Физика Перышкин Учебник §§41-45

8-й класс онлайн читать: 2023 Физика Перышкин Учебник §§41-45 (Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников). Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 8 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§41. Расчёт сопротивления проводника.
Удельное сопротивление.

Вопросы на стр.155

  • 1. Как зависит сопротивление проводника от его длины и от площади поперечного сечения? 2. Объясните выбор проводников в опыте, изображённом на рисунке 102. 3. Что показывает удельное сопротивление проводника? 4. По какой формуле можно рассчитать сопротивление проводника? 5. Какова единица удельного сопротивления?
  • Удельное сопротивление меди равно 1,7 • 10–8 Ом • м. Что это означает?

УПРАЖНЕНИЕ 33

  1. Каково сопротивление нихромовой проволоки длиной 1 м, если её площадь поперечного сечения 1 мм2?
  2. Имеется два проводника одинакового сечения, изготовленных из одного материала. Длина одного 10 см, другого 60 см. Какой проводник имеет большее сопротивление и во сколько раз?
  3. Имеется два медных проводника одинаковой длины. У одного площадь поперечного сечения 1 мм2, у другого — 5 мм2. У какого проводника сопротивление меньше и во сколько раз?
  4. Имеется два проводника одинаковой площади поперечного сечения и длины: медный и вольфрамовый. Какой проводник имеет большее сопротивление и во сколько раз?
  5. Кусок проволоки без изоляции разрезали пополам и половинки свили вместе. Изменилось ли сопротивление проволоки и во сколько раз?
  6. Сколько метров вольфрамового провода площадью поперечного сечения 0,1 мм2 потребуется для изготовления резистора сопротивлением 180 Ом?
  7. Провод стационарного телефона состоит из 20 медных проволочек площадью поперечного сечения 0,05 мм2 каждая. Определите сопротивление 1,5 м такого провода.

ЗАДАНИЕ 20

  1. Проанализируйте данные таблицы 9 и выскажите предположение, какие вещества из приведённых в таблице являются хорошими проводниками, а какие — совершенно точно диэлектрики. Проверьте себя, используя данные Интернета.
  2. Из металлической фольги изготовьте проводники с различным сопротивлением так, чтобы их сопротивления отличались в 2, 3, 5, 10 раз. Обоснуйте правильность выполнения задания.

 

ЭТО ЛЮБОПЫТНО.
Из истории учения об электричестве.

Изучением электрического тока занимался немецкий физик Георг Ом. Исследуя сопротивление проводников, он включал в цепь отрезки проволоки из одного и того же металла, но различной длины и толщины и определял, как меняется при этом сила тока в цепи. На основании таких опытов учёный заключил, что сопротивление проводника прямо пропорционально его длине и обратно пропорционально площади его поперечного сечения.

Ом проводил аналогию между электрическим током и током воды в трубе. По наклонной трубе, например, жидкость течёт под действием силы тяжести. Чем больше разница между уровнем верхнего сосуда, из которого вода вытекает (рис. 103), и нижнего, куда она течёт, тем быстрее вода движется. Одновременно чем больше сопротивление, встречаемое водой при движении по трубе, тем скорость меньше, и, наоборот, при уменьшении сопротивления увеличивается скорость течения.
Рис. 103. Гидродинамическая аналогия

  • Как вы думаете, каким величинам в рассмотренной механической модели аналогичны напряжение между концами проводника с током и сила тока?

 

§42. Примеры на расчёт сопротивления проводника,
силы тока и напряжения.

  • Решите пример 2 из параграфа в общем виде и проверьте полученную формулу через единицы физических величин.

УПРАЖНЕНИЕ 34

  1. Ученик заменил перегоревшую медную спираль на стальную такой же площади поперечного сечения и длины. Во сколько раз изменилась сила тока, если напряжение на концах стальной спирали такое же, какое было на медной? Удельное сопротивление стали 0,12 (Ом • мм2)/м.
  2. Определите сопротивление медного провода площадью поперечного сечения 2,5 мм2 и длиной 40 м.
  3. Напряжение на никелиновом проводнике длиной 12 м и площадью поперечного сечения 0,1 мм2 равно 200 В. Какова сила тока в проводнике?
  4. Сварочный аппарат подсоединяют в сеть медными проводами длиной 100 м и площадью поперечного сечения 50 мм2. Определите напряжение на проводах, если сила тока в них 125 А.
  5. Длина медного провода, подводящего ток к потребителю, равна 120 м. Какую площадь поперечного сечения имеет провод, если при силе тока 10 А напряжение на его концах равно 4 В?
  6. Из какого материала изготовлен проводник длиной 2 км и площадью поперечного сечения 20 мм2, если сила тока, проходящего по проводнику, равна 2 А при напряжении на его концах 220 В?

ЗАДАНИЕ 21

■ Предложите способ определения длины проволоки в катушке, не разматывая её. Какие приборы для этого вам понадобятся?


 

§ 43. Реостаты.

Вопросы на стр.160

  • 1. Каково назначение реостата в электрической цепи? 2. Объясните по рисунку 105, а, как устроен ползунковый реостат. Каково условное обозначение реостата на схеме? 3. Почему реостаты изготавливают из проволоки, удельное сопротивление которой велико? 4. Для каких величин указывают на реостате их допустимые значения?

УПРАЖНЕНИЕ 35

■ Определите силу тока, проходящего через реостат, изготовленный из никелиновой проволоки длиной 50 м и площадью поперечного сечения 1 мм2, если напряжение на зажимах реостата равно 45 В.


 

§44. Последовательное соединение проводников.

Вопросы на стр.164

  • 1. Какое соединение проводников называют последовательным? Начертите схему такого соединения. 2. Какая физическая величина одинакова для всех проводников, соединённых последовательно? Объясните почему. 3. Как найти напряжение на участке цепи, состоящем из последовательно соединённых проводников, зная напряжение на каждом? 4. Как найти общее сопротивление последовательно соединённых проводников, зная сопротивление каждого?
  • При исследовании электрической цепи ученик установил, что сила тока в одном резисторе равна 2 А, напряжение на его концах 4 В. На другом резисторе напряжение 10 В, сила тока 2 А. Он измерил напряжение на двух резисторах, и оно оказалось равным 14 В. Можно ли сказать, что резисторы соединены последовательно?

УПРАЖНЕНИЕ 36

  1. Участок электрической цепи содержит три резистора сопротивлением 10, 20 и 30 Ом, соединённых последовательно. Найдите силу тока в каждом резисторе и напряжение на концах каждого участка цепи, если напряжение на втором резисторе равно 40 В.
  2. Сколько одинаковых резисторов было соединено последовательно, если каждый из них имеет сопротивление 100 Ом, а их общее сопротивление равно 700 Ом?
  3. Общее сопротивление трёх обмоток телефонных реле, соединённых последовательно, равно 3200 Ом. Сопротивление одной из них равно 600 Ом, другой — 1200 Ом. Вычислите сопротивление третьей обмотки.
  4. * Сила тока в электрической цепи, содержащей проводник сопротивлением 12 Ом, равна 0,06 А. После того как к проводнику последовательно присоединили стальной провод площадью поперечного сечения 1 мм2, сила тока в цепи стала 0,04 А. Определите длину провода. Удельное сопротивление стали 0,12 (Ом • мм2)/м.

 

§45. Параллельное соединение проводников.

Вопросы на стр.168

  • 1. Какое соединение проводников называют параллельным? Изобразите его на схеме. 2. Какая из физических величин одинакова для всех проводников, соединённых параллельно? Объясните почему. 3. Как определить силу тока в неразветвлённой части цепи, если известны силы тока в каждом её участке? 4. Как изменяется общее сопротивление участка цепи после увеличения числа проводников, соединённых параллельно? 5. Как соединены лампы в люстре? Ответ обоснуйте.
  • Используя закон Ома для участка цепи, получите формулу для определения общего сопротивления параллельно соединённых проводников.

УПРАЖНЕНИЕ 37

  1. Начертите схему электрической цепи, содержащей источник тока, две электрические лампы, два ключа и один звонок, так, чтобы звонок звонил, когда какая-нибудь из ламп горит.
  2. Два резистора сопротивлением 2 и 4 Ом соединены параллельно. Напряжение на резисторах равно 4 В. Найдите силу тока в общей цепи и в каждом резисторе.
  3. Два резистора, сопротивления которых 15 и 25 Ом, подключены параллельно к батарейке. Сила тока в первом резисторе 0,2 А. Найдите силу тока во втором резисторе.
  4. Два разных проводника, соединённых параллельно, подключены к источнику тока. Амперметр, подключённый к первому проводнику, показал 0,8 А, а ко второму — 0,4 А. Во сколько раз различаются сопротивления проводников?
  5. Начертите схему такого соединения проводов в вашей квартире, при котором одновременно с выключением лампы в одной комнате загорается лампа в другой.

ЗАДАНИЕ 22

Возьмите две лампочки для карманного фонарика и подключите их к батарейке сначала параллельно, затем последовательно. Вместо проводов можете использовать алюминиевую фольгу. Вам потребуются и другие материалы, возможно, картон, пластилин. Расскажите о результатах вашей конструкторской работы. Сравните яркость горения лампочек при параллельном и последовательном соединении.

 


Вы смотрели: 2023 Физика Перышкин Учебник §§41-45 онлайн читать. Цитаты из пособия «Перышкин, Иванов: Физика. 8 класс. Базовый уровень. Учебник (3-е изд.) ФГОС» использованы в учебных целях.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней