фиксируются знания и образы, способности к чтению и письму, профессиональные навыки. Этот тип памяти наиболее устойчив к повреждениям мозга.
9. Эмоции
Эмоции — субъективные реакции на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Эмоции влияют на процессы восприятия, памяти, мышления, сознания, обучения и определяют поведение человека. Характер эмоции определяется актуальной потребностью и прогнозированием возможности её удовлетворения. Так, низкая вероятность удовлетворения потребности делает эмоцию отрицательной (страх, ярость), а возрастание вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом — положительной (удовольствие, радость). Эмоциональное состояние человека и его физическое здоровье тесно взаимосвязаны. При частом испытывании отрицательных эмоций, равно как и при сдерживании любых эмоций, происходят психические и физиологические расстройства. Поэтому для снятия эмоционального напряжения необходима смена окружения и вида деятельности, умеренная физическая активность и т. д.
Воля — это сознательное управление эмоциями и поступками, активизация деятельности для осуществления задуманного.
10. Мышление и речь
Мышление — вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Благодаря мышлению человек может не только приспосабливаться к условиям среды, но и предвидеть их изменения и учитывать это в своём поведении.
Мышление является высшей ступенью познания действительности и формируется на основе ощущений и восприятий. В ходе мышления происходит переход от конкретного к общему, формируются понятия — символические обобщённые представления предметов, людей или событий, имеющих хотя бы одну общую черту. Усвоенные понятия хранятся в долговременной памяти.
Мышление проявляется, главным образом, при решении проблем, выдвигаемых жизнью. Решение любой проблемы включает четыре этапа: изучение условий задачи; создание общего плана предполагаемых действий; разработка тактики решения задачи; сопоставление найденного решения с исходными данными. Решение проблем (и соответственно мышление) всегда даёт человеку новые знания.
Мышление человека непосредственно связано с речью, для развития которой было необходимо появление специального речевого аппарата.
Речь — уникальное свойство человека, первоначально возникшее для коммуникации между людьми в ходе их совместной деятельности.
Таким образом, первоначальная функция речи — вовлечение человека в социальную среду. Однако впоследствии речь стала использоваться в качестве знаково-символического представления о предметах и явлениях окружающего мира и отражения собственных чувств. Эта функция чрезвычайно важна для мышления и памяти.
В зависимости от соотношения в мышлении слова, образа и действия выделяют мышление:
- наглядно-действенное — опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами и направлено на решение конкретных задач в практической деятельности человека;
- наглядно-образное — опирается на представления и образы. Функции наглядно-образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них;
- словесно-логическое (абстрактное) — осуществляется при помощи логических операций с понятиями и направлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе.
Все названные виды мышления тесно связаны друг с другом. У человека они могут быть развиты в разной степени. У ребёнка первым развивается наглядно-действенное, затем наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое мышление. Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение,
В процессах мышления принимают участие различные зоны коры головного мозга и низшие нервные центры. Планирование действий (одна из функций мышления) происходит в передних участках лобных долей, в результате объединения и переработки информации, получаемой и расшифровываемой в других зонах.
11. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.
Иногда эти потребности объединяют в общую потребность в самовыражении. В иерархии потребностей эстетические считаются высшими, и именно на их уровне люди больше всего различаются между собой. Содержание и степень развития эстетической потребности имеют значение для характеристики личности. К примеру, эстетическая потребность определяет, каким видом искусства в большей степени интересуется человек: музыкой, танцами, а может быть, живописью. Интеллектуальная потребность даёт возможность развиваться и уметь логически объяснить различные явления, понять принцип их действия. Творческая потребность даёт человеку возможность проявить себя путём создания чего-либо, выразить накопленный опыт или же мысли через творение.
12. Цели и мотивы деятельности
Деятельность начинается с определения объективного явления — цели. Цель выступает как переработанная личностью динамическая модель будущего результата деятельности.
Вторым звеном структуры деятельности выступают мотивы. Здесь мотив выступает как психическое явление, является осознанным толчком к определенной деятельности и побудительной причиной действия.
Мотив тесно связан с целью, потому что он является побуждением или устремлением достичь ее. Но мотивы могут отделяться от целей и перемещаться на саму деятельность (игра, работа «из любви к искусству») или на один из ее результатов. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные.
13. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.
Личность — прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, его чувства и поведение. Личность состоит из связанных и взаимодействующих между собой относительно устойчивых компонентов: темперамента, характера, способностей, мотиваций, интересов и склонностей и др.
Темперамент — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Основные компоненты темперамента: общая активность индивида, его подвижность и эмоциональность.
Типы темперамента:
- Холерический — сильный, неуравновешенный тип. Процесс возбуждения преобладает над торможением. Холерики энергичные, смелые в своих суждениях и склонны к решительным действиям, но иногда опрометчивы.
- Меланхолический — слабый, тормозной тип. Процесс торможения преобладает над возбуждением. Меланхолики плохо приспосабливаются к условиям окружающей среды, склонны к невротическим расстройствам, пассивные, уязвимые, подавлённые.
- Сангвинический — сильный, уравновешенный, подвижный тип. Возбуждение легко сменяется торможением и наоборот. Сангвиники характеризуются высокими адаптивными возможностями и устойчивостью в условиях тяжёлых жизненных ситуаций. Они эмоционально уравновешенны, энергичны, любознательны, с большим самообладанием и сдержанностью в характере.
- Флегматичный — сильный, уравновешенный, инертный тип. Процессы возбуждения и особенно торможения сменяются медленно. Флегматики имеют трудности при переключении с одного вида деятельности на другой. Они эмоционально сдержанные, спокойные, настойчивые, постоянные в привычках и наклонностях.
Эти типы редко встречаются в чистом виде, большинство людей имеет черты всех типов с преобладанием одного из них.
Характер — целостный и устойчивый индивидуальный склад психической жизни личности, возникающий в результате взаимодействия наследственных задатков с окружающей средой и проявляющийся в деятельности, общении и типичных способах поведения. Это одна из самых важных характеристик индивидуальности.
Знание характера индивида позволяет прогнозировать его поведение и корректировать ожидаемые действия и поступки. Некоторые черты характера: искренность, доброжелательность, чуткость (взаимоотношения между людьми); скромность, чувство собственного достоинства, эгоизм (отношение к самому себе); аккуратность, трудолюбие, инициативность (отношение к труду). Несмотря на относительную устойчивость, характер может меняться под влиянием социального воспитания и окружающей среды.
Способности — совокупность психофизиологических свойств, необходимых для успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Способности имеют наследственно закреплённые предпосылки для их развития в виде задатков; различия в задатках связаны с анатомо-физиологическими и функциональными особенностями нервной системы. Способности необходимо выявлять и развивать.
14. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека
Обучение — это главный фактор в психическом развитии человека, причем здесь играют значение 2 основных момента:
- Психическое развитие зависит – от того, чему учат, т.е. психологи доказали, что, изменяя содержание обучения, можно существенно изменить и развитие ребенка.
- Психическое развитие зависит – от того, как учат, т.е. от метода обучения, от организации учебного процесса.
Формирование личности молодого человека, усваивающего социальный опыт, происходит не автоматически, а путем изменения его внутреннего мира, его внутренней позиции, которая опосредствует все воспитательные воздействия.
Психологи придают обучению значение основного фактора, ведущего за собой развитие. При этом они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть открыты ребенком без участия взрослых. Именно взрослые передают ребенку знания о предметах, о зафиксированных в обществе способах их использования, т.е. обучают ребенка.
Это конспект по теме «Психология и поведение человека».