Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни). Биология Пасечник Учебник §33 «Внутреннее строение и жизнедеятельность рыб». Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника «Биология : 8-й класс : базовый уровень : учебник / Пасечник, Суматохин, Гапонюк ; под ред. В.В.Пасечника. — 272 с.» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 8 класс (УМК п/р Пасечника) § 33.
<< § 32 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 34 >>
33. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ
И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЫБ
ВСПОМНИТЕ:
1. Что такое развитие организма?
2. Что такое центральная нервная система?
Внутреннее строение.
Опорой тела у рыб служит внутренний скелет. Его основу составляют череп — скелет головы, позвоночник (позвоночный столб) — осевой скелет туловища и скелеты плавников. Позвоночник состоит из множества отдельных костей — позвонков (рис. 107). К костям скелета прикреплены мышцы, образующие мускулатуру.
Под позвоночником, в полости тела, у большинства рыб расположен плавательный пузырь — орган в виде мешочка, наполненного воздухом (рис. 108). Плавательный пузырь способен сжиматься и расширяться. Регулируя объём воздуха в плавательном пузыре, рыба держится на определённой глубине, всплывает или погружается.
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА рыб начинается ртом. Из ротовой полости пища поступает в глотку, затем в пищевод, объёмистый желудок и кишечник. Непереваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Рыбы дышат растворённым в воде кислородом. Вместе с водой он поступает в ротовую полость, а из неё — в глотку. В её стенках есть жаберные щели. Проходя через них, вода омывает жабры — органы дыхания рыб. Жабры находятся по бокам головы.
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА рыб состоит из сердца и кровеносных сосудов (см. рис. 108).
Сердце рыб имеет две камеры — предсердие и желудочек. Такое сердце называют двухкамерным. Отходящие от сердца сосуды называют артериями. Сосуды, по которым кровь движется к сердцу, называют венами. Крупные сосуды называют аортами.
Кровь из предсердия выталкивается в желудочек, а затем в брюшную аорту. Из неё кровь по артериям течёт к жабрам. Эта кровь насыщена углекислым газом и имеет тёмный цвет. Такую кровь называют венозной. В жабрах происходит газообмен.
В отходящих от жабр сосудах кровь алая. Она обогащена кислородом. Такую кровь называют артериальной. По спинной аорте артериальная кровь из жабр разносится по всему телу. Кровь движется в теле рыб по замкнутому кругу. Поэтому кровеносная система рыб называется замкнутой.
ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Органы выделения рыб — почки, мочеточники и мочевой пузырь.
НЕРВНУЮ СИСТЕМУ рыб подразделяют на центральную и периферическую. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. Головной мозг рыб обычно невелик и защищён костями черепа. От головного и спинного мозга отходит множество нервов. С их помощью координируется работа мышц, плавников и внутренних органов. Нервы, связывающие головной и спинной мозг с частями и органами тела, называют периферической нервной системой.
В окружающей среде рыбы ориентируются с помощью органов чувств. Органы зрения рыб — довольно крупные и подвижные глаза. Органы слуха у рыб внутри черепа и снаружи не видны. Внутри черепа у рыб находится и орган равновесия. Благодаря ему рыбы ощущают положение своего тела в пространстве. Рыбы обладают очень тонким обонянием. Вкус они ощущают скоплениями чувствительных клеток, расположенных в ротовой полости и в коже. Осязание осуществляют разбросанные по всему телу осязательные клетки. Важным органом чувств у рыб является боковая линия.
РАЗМНОЖЕНИЕ и РАЗВИТИЕ. Большинство рыб — раздельнополые животные. Органы размножения самки — яичники, обычно парные, наполненные развивающимися яйцеклетками — икринками. Органы размножения самца — два продолговатых семенника беловатого цвета. В них содержится семенная жидкость с множеством сперматозоидов.
В местах размножения самки откладывают икру. Самцы поливают её семенной жидкостью, содержащей множество сперматозоидов. Они устремляются к икринкам (яйцеклеткам), сливаются с ними — происходит оплодотворение. В оплодотворённой икринке развивается зародыш (рис. 109). У многих аквариумных рыб развитие зародыша длится всего несколько часов, а у трески и камбалы — несколько месяцев.
В процессе развития зародыш превращается в личинку. Постепенно подрастая, личинка претерпевает ряд изменений. С появлением чешуи она становится похожей на взрослую рыбу, и её называют мальком.
Икринки, личинки и мальки рыб беззащитны перед множеством врагов. Их пожирают хищные личинки насекомых, рачки, медузы, лягушки, ужи, птицы и сами рыбы. Поэтому лишь очень немногие из потомства рыб доживают до взрослого состояния.
ЗАПОМНИТЕ:
Плавательный пузырь • Жабры • Позвоночник • Двухкамерное сердце • Нервная система: центральная и периферическая • Малёк
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.150)
- В чём проявляется усложнение внутреннего строения рыб по сравнению с ланцетником?
- Какие особенности внутреннего строения рыб связаны с их водным образом жизни?
- Каковы особенности развития рыб по сравнению с особенностями развития ранее изученных животных?
- Назовите внутренние органы рыбы и расскажите о выполняемых ими функциях.
- Опишите механизм действия жаберного аппарата рыбы.
ПОДУМАЙТЕ!
Укажите, почему для каждого вида рыб характерны свои особенности размножения.
Моя лаборатория
ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ РЫБЫ
Цель работы: изучить особенности внутреннего строения рыбы.
Материалы и оборудование: готовый влажный препарат рыбы.
Ход работы:
- Рассмотрите влажный препарат вскрытой рыбы. С помощью рисунка учебника найдите на влажном препарате органы пищеварительной системы: пищевод, желудок, кишечник.
- Выясните, видна ли на препарате печень. Если она видна, то определите, где расположена, какой величины.
- Найдите плавательный пузырь. Какова его форма? Где он располагается? Вспомните, какие функции он выполняет.
- Найдите органы выделения — почки. Они находятся под позвоночником и плотно прилегают к верхней стенке брюшной полости. Какова форма почек?
- Выясните, где располагается сердце рыбы. Какова его форма и величина? Найдите сосуды, отходящие от сердца.
- Перечислите системы внутренних органов и их значение.
ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
- У рыб хорошо развито защитное и оборонительное поведение. При опасных или пугающих воздействиях рыбы предпринимают различные защитные действия. Пугающим под водой является быстрое приближение крупного объекта. Одиночные рыбы удаляются от пугающего объекта или прячутся в заранее выбранные убежища. Многие рыбы затаиваются, сливаясь с окружающими предметами. В случае умеренной опасности рыбы могут принимать угрожающие позы. К примеру, ёрш раскрывает жаберные крышки, растопыривает плавники и загибает хвост вбок.
- Представители некоторых видов рыб занимают определённую территорию и охраняют её от других рыб. Охраняемая территория характерна для щуки, скорпены, мурены. Рыбы охраняют участки от вторжения, демонстрируя агрессивное поведение: выпады, наскоки, разевание пасти. Ориентиром охраняемого участка может быть камень или другой заметный предмет.
- Разнообразно пищевое поведение хищных рыб. Щука, затаившись в зарослях водных растений, следит за добычей и нападает, дождавшись подходящего момента. Морские рыбы, например тунец, могут преследовать добычу на протяжении длительного времени. Некоторые рыбы могут выпрыгивать из воды и хватать на лету насекомых.
Вы смотрели: Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни, 2023). Биология Пасечник Учебник §33. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 32 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 34 >>