Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни). Биология Пасечник Учебник §32 «Рыбы». Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника «Биология : 8-й класс : базовый уровень : учебник / Пасечник, Суматохин, Гапонюк ; под ред. В.В.Пасечника. — 272 с.» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 8 класс (УМК п/р Пасечника) § 32.
<< § 31 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 33 >>
32. РЫБЫ
ВСПОМНИТЕ:
1. Какие признаки отличают рыб от других животных?
2. В каких местах обитают рыбы?
Общая характеристика рыб.
Надкласс Рыбы — наиболее многочисленная и разнообразная группа позвоночных животных, объединяющая около 35 тыс. современных видов. В водах России обитает более 1400 видов рыб. Рыбы являются холоднокровными животными. Температура их тела близка к температуре воды, в которой они находятся.
Холоднокровные животные — животные с непостоянной температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры окружающей среды.
Рыбы — исконные обитатели водной среды, дышащие жабрами и передвигающиеся с помощью плавников. В процессе длительного исторического развития рыбы приспособились к многообразию условий водной среды, от особенностей которых зависят их строение и образ жизни. Одним из основных факторов, определяющих расселение рыб, является солёность воды. Большинство видов рыб приспособились к жизни в воде определённой солёности. Многие виды рыб могут перемещаться из морской воды в пресную и обратно.
Внешнее строение рыб.
Для рыб характерно обтекаемое тело, уменьшающее сопротивление воды при плавании. У большинства рыб тело покрыто костными чешуями, лежащими черепицеобразно. Размеры чешуй увеличиваются по мере роста рыбы. Форма чешуй у разных видов рыб обычно различается.
Чешуя каждого вида рыб имеет особое строение. При этом у каждой особи просматривается свой рисунок, являющийся уникальным, как отпечатки пальцев у человека. Чешуя обеспечивает гладкость поверхности тела и предотвращает механические повреждения. У медленно плавающих рыб чешуя может отсутствовать. Так, у сома тело голое, без чешуи, покрытое толстой кожей.
Снаружи рыба защищена слоем слизи, выделяемой кожными железами. Слизь предохраняет рыбу от болезнетворных грибов и бактерий, а также смазывает поверхность тела для лучшего скольжения в воде.
В теле рыбы различают голову, туловище и хвост. Голова неподвижно соединена с туловищем, которое плавно переходит в хвост (рис. 105). У костных рыб голова заканчивается на уровне заднего края жаберной крышки, у хрящевых рыб — на уровне первого жаберного отверстия. Туловище у всех рыб заканчивается на уровне анального отверстия.
На голове расположены рот, носовые отверстия, глаза, жаберные отверстия. Положение рта зависит от типа питания. Верхнее положение рта обычно имеют рыбы, обитающие у поверхности воды. Это позволяет им схватывать пищу, упавшую на поверхность воды. Такой рот имеют чехонь, верхов-ка. Конечное положение рта — у хищных рыб и других рыб, обитающих в толще воды. Такой рот у окуня, судака. Нижнее положение рта имеют рыбы, обитающие в придонной части водоёма. Наиболее характерный нижний рот имеют скаты.
Больших размеров достигает рот у многих акул. Огромный рот имеют некоторые глубоководные рыбы. Глаза у рыб обычно находятся по бокам головы. Сверху на голове рыб видна пара небольших отверстий — ноздри, ведущие в обонятельные ямки. Среди рыб много таких, которые на голове имеют усики — органы осязания и вкуса. По бокам тела у большинства рыб заметна боковая линия, тянущаяся от жаберных щелей до основания хвоста. Внешний вид боковой линии у разных видов рыб разнообразен.
Боковая линия состоит из многочисленных мелких каналов под кожей, пронизывающих чешуи. В них расположены чувствительные клетки, связанные с нервами, по которым передаётся информация в головной мозг. Органы боковой линии рыбы способны улавливать даже слабые перемещения воды и инфразвуковые колебания. Рыбы безошибочно определяют изменение направления и скорость движения воды, воспринимают приближение или удаление объекта, ориентируются в водных пространствах, узнают о препятствиях даже в мутной воде, а также согласуют свои движения, плавая стаей.
Конечностями рыб являются плавники. Их размеры, форма, количество, положение и функции различны. Плавники позволяют рыбам сохранять равновесие тела, участвуют в движении. Плавники подразделяются на парные и непарные. Каждый плавник состоит из тонкой кожной перепонки, которая поддерживается костными плавниковыми лучами. Парные плавники — грудные и брюшные. Они служат рулями глубины. С их помощью рыба сохраняет равновесие, совершает повороты, может медленно двигаться и останавливаться.
Непарные плавники — спинной, анальный и хвостовой. Число спинных и анальных плавников у разных видов рыб различно. Спинной и анальный плавники придают рыбе устойчивость при движении и резких поворотах. Анальный плавник служит килем и препятствует вращению тела вокруг оси. Хвостовой плавник у большинства рыб играет важную роль при движении вперёд, обеспечивает высокую манёвренность при поворотах, выполняет роль руля. У рыб хвостовой плавник имеет разное строение и форму.
Приспособления рыб к условиям обитания.
Окружающая среда, состав пищи, конкуренты и враги рыб различны. Поэтому рыбы, живущие в разных местах и условиях, часто различаются по форме тела (рис. 106). Торпедообразное, приближающееся к идеально обтекаемым очертаниям тело имеют наиболее быстрые рыбы, неутомимые пловцы — тунцы и макрели.
Стреловидная форма обычна для рыб, которые неподвижно стоят в воде, подстерегая добычу. У них удлинённое тело, острое рыло, непарные плавники смещены к хвосту и подобны оперению стрелы. Эти рыбы настигают жертву или спасаются от врага внезапным броском. Таковы щука, барракуда, сайра.
У линя и карася тело сравнительно короткое, но высокое и сжатое с боков.
Такая форма обеспечивает лучшую манёвренность рыбам, живущим в тихих водоёмах, густо поросших тростником и камышом.
Удивителен и причудлив внешний вид рыб, ведущих придонный образ жизни. У таких донных рыб, как камбала и скат, плоская форма тела. Скорпена, ведущая сидячий образ жизни на морском дне, по форме и окраске напоминает обросшие водорослями камни. Такая маскировка делает её незаметной как для врагов, так и для мелких рыб, которых она неожиданно хватает и заглатывает.
В разнообразных условиях подводного окружения защитным приспособлением большинству рыб служит их окраска. Почти у всех рыб спина окрашена темнее боков, а самая светлая часть тела — брюхо. У пресноводных рыб спина, как правило, бурая или зеленоватая, что соответствует оттенку пресной воды. Морские рыбы, плавающие у поверхности, часто имеют синеватую спинку, серебристые бока и брюшко. Спинка сливается с зеленовато-синей морской водой и делает рыб малозаметными сверху. Серебристые бока и брюшко плохо видны снизу на фоне зеркальной водной поверхности. Особая окраска присуща рыбам, обычно плавающим плотными стаями. Полоса вдоль тела, одно или несколько пятен на боках облегчают ориентацию особей в стае.
Очень разнообразна окраска придонных рыб, обитающих на малых глубинах. Среди гранитных скал встречаются рыбы с гранитоподобным узором, среди кусков застывшей лавы — чёрные рыбы, среди бурых водорослей — оливково-жёлтые. Удивительно красивы рыбы, живущие среди коралловых рифов. Они поражают причудливым разнообразием узоров.
ЗАПОМНИТЕ:
Рыбы • Плавники • Боковая линия • Костные чешуи
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.147)
- Из каких отделов состоит тело рыбы?
- Что такое боковая линия?
- Какую роль играет черепицеобразное расположение чешуи на теле рыбы?
- Назовите парные и непарные плавники рыбы. Как они различаются по функциям?
- Перечислите органы чувств, расположенные на голове рыбы.
- Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на препятствия и способна ловить добычу?
- Используя дополнительные источники информации и ресурсы Интернета, опишите рыб, имеющих необычную форму тела и непривычную окраску. Какие из этих представителей встречаются в вашем регионе?
ПОДУМАЙТЕ!
Как вы думаете, почему трудно удержать живую рыбу в руках?
Моя лаборатория
ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ
И ПЕРЕДВИЖЕНИЯ РЫБЫ
Цель работы: изучить внешнее строение рыбы, пронаблюдать за механизмом движения рыбы в воде.
Материалы и оборудование: банка с аквариумными рыбками, ручная лупа.
Ход работы:
- Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой. Определите форму её тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела.
- Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде.
- Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните эти различия.
- Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост. Установите, как они соединены между собой. Какое значение имеет такое соединение?
- На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки. Какую роль играют эти органы в жизни рыбы?
- Найдите у рассматриваемой рыбы парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, анальный и хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
- Зарисуйте внешний вид рыбы в рабочей тетради. Укажите на рисунке части тела рыбы.
- Запишите вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.
Вы смотрели: Учебник по биологии для 8 класса Базовый уровень под ред. В. В. Пасечника (Линия жизни, 2023). Биология Пасечник Учебник §32. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 31 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 33 >>