Русский язык Бархударов Учебник §10 «Виды связи в словосочетании» из учебника по русскому языку для 8 класса УМК Ладыженская/Бархударов(5-9). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях.
§ 10. Виды связи в словосочетании
В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.
Согласование — такая связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с грамматическими признаками прилагательного. Например: липовая аллея, эта аллея, опустевшая аллея, вторая аллея.
При согласовании с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова. Сравните: этой опустевшей липовой аллеи, этим опустевшим липовым аллеям и т. д.
Управление — такая связь, при которой зависимое слово — имя существительное и все слова с признаками существительного. Например: встретить друга (В. п.), вас (В. п.), знакомого (В. п.). Главное слово в словосочетании определяет, в каком падеже должно употребляться зависимое слово: писать (что?) сочинение, участвовать (в чём?) в соревновании, надеяться (на что?) на победу.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Сравните: встретил друга, встретишь друга, встретив друга, встретивший друга.
Примыкание — такая связь, при которой зависимое слово — наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола, притяжательные местоимения его, её, их. Например: очень любить, совсем простой, почти незаметно, уехал учиться, говорил улыбаясь, его книга. При примыкании слова связываются по смыслу.
№ 96. Укажите, какой частью речи является зависимое слово, и назовите способ связи слов в словосочетаниях. Сделайте вывод о том, какие части речи могут употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
№ 97. Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Составьте схемы словосочетаний, укажите способ связи.
№ 98. Обратите внимание на нормы управления в приведённых ниже сочетаниях слов. Составьте и запишите словосочетания, главными словами в которых будут данные ниже глаголы.
№ 99. Составьте и запишите словосочетания, в которых зависимые слова были бы выражены так, как указано на схеме. Обозначьте главные слова, стрелкой укажите зависимые. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу одноклассника. При обнаружении ошибки корректно обсудите возникшее затруднение.
№ 100. Прочитайте. Укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слова. Назовите способ их связи. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Числа в части II запишите словами.
№ 101. Составьте словосочетания из данных слов. Укажите, каким способом связано зависимое слово с главным. На каких правилах основано написание слов с пропущенными буквами? С какими значимыми частями слова связано написание букв о и е после шипящих?
№ 102. Составьте словосочетания из данных слов и запишите. Обозначьте главные и зависимые слова. В какой форме употреблены зависимые слова?
№ 103. Разделитесь на группы. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, обозначая стрелками связь между словами в словосочетаниях. Укажите способ связи. Q Расскажите о правописании букв е и и в окончаниях существительных. Приведите свои примеры. Оцените ответы другой группы, определите, насколько верно и полно представлена информация.
1) В раздумь.. идти по площад.. . 2) Информировать об открыти.. выставк.. . 3) Присутствовать в планетари.. на лекци.. . 4) Упорно тренироваться (в)течени.. осен.. . 5) Подойти к деревенской усадьб.. . 6) Рассказывать о служб.. в арми.. . 7) Мечтать о поездк.. в Заполярь.. . 8) Чуть виднеться в поднебесь.. . 9) Неожиданно появиться в отдалени.. . 10) Медленно опускаться на параш..т.. .
№ 104. Распространите словосочетания словами, данными в скобках. Вставьте пропущенные буквы. Составьте с этими словосочетаниями предложения.
Вы смотрели: Русский язык Бархударов Учебник §10 «Виды связи в словосочетании» из учебника по русскому языку для 8 класса УМК Ладыженская/Бархударов(5-9).