Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни). Биология Пасечник Учебник §12 «Раздражимость и поведение животных». Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника «Биология : 8-й класс : базовый уровень : учебник / Пасечник, Суматохин, Гапонюк ; под ред. В.В.Пасечника. — 272 с.» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 8 класс (УМК п/р Пасечника) § 12.
<< § 11 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 13 >>
§ 12. РАЗДРАЖИМОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
ВСПОМНИТЕ:
1. Каково значение регуляции в жизнедеятельности организмов?
2. Как организмы реагируют на изменения в окружающей среде?
3. В чём проявляется поведение животных?
Раздражимость
Раздражимость — важное свойство живых организмов, представляющее собой способность воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них. Так как условия в окружающей среде постоянно меняются, любой живой организм реагирует на эти изменения. Если бы организмы не обладали этим свойством, то они не могли бы выживать в изменившихся условиях среды обитания.
Животные по-разному реагируют на смену дня и ночи (рис. 36). Одни животные ведут дневной образ жизни: многие бабочки, пчёлы, ящерицы, суслики, прудовые лягушки. Они активно отыскивают пищу, поглощают её, скрываются в случае опасности в различных укрытиях. Другие животные ведут ночной образ жизни. В темноте они малозаметны для врагов, им легче обеспечить себя пищей. К ночным животным относятся речные раки, дождевые черви, жабы, ежи, мыши, волки, совы. Речной рак на поиски пищи выходит ночью, по запаху отыскивает падаль, находящуюся на берегу, и выползает к ней или ловит мелких животных.
Животные, как правило, реагируют на сезонные изменения в окружающей среде. С конца лета или в начале осени многие из них готовятся к зиме: откочёвывают в места, богатые пищей, совершают перелёты, усиленно питаются и накапливают жир, запасают корма. С наступлением зимы многие животные становятся малоподвижными и впадают в оцепенение, спячку, зимний сон. Как же они узнают о предстоящем изменении времени года? Известно, что многие живые организмы очень точно определяют время.
Установлено, что важнейшим сигналом наступления нового сезона является изменение долготы светового дня. Соотношение продолжительности светлого и тёмного времени суток называют фотопериодизмом. Он регулирует ход биологических часов, сроки развития растений и животных. В зонах умеренного и холодного климата убывающий с конца июня день служит предвестником наступающей зимы. И наоборот, прибывающий после 22 декабря день свидетельствует о наступлении весны.
Умение управлять внутренним временем организма имеет большое значение в лечении различных заболеваний, повышении продуктивности растений и животных.
Многие организмы очень чувствительны к изменению окружающей среды. К примеру, простейшие способны отвечать на повышение или понижение температуры, увеличение или уменьшение освещённости, механические и электрические воздействия, изменение концентрации химических веществ и другие раздражители.
Двигательные реакции простейших в ответ на действия раздражителей называют таксисами. Например, источник тепла может привлекать к себе простейших, и они будут двигаться к нему. Движение по направлению к раздражителю называют положительным таксисом. Но если температура будет выше определённого уровня, то простейшие будут двигаться от источника тепла. Движение от раздражителя называют отрицательным таксисом. Один и тот же раздражитель может действовать с разной интенсивностью и вызывать как положительный, так и отрицательный ответ. Благодаря таксисам простейшие избегают неблагоприятных условий, находят пищу, особей своего вида. Реакцию одноклеточных на свет называют фототаксисом, на химические вещества — хемотаксисом.
Поведение.
Способность организмов совершать определённые действия и реагировать на внутренние и внешние факторы называют поведением. Оно направлено на сохранение организмов при изменении условий окружающей среды, способствует выживанию и оставлению потомства. У животных поведение проявляется в движениях, положениях тела, издаваемых звуках, жестах и мимике, изменениях окраски. Существуют разные виды поведения животных: пищевое, ориентационное, конкурентное, репродуктивное, общественное.
Вы неоднократно наблюдали за поведением кошки. Узнать о её намерениях можно по выражению морды и положению тела (рис. 37). Вспомните, как тщательно кошка-мама вылизывает котят. Шероховатым языком она удаляет с шерсти все посторонние частицы. Так кошка проявляет заботу о потомстве.
Кошка помечает свою территорию пахучими веществами. Она трётся своим телом о деревья, мебель в доме и другие предметы, оставляя на их поверхности запах. Участок, помеченный пахучими веществами, принадлежит только этой кошке. Так у кошек проявляется территориальное поведение.
Во время ссоры, например из-за пищи, территории или партнёра, у кошек проявляется агрессивное поведение. Они принимают угрожающие позы, издают своеобразные звуки, предупреждая противника о своих намерениях и запугивая его. В результате слабое животное уступает более сильному.
Наблюдая за охотой кошки, можно получить представление о её пищевом поведении. Кошка обычно подстерегает добычу. Высматривая жертву, она слегка приподнимается и, сгорбившись, медленно подкрадывается к ней. При этом движения кошки совершенно бесшумны. Выследив добычу, она некоторое время стоит с опущенной головой, затем внезапно поднимается на задних лапах, стремительно прыгает и неожиданно нападает на жертву. Поэтому кошку называют крадущимся охотником.
Таким образом, организмы с помощью поведения регулируют свои отношения с окружающим миром. При этом они стремятся с наименьшими затратами энергии удовлетворить свои потребности в пище, пространстве и времени.
ЗАПОМНИТЕ
• Раздражимость • Фотопериодизм • Поведение
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.48)
- Как животные реагируют на смену дня и ночи, времён года?
- Что такое фотопериодизм и какова его роль в жизнедеятельности животных?
- Что такое поведение?
- Каково значение поведения в жизни организмов?
- Приведите примеры разных видов поведения у домашних животных.
ПОДУМАЙТЕ!
Объясните, почему важнейшим фактором сезонных изменений в живой природе является длина светового дня. Почему в жизни животных большое значение имеют приобретённые, связанные с обучением формы поведения?
Моя лаборатория. Исследуйте
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ У АКВАРИУМНЫХ РЫБ
Цель работы: изучить реакцию аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов.
Материалы и оборудование: рыбы в аквариуме.
Ход работы:
- Наблюдая поведение рыб в аквариуме, выясните, как рыбы реагируют на различные раздражения: брошенный в воду корм, опущенный в аквариум сачок, постукивание по стенке аквариума.
- Несколько дней подряд, непосредственно перед кормлением рыб, включайте над аквариумом электрическое освещение.
- Наблюдайте за тем, как рыбы реагируют на вспышку света. После реакции рыб давайте им корм.
- Через несколько дней измените условия опыта и после реакции рыб на освещение не давайте им корм. Какие изменения в поведении рыб вы наблюдаете?
- В тетради запишите вывод о формировании у рыб рефлексов.
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ. Биологические часы.
Биологические часы — способность живых организмов ориентироваться во времени. Биологические часы есть у всех животных. Если домашних животных или зверей зоопарка кормить в одно и то же время, то с наступлением часа кормления они начинают вести себя неспокойно и всё время посматривают на кормушку и то место, откуда подают пищу. Не обходится без биологических часов большинство зверей, обитающих на севере, когда они меняют свой лёгкий летний наряд на более тёплый зимний. Например, горностай, заяц-беляк, песец «надевают белые одежды», которые делают их незаметными на белом фоне снега (рис. 38). Зимой белая окраска спасает зайца от различных хищников, а песцу и горностаю позволяет незаметно подкрасться к добыче.
Вы смотрели: Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни, 2023). Биология Пасечник Учебник §12. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 11 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 13 >>
Ладно
красавчик учебние и вообще каеф учите