Русский язык Бархударов Учебник §6 «Морфология и синтаксис» из учебника по русскому языку для 8 класса УМК Ладыженская/Бархударов(5-9). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях.
§ 6. Морфология и синтаксис
- Вспомните, какие части речи относятся к самостоятельным, какие — к служебным. Прочитайте текст. Найдите в нём примеры тех и других частей речи. Какие слова не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным? Есть ли такие слова в тексте? о Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их употребление.
- Запишите предложение с разными частицами, указанными в скобках. Сколько всего предложений у вас получилось? Определите, в каком случае меняется смысл слова, а в каком — всего предложения? Объясните, почему так происходит.
Я люблю дальние поездки (вовсе не; не; даже; ли).
Раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, формы слов и их грамматические значения, называется морфологией.
- Найдите существительные и прилагательные в первом предложении. Что обозначают эти части речи? Какие постоянные и непостоянные признаки имеет имя существительное? Чем морфологические признаки существительных отличаются от морфологических признаков прилагательных? Озаглавьте текст и спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Для чего служат количественные и порядковые числительные?
- Укажите местоимения и назовите их разряд. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Какие орфографические и пунктуационные правила вы применяли? Чем отличаются местоимения от других самостоятельных частей речи? А что объединяет все эти части речи?
- Найдите глаголы. Что обозначает глагол как часть речи? Какие постоянные морфологические признаки он имеет? Спишите, расставляя необходимые знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. В каком наклонении употребляется большинство глаголов во 2-м абзаце текста? Продумав план своего ответа, расскажите об изменении глагола в изъявительном, повелительном, условном наклонениях, приведите примеры.
- Спишите пословицы, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы; над каждым глаголом укажите его спряжение. Сформулируйте общее правило написания безударных окончаний глаголов. Обменяйтесь тетрадями, проверьте написанное. Задайте друг другу вопросы, связанные с пониманием смысла данных ниже пословиц. Приведите в качестве примера ситуации, в которых уместно использовать любую из этих пословиц. 1
- Укажите причастия и деепричастия. Что общего между ними и что их различает? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Расскажите об образовании причастий и деепричастий.
- Найдите наречия. Чем они отличаются от других самостоятельных частей речи? Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание наречий. Что обозначают наречия в этих словосочетаниях?
- Прочитайте письмо известного физика, академика Л. Ландау ученикам одной из школ г. Тулы. Найдите предложение, в котором сформулирована главная мысль текста. Как спрягаются глаголы хотеть и бежать? Найдите в последнем предложении служебные части речи. Выполните их морфологический анализ.
Дорогие ребята!
Очень трудно писать об очевидных вещах. Вы ведь все сами прекрасно знаете, что образование необходимо в настоящее время для всякой профессии.
В этом смысле меня очень огорчило, что вы написали в своём письме «хочем» вместо «хотим». Это показывает, что вы, ребята, очень мало читаете. Читайте побольше — ведь это так интересно — и помните, что образование вам нужно не для школы, а для самих себя и что быть образованным совсем не скучно, а наоборот — интересно.
С наилучшими пожеланиями. Л. Ландау.
- специальность • профессия
- Найдите сложные предложения. В каких из них простые предложения соединены с помощью интонации (без союзов), в каких — с помощью сочинительных союзов (сложносочинённые предложения), в каких — с помощью подчинительных союзов (сложноподчинённые предложения)? Спишите сложные предложения, расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, выделите союз или союзное слово.
- Спишите, расставляя необходимые знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Составьте схемы 4—7-го предложений таким образом: простые предложения, входящие в состав сложносочинённого, обозначьте квадратными скобками; в сложноподчинённом предложении независимое (главное) предложение обозначьте тоже квадратными скобками, а зависимое — круглыми.
- Запишите определение синтаксиса как раздела науки о языке. Приведите примеры его основных единиц. Подготовьте устный ответ.
Вы смотрели: Русский язык Бархударов Учебник §6 «Морфология и синтаксис» из учебника по русскому языку для 8 класса УМК Ладыженская/Бархударов(5-9).