Биология Пасечник Учебник §11

Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни). Биология Пасечник Учебник §11 «Координация и регуляция жизнедеятельности у животных». Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника «Биология : 8-й класс : базовый уровень : учебник / Пасечник, Суматохин, Гапонюк ; под ред. В.В.Пасечника. — 272 с.» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Биология 8 класс (УМК п/р Пасечника) § 11.

<< § 10   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 12 >>


§ 11. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЖИВОТНЫХ

ВСПОМНИТЕ:
1. Какие процессы жизнедеятельности происходят в организме животного?
2. Почему организмы животных функционируют как единое целое?

Гуморальная регуляция.

Большую роль в регуляции жизнедеятельности организмов играют биологически активные вещества — гормоны (от греч. хормао — привожу в движение, возбуждаю). Подобные биологические регуляторы, несущие информацию о состоянии клеток, существуют как у одноклеточных, так и у многоклеточных организмов.

Гормоны выделяются специализированными клетками и оказывают целенаправленное действие на другие ткани и органы. В этом проявляется такое свойство гормонов, как специфичность. Часть гормонов очень быстро разрушается, поэтому, выделяясь в межклеточную жидкость, такие гормоны могут действовать только на соседние клетки. Действие других биологически активных веществ более продолжительное.

Избирательно контролируя жизненные процессы, гормоны обусловливают нормальную жизнедеятельность всего организма. Регулирующее воздействие различных гормонов на функции организма называют гормональной регуляцией. Она является составной частью гуморальной регуляции (от лат. гумор — жидкость).

У человека, зверей и птиц гормоны вырабатываются в специальных органах — эндокринных железах, которые тесно взаимосвязаны и образуют эндокринную систему. Её функционирование обеспечивается механизмами не только прямой, но и обратной связи. Избыточное содержание гормона в крови приводит к уменьшению его выделения. Недостаток, наоборот, стимулирует выделение гормона. Гормоны функционируют как химические посредники, переносящие информацию в определённое место — клетку-мишень. Мембраны клеток-мишеней обладают повышенной чувствительностью к этим гормонам.

Некоторые гормоны влияют на функции преимущественно одной системы органов. Например, половые гормоны стимулируют рост и развитие системы органов размножения. Другие гормоны, например адреналин, одновременно изменяют функции многих органов. При повышении содержания адреналина в крови усиливается работа сердца, сужаются кровеносные сосуды, повышается температура тела и уровень глюкозы в крови.

Недостаточное или избыточное выделение гормонов у человека может привести к эндокринным заболеваниям. С нарушением гормональной регуляции во многом связаны процессы старения, развития сердечно-сосудистых и ряда других заболеваний.

Наряду с гормонами в осуществлении гуморальной регуляции участвуют продукты обмена веществ, выделяемые клетками и тканями в кровь, лимфу, тканевую жидкость. Например, если в крови млекопитающих увеличивается содержание углекислого газа, они начинают дышать глубже. Это связано с тем, что углекислый газ действует на дыхательный центр.

Нервная система.

В регуляции деятельности многоклеточных животных очень важную роль играет нервная система. С её помощью осуществляется быстрая связь клеток, тканей, органов, систем внутри организма и с внешней средой. Нервная система образована нервной тканью. Основными клетками нервной ткани являются нейроны. Каждый нейрон состоит из тела, от которого отходят несколько коротких отростков и один длинный (рис. 32). Нейроны обладают чувствительностью к свету, звукам, запахам, прикосновениям, изменениям температуры и т. д. Эти раздражения воспринимаются окончаниями коротких отростков нейронов.

Рис. 32. Строение нейрона

При раздражении чувствительного окончания в нейроне возникает сигнал — нервный импульс. По короткому отростку нервный импульс движется к телу нейрона. Затем по длинному отростку он передаётся другим нервным клеткам. Так от одного нейрона к другому сигнал попадает в мозг. Здесь полученная информация перерабатывается. Затем ответный сигнал из мозга по другим нейронам передаётся к рабочему органу, и его работа изменяется.

Ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую с помощью нервной системы, называют рефлексом.

Примерами рефлексов являются выделение слюны при виде лимона, слезотечение при чистке репчатого лука, кашель, чихание.

Характер взаимоотношений животных с окружающей средой и другими организмами определяется уровнем развития нервной системы (рис. 33–35). Например, у пресноводной гидры самая простая по строению нервная система (см. рис. 33). Она представлена распределённой по телу сетью нервных клеток. У животных с более сложной нервной системой образуются скопления нервных клеток — нервные узлы с отходящими от них нервами. Такую нервную систему имеет моллюск прудовик. Наиболее развита нервная система у позвоночных животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих (зверей). У этих животных нервная система состоит из головного и спинного мозга с отходящими от них нервами.

Рис. 33. Нервная система пресноводной гидры Рис. 34. Нервная система планарии Рис. 35. Нервная система собаки

Большая часть длинных отростков нейронов у позвоночных покрыта специальной оболочкой, благодаря которой нервные импульсы передаются намного быстрее, чем у других животных.

Главным координирующим центром у позвоночных животных является головной мозг. Он состоит из пяти отделов: продолговатого мозга, мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга и переднего мозга, состоящего из двух полушарий. Продолговатый мозг координирует множество рефлексов, необходимых для поддержания жизни: дыхание, сокращение сердца и сосудов. Мозжечок координирует сложные движения и отвечает за поддержание равновесия тела. Мозжечок лучше развит у более подвижных позвоночных животных: рыб, птиц, млекопитающих (зверей). Очень разнообразны и сложны функции среднего и промежуточного мозга. Средний мозг участвует в координации ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражения. Промежуточный мозг также участвует в координации зрения. У птиц и млекопитающих передний мозг наиболее развит и является важнейшим отделом нервной системы. У многих млекопитающих развилась кора больших полушарий переднего мозга. У высокоразвитых зверей на поверхности коры множество бороздок и извилин. Кора больших полушарий головного мозга стала центром высшей нервной деятельности, участвующим в регуляции и координации всех функций организма млекопитающего.

С нервной системой тесно связаны органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. В состав органов чувств входят клетки, способные воспринимать прикосновения, действие звука, света, химических веществ.

Сигналы, поступающие из органов чувств или других органов, суммируются, а затем перерабатываются в нервных узлах или в спинном и головном мозге. После этого к органам поступают ответные сигналы, регулирующие их деятельность.

Жизнедеятельность многоклеточных животных координируется за счёт совместного действия гуморальной и нервной регуляции, которую называют нейрогуморальной регуляцией. Гуморальная регуляция позволяет координировать длительные процессы жизнедеятельности: рост, индивидуальное развитие. Нервная регуляция позволяет животным быстро воспринимать внешние и внутренние раздражения и оперативно реагировать на них. С помощью нейрогуморальной регуляции обеспечивается согласованная работа всех систем органов, поддерживается постоянство внутренней среды и устойчивость всех функций организма.

ЗАПОМНИТЕ
• Гормоны • Гормональная регуляция • Гуморальная регуляция • Нервная система • Нейрон • Рефлекс • Нейрогуморальная регуляция.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.45)

  1. Какова роль гормонов в жизнедеятельности организмов?
  2. Что такое гуморальная регуляция?
  3. Какое строение имеет нейрон?
  4. Что такое рефлекс?
  5. Каков механизм нейрогуморальной регуляции?
  6. Назовите животных с наиболее развитой нервной системой.

ПОДУМАЙТЕ!
Почему жизнедеятельность животных регулируется путём совместного действия гуморальной и нервной регуляции? К чему может привести нарушение гуморальной регуляции организма?

Моя лаборатория. Исследуйте

ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ У ЖИВОТНЫХ
Цель работы: изучить особенности органов зрения и слуха у животных.
Материалы и оборудование: рыбы в аквариуме, чучела птиц.
Ход работы:

  1. Рассмотрите предложенных вам животных. Обратите внимание на место расположения глаз, их величину относительно головы.
  2. Выясните, у каких животных имеются наружные органы слуха.
  3. В тетради запишите вывод об особенностях органов зрения и слуха у животных.

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

  • Ведущую роль в жизни насекомых играют органы зрения. У большинства насекомых развиты как простые, так и сложные (фасеточные) глаза. Обычно простые глазки расположены между фасеточными. Они состоят из слоя чувствительных клеток, покрытых сверху светопреломляющей линзой. Такие глазки воспринимают лишь степень освещённости и являются дополнительными к фасеточным глазам органами зрения. Сложные глаза состоят из отдельных глазков — фасеток. Их число может достигать нескольких сотен и даже тысяч. Каждый элемент сложного глаза воспринимает лишь небольшой участок какого-либо предмета. Из таких кусочков складывается зрительный образ, поэтому насекомые обладают мозаичным зрением.
  • Цветовое восприятие насекомых значительно отличается от нашего. Большинство насекомых воспринимают зелёно-жёлтые и синие лучи. Кроме того, насекомые видят ультрафиолетовый свет, недоступный для глаза человека.

 


Вы смотрели: Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни, 2023). Биология Пасечник Учебник §11. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 10   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 12 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней