Русский язык Бархударов Учебник §6

Русский язык Бархударов Учебник §6 «Морфология и синтаксис» из учебника по русскому языку для 8 класса УМК Ладыженская/Бархударов(5-9). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ

§ 6. Морфология и синтаксис

  1. Вспомните, какие части речи относятся к самостоятельным, какие — к служебным. Прочитайте текст. Найдите в нём примеры тех и других частей речи. Какие слова не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным? Есть ли такие слова в тексте? о Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их употребление.

  1. Запишите предложение с разными частицами, указанными в скобках. Сколько всего предложений у вас получилось? Определите, в каком случае меняется смысл слова, а в каком — всего предложения? Объясните, почему так происходит.

Я люблю дальние поездки (вовсе не; не; даже; ли).

Раздел науки о языке, в котором изучаются части речи, формы слов и их грамматические значения, называется морфологией.

  1. Найдите существительные и прилагательные в первом предложении. Что обозначают эти части речи? Какие постоянные и непостоянные признаки имеет имя существительное? Чем морфологические признаки существительных отличаются от морфологических признаков прилагательных? Озаглавьте текст и спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Для чего служат количественные и порядковые числительные?

  1. Укажите местоимения и назовите их разряд. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Какие орфографические и пунктуационные правила вы применяли? Чем отличаются местоимения от других самостоятельных частей речи? А что объединяет все эти части речи?

  1. Найдите глаголы. Что обозначает глагол как часть речи? Какие постоянные морфологические признаки он имеет? Спишите, расставляя необходимые знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. В каком наклонении употребляется большинство глаголов во 2-м абзаце текста? Продумав план своего ответа, расскажите об изменении глагола в изъявительном, повелительном, условном наклонениях, приведите примеры.

  1. Спишите пословицы, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы; над каждым глаголом укажите его спряжение. Сформулируйте общее правило написания безударных окончаний глаголов. Обменяйтесь тетрадями, проверьте написанное. Задайте друг другу вопросы, связанные с пониманием смысла данных ниже пословиц. Приведите в качестве примера ситуации, в которых уместно использовать любую из этих пословиц. 1

  1. Укажите причастия и деепричастия. Что общего между ними и что их различает? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Расскажите об образовании причастий и деепричастий.

  1. Найдите наречия. Чем они отличаются от других самостоятельных частей речи? Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание наречий. Что обозначают наречия в этих словосочетаниях?

  1. Прочитайте письмо известного физика, академика Л. Ландау ученикам одной из школ г. Тулы. Найдите предложение, в котором сформулирована главная мысль текста. Как спрягаются глаголы хотеть и бежать? Найдите в последнем предложении служебные части речи. Выполните их морфологический анализ.

Дорогие ребята!
Очень трудно писать об очевидных вещах. Вы ведь все сами прекрасно знаете, что образование необходимо в настоящее время для всякой профессии.
В этом смысле меня очень огорчило, что вы написали в своём письме «хочем» вместо «хотим». Это показывает, что вы, ребята, очень мало читаете. Читайте побольше — ведь это так интересно — и помните, что образование вам нужно не для школы, а для самих себя и что быть образованным совсем не скучно, а наоборот — интересно.
С наилучшими пожеланиями. Л. Ландау.

  • специальность • профессия
  1. Найдите сложные предложения. В каких из них простые предложения соединены с помощью интонации (без союзов), в каких — с помощью сочинительных союзов (сложносочинённые предложения), в каких — с помощью подчинительных союзов (сложноподчинённые предложения)? Спишите сложные предложения, расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, выделите союз или союзное слово.

  1. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Составьте схемы 4—7-го предложений таким образом: простые предложения, входящие в состав сложносочинённого, обозначьте квадратными скобками; в сложноподчинённом предложении независимое (главное) предложение обозначьте тоже квадратными скобками, а зависимое — круглыми.

  1. Запишите определение синтаксиса как раздела науки о языке. Приведите примеры его основных единиц. Подготовьте устный ответ.

 


Вы смотрели: Русский язык Бархударов Учебник §6 «Морфология и синтаксис» из учебника по русскому языку для 8 класса УМК Ладыженская/Бархударов(5-9).

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней