Учебник по биологии для 8 класса под ред. В. Г. Бабенко. Биология Константинов Учебник §5 «Краткая история развития зоологии». Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника 2019 года авторов Константинов, Бабенко, Кучменко использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 8 класс (УМК п/р Бабенко) § 5.
<< § 4 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 6 >>
§ 5. Краткая история развития зоологии
Вы узнаете:
• Как развивалась зоология в исторические времена.
• Каковы заслуги К. Линнея и Ч. Дарвина перед научным миром.
Вспомните:
Какова роль отечественной науки в развитии зоологии? Какие принципы положены в основу классификации животных?
Животные всегда имели большое значение для человека. Жизнь древних людей полностью зависела от знаний об окружающей природе, особенно о животных: где и как охотиться на зверей и птиц, ловить рыбу, как спасаться от хищников, научиться содержать и разводить животных.
Наука зоология имеет длинную и интересную историю. Самые старые книги о животных, известные человечеству, были написаны в Древнем Китае и Индии. Однако научная зоология берёт начало в Древней Греции и связана с трудами великого учёного Аристотеля (IV в. до н. э.).
Он описал около 500 видов животных, разделив их на две группы: имеющие красную кровь и без крови. К первой группе Аристотель относил всех высших животных: зверей, птиц, гадов (земноводных и пресмыкающихся) и рыб; ко второй группе — низших животных: насекомых, раков, моллюсков, червей. Так впервые животные были разделены на позвоночных и беспозвоночных. Аристотель описал строение и развитие, распространение и значение известных тогда животных. Труды Аристотеля были для своего времени зоологической энциклопедией, а её автора теперь вполне заслуженно называют отцом зоологии. Основной труд Аристотеля, который определил дальнейшее развитие зоологии, — «История животных». Этот труд был написан во второй половине IV в. до н. э. на древнегреческом языке, а впервые переведён на русский язык и издан в России только в 1996 г.
Интерес к изучению животных резко возрос в эпоху Возрождения в связи с развитием торговли и мореплавания.
Из многочисленных экспедиций путешественники привозили сведения о неизвестных ранее животных, накапливались данные о распространении и разнообразии животного мира.
Важное значение для изучения простейших имело изобретение микроскопа. Наибольшего успеха добился голландец Антони ван Левенгук (1632-1723). Его конструкция микроскопа была наиболее удачной. Он открыл и описал неизвестный тогда учёным мир простейших животных.
Число изученных организмов стало так велико, что возникла необходимость их классифицировать.
«Огромным вкладом в дальнейшее развитие зоологии стали труды шведского учёного Карла Линнея, положившие начало современной классификации животного мира и современным научным названиям растений и животных.
Большое значение для изучения животного мира России имели экспедиции, организованные Академией наук, созданной в 1725 г. по указанию Петра I.
Русский академик П.С. Паллас (1741-1811) совершил экспедиции в Поволжье, на Урал, юг Сибири, исследовал Прикаспийскую низменность, Северный Кавказ, Крым. Используя сведения, добытые во время собственных и других академических экспедиций, Паллас создал капитальный труд «Русско-Азиатская зоография», в котором были описаны все известные к тому времени позвоночные животные России.
Новый этап в развитии зоологии, как и других биологических наук, начинается со второй половины XIX в. после издания книги Чарлза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859).
Ч. Дарвин убедительно доказал, что животный мир изменяется в результате естественного развития; формирование новых видов происходит в борьбе за существование и за счёт выживания наиболее приспособленных.
На основе созданного Дарвином эволюционного учения зоология стала быстро развиваться. Большие успехи были достигнуты в систематике. Об этом свидетельствует описание многих новых видов животных. Если Аристотель описал только около 500 животных, то К. Линнею стало известно 4208 видов, в начале XIX в. их было описано 48 тыс., в конце XIX столетия — 400 тыс., а сейчас известно более 1,6 млн видов.
Основательную поддержку эволюционное учение получило в России. Большое значение для развития зоологии имели экспедиции А.Ф. Миддендорфа на север и восток Сибири, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, их учеников и последователей в Центральную Азию. Ряд важнейших открытий сделали А. О. Ковалевский и И. И. Мечников, изучавшие развитие и рост организмов. Серьёзный вклад в науку внесли работы В. О. Ковалевского по палеонтологии, а также И. М. Сеченова и И. П. Павлова по физиологии.
Больших успехов отечественная зоология достигла в XX в. Были продолжены исследования в разных областях науки. А.Н. Северцов и И. И. Шмальгаузен создали фундаментальные труды по эволюции животных. М.А. Мензбир, П.П. Сушкин, Г.П. Дементьев продолжили исследования по фауне и зоогеографии, Н.К. Кольцов — по генетике и эмбриологии, Д.Н. Кашкаров, А.Н. Формозов — по экологии. Е.Н. Павловский разработал теорию природно-очаговых заболеваний и заложил научные основы борьбы с природно-очаговыми инфекционными болезнями человека и домашних животных (чумой, туляремией, энцефалитом и др.). Широко известны работы школы К. И. Скрябина в области изучения червей-паразитов.
Чарльз Дарвин не являлся профессиональным биологом. Всё его образование было сведено к двум годам слушания лекций на медицинском факультете, университета в городе Эдинбурге. Предложенные им эволюционные идеи были, лишь результатом предположений без каких бы то ни было определённых доказательств. И всё таки, несмотря на это, предположение, известное, как теория эволюции Дарвина не только появилось на свет, но и стало основным, официальным взглядом в науке.
В 19 веке учёные даже представить не могли, что клетка живого организма так невероятно сложно и упорядочено устроены. Если бы учёные 19 века смогли ещё тогда узнать о том — как сложно устроена молекула ДНК, и как в ней упорядочено закодирована вся информация об организме, то дискуссий за или против теории Дарвина не было бы, впрочем как и самой теории.
Согласно теории, эволюция видов должна была происходить постепенно, от более простого — к более сложному. Логично было бы предположить, что и молекула ДНК, которая по своей сути является закодированным чертежом будущего организма, должна была всё более усложняться, по мере того, как усложнялись всё новые образующиеся организмы. Но изучив ДНК амёбы, учёные обнаружили, что размер генома одноклеточной амёбы примерно в сто (!!) раз больше, чем геном человека! Помимо того, ДНК у двух очень схожих друг с другом видов может кардинально отличаться. Это не объяснимое, и явно противоречащее открытие, учёные назвали С—парадокс.
Почему официальная наука не опровергает теорию Дарвина? Признать несостоятельность этой теории, значит признать некомпетентность учёных, которые всю свою жизнь опирались на эту теорию, как на догму. А ведь именно от них и зависит официальное опровержение дарвинизма.
Есть предположение, что так называемое открытие Дарвина, было заранее подготовлено и спланировано, так как эта «теория» родилась в Англии в девятнадцатом веке, когда Англия активно участвовала в колонизации народов Азии и Африки. Религиозные заповеди не очень то вписывались в варварские действия английских колонизаторов. Необходимо было срочно менять авторитеты на так называемые «научные» открытия. И тут то и «появился» принцип естественного отбора, где «выживает сильнейший».
ВЫВОДЫ: Зоология имеет длительную историю развития. Исследованиями и изобретениями учёных с древнейших времён создавалась современная зоологическая наука, имеющая огромное значение для всего человечества. Эта наука продолжает успешно развиваться и в наше время.
Вопросы и задания после п.5 (стр.25)
- Используя текст параграфа и информационные ресурсы, составьте таблицу с характеристикой основных этапов развития зоологии.
- Какое значение имели труды К. Линнея и Ч. Дарвина для развития зоологии?
- В каких биологических науках были проведены исследования, которые способствовали развитию зоологии в нашей стране в XX в.?
Вы смотрели: Учебник по биологии для 8 класса под ред. В. Г. Бабенко. Биология Константинов Учебник §5. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 4 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 6 >>