Русский язык Бархударов Учебник §8 «Функционально-смысловые типы речи» из учебника по русскому языку для 8 класса УМК Ладыженская/Бархударов(5-9). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях.
§ 8. Функционально-смысловые типы речи
Любой текст с точки зрения принадлежности к функционально-смысловому типу речи представляет собой повествование, описание или рассуждение. Однако нередко в тексте могут сочетаться рассуждение и описание, повествование и описание, повествование и рассуждение либо все три типа речи. Данное соединение обусловлено прежде всего определённой целью и замыслом автора.
- Рассмотрите представленную ниже таблицу. Подготовьте на основе данной информации сообщение по одному из типов речи, в качестве примеров используйте конкретные тексты, найденные вами в различных источниках.
- Прочитайте фрагмент статьи о баснях И. Крылова. Докажите, что это текст, и озаглавьте его. К какому функционально-смысловому типу речи относится данный текст? Сформулируйте главную авторскую мысль. Как вы понимаете выделенное предложение?
- Прочитайте текст. Определите, к какой функциональной разновидности языка он принадлежит, докажите своё мнение. Выделите в тексте абзацы. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
- Прочитайте. Укажите элементы повествования, описания и рассуждения. В прямом или переносном значении употреблены выделенные слова? Спишите, расставляя необходимые знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
В русском литературном языке выделяется несколько функциональных разновидностей языка. Это функциональные стили: официально-деловой, научный и публицистический; а также разговорная речь и язык художественной литературы.
К литературному языку относятся такие разновидности языка, как разговорно-литературный язык (речь образованных людей, ораторские выступления) и книжно-литературный язык (тексты научного, публицистического, делового стиля).
Язык художественной литературы и язык литературный не одно и то же, так как в языке художественной литературы, помимо литературной основы, могут использоваться диалекты, просторечные слова, жаргонизмы, индивидуально-авторские образования.
- Прочитайте текст. Составьте его план. Какие стили речи были выделены М. В. Ломоносовым в XVIII в.? Какие функциональные разновидности языка выделяются в литературном языке в современной науке? Определите значение выделенных слов. Перескажите этот текст по составленному вами плану.
- Заполните таблицу, указав в каждой графе функциональные разновидности языка.
- Что собой представляют тексты: повествование, описание, рассуждение? Как связаны предложения в каждом тексте? Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежат тексты I и III. Продумайте план и подготовьте сообщение о функциональных стилях русского языка, подберите необходимые тексты, иллюстрирующие ваши рассуждения. Подберите синонимы к слову противник. Каково лексическое значение слова камзол? В случае затруднения обращайтесь к словарю.
- Признаки какой функциональной разновидности языка отражены в этом тексте? Назовите их, иллюстрируя свой ответ примерами из текста. Спишите текст, объясняя постановку знаков препинания. К выделенным словам и фразеологизму подберите синонимы.
Дети, вы без меня никакой телеграммы не получали?.. Отвечайте, мучители!.. Вот где моя погибель!.. Вот кто, конечно, сведёт меня в могилу! … Да перестаньте вы гудеть и расскажите толком, как было дело.
(А. Гайдар. «Чук и Гек»)
- Определите, к какому функциональному стилю относится этот текст. Аргументируйте свой ответ. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните употребление знаков препинания.
В местах где движение регулируется пеш..ходы обязаны руководствоваться сигналами светофора или регулировщика.
В местах где движение (не)регулируется пеш..ходы могут переходить проезжую часть только после того, как они оценят р..сстояние до пр..ближающихся транспортных средств и их скорость и убедятся что (не)созд..дут помех их движению.
- регулировать
- Определите функциональный стиль текста. Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.
Слово география взято из греческого языка, где оно значило «землеописание». Изучать и описывать территорию можно с разных точек зрения. Например, рельеф земной поверхности изучает физическая география, территориальное размещение государств — экономическая география. Лингвистическая география изучает территориальное распространение языков диалектов отдельных языковых черт описывает язык не в одной его точке — говоре а во всех говорах рассматривает языковой ландшафт.
(«Энциклопедический словарь юного филолога». Сост. М. Панов)
- олицетворять
- Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежат данные ниже тексты. Аргументируйте свой ответ. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
- Определите, к какому функционально-смысловому типу речи и к какой функциональной разновидности языка принадлежат тексты. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
- Прочитайте текст. Выделите абзацы. Каково отношение К. Паустовского к творчеству художника? Какие языковые средства помогли вам прийти к такому выводу?
- Сочинение. Познакомьтесь с репродукцией картины И. Левитана «Осенний день. Сокольники» (см. цветную вклейку).
- Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте написанное, в случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю. Составьте предложения с выделенными словосочетаниями.
- Продиктуйте друг другу данные ниже словосочетания, проверьте и оцените работу одноклассника. Определите значение выделенных слов. Составьте с ними предложения и запишите их. К какому словарю вы обратитесь, если встретите непонятное слово?
Русская архитектура, возводить храм, автор скульптур, замысловатые детали, памятник старины, современный памятник, колесница славы, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, великий зодчий, древнерусское зодчество.
- Определите тему текста и соответствие между темой и заголовком. Уточните функционально-смысловой тип речи. Выпишите предложения, связанные цепной связью. Какие средства связи использованы в этих предложениях? Объясните значение слов, заключённых е рамку. В случае затруднений обращайтесь к словарю.
- Составьте план текста «Московские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге» и подготовьте подробный пересказ. Обсудите готовые пересказы: выявите просчёты и недостатки в логике изложения, построении предложений, их связи, использовании языковых и речевых средств. Высказывая своё мнение, будьте внимательны и доброжелательны к своим одноклассникам.
- Познакомьтесь с фотографией Московских триумфальных ворот (см. цветную вклейку), расскажите о них по памяти. Сравните свой рассказ и описание ворот с текстом упражнения.
Используйте следующий план для подробного пересказа.
- В честь какого события были сооружены Московские триумфальные ворота?
- Кто автор проекта?
- Почему менялось предполагаемое место установки триумфальных ворот?
- Сколько колонн включают ворота и из какого материала они сделаны? Каков их вес?
- Что изображено на портике триумфальных ворот?
- Чем ещё украшен памятник?
- Кто автор скульптурных деталей памятника?
- Какова судьба Московских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге?
- Прочитайте текст. Выделите основные положения текста о том, какая речь считается правильной и что включает в себя культура речи. Дополните эту информацию конкретными примерами. Можно использовать материал, который вы отобрали для проекта. Произнесите получившийся текст. В какой группе, на ваш взгляд, примеры были более точными, удачными?
Работа над проектом (см. с. 7—8) требовала систематической и целенаправленной деятельности. Какой функционально-смысловой тип речи и какую функциональную разновидность языка вы использовали при создании собственного текста? Какую форму представления своего проекта вы выбрали?
Выступите перед одноклассниками с презентацией своей деятельности, оцените своё выступление.
Вы смотрели: Русский язык Бархударов Учебник §8 «Функционально-смысловые типы речи» из учебника по русскому языку для 8 класса УМК Ладыженская/Бархударов(5-9).