География Алексеев Учебник Введение

Учебник по географии для 8 класса УМК п/р О. А. Климановой и А. И. Алексеева (Дрофа, синий). География Алексеев Учебник Введение. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника 2019 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

География 8 класс (Климанова, Алексеев) Введение.

<< § 54   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 1 >>


ВВЕДЕНИЕ.
Зачем мы изучаем географию России

■ География – один из способов познания окружающего мира

Со времён своего появления на Земле человек должен был познавать окружающий мир для того, чтобы ориентироваться в нём: добывать пищу, охранять детей, поддерживать огонь, находить воду – словом, научиться жить на определённой территории: приспособиться к её условиям и использовать местные ресурсы. С развитием человеческого общества непосредственная зависимость людей от природных условий уменьшилась, но необходимость грамотно учитывать особенности каждой конкретной территории сохранилась. Таким образом, задача географии – выяснить, как устроена территория (географическая оболочка) и как человек строит свою жизнь на разных территориях, как он использует землю и как ведёт хозяйство, изучить территорию как в пространстве, так и во времени.

Две тысячи лет назад греко-римский географ Страбон писал, что «полезность географии предполагает в географе ещё и философа – человека, который посвятил себя изучению искусства жить, то есть счастья». Искусство это у народов, живущих в совершенно различных условиях, очень разное. И только когда мы узнаем его, мы сможем понимать других людей.

От многих других наук география отличается тем, что её объекты уникальны, т. е. единственные в своём роде, неповторимые.

Из курса химии мы знаем, что молекулы водорода и кислорода, соединяясь при определённых условиях, образуют воду; и где бы мы ни поставили такой опыт – в Финляндии или в Нигерии, на Таймыре или в Сочи, – везде получим одинаковый результат. А можно ли аналогично рассматривать, например, совокупность городов России как совокупность одинаковых объектов? Ведь таких городов, как, например, Нижний Новгород или Суздаль, больше нигде в мире не встретишь. Поэтому научные выводы, сделанные для одного города, совсем не обязательно могут быть верны для другого, хотя бы и похожего… Применительно к географическим (да и любым другим) объектам можно сказать: нет двух абсолютно одинаковых объектов. Но нет и двух абсолютно разных.

Зачем образованному человеку надо знать географию России? Прежде всего для того, чтобы понимать, в какой стране он живёт. Сравнивая Россию с другими странами мира, жизнь россиян с жизнью людей в других государствах, надо знать, чем вызваны различия между ними.

Россия – единая, но очень разнообразная страна. Она и может быть понята только через своё разнообразие: природы, людей, хозяйства, культуры. Разнообразие районов делает страну более богатой, её хозяйство – более устойчивым и в то же время требует от людей хорошего знания географии, чтобы учесть это разнообразие, поставить его на службу человеку. Только знающий географию человек может принимать правильные решения об использовании территории, такие решения, чтобы землю, доставшуюся нам в наследство от предков, мы смогли в ещё лучшем виде передать потомкам…

Российский писатель и географ Юрий Константинович Ефремов так сказал о нашей стране: «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю».

■ Разделы географической науки

География имеет единый объект изучения – территорию (точнее, географическую оболочку) со всем её «наполнением»: природой, хозяйством, населением. Задачу географии можно сформулировать и так: изучить, каким образом человек взаимодействует с природой на каждой конкретной территории. Эту большую задачу решают различные географические науки. Изучением природы занимается физическая география. Изучением населения и хозяйства «ведает» социально-экономическая география.

Природа, население и хозяйство постоянно взаимодействуют друг с другом. В центре этой системы находится человек. С одной стороны, человек – часть природы, один из её компонентов, изменяющий все остальные. С другой стороны, человек – это и главная «движущая сила» хозяйства, и его конечная цель (ведь задача хозяйства – обеспечить достойную жизнь человека).

Физическая и социально-экономическая география совместно изучают территорию. Помогает им в этом картография – наука о составлении и использовании карт. С составления карт и начиналась вся география, ведь прежде, чем что-то изучать, надо выяснить, где это находится. На главный вопрос географии – где? – и отвечает географическая карта. Карту называют «вторым языком географии», и его, как и русский язык, необходимо изучать. В учебнике вы познакомитесь с различными видами карт, с разными способами картографического изображения территории.

■ География России и краеведение

Для каждого из нас жизненно важно знать своё ближайшее окружение – свой город, район. Один из основных методов изучения – сравнение. Сравнить родной край с другими регионами России – значит выявить черты сходства и различия, определить его своеобразие: чем можно здесь любоваться, чем гордиться, что вызывает у нас досаду и огорчение?

■ Географический взгляд на мир

Попробуйте проанализировать свою повседневную жизнь с точки зрения географии.

Где произвели те товары, которые покупаете вы и ваши родители: в каких странах, в каких районах России? Каким путём их привезли? Где сделаны те автомобили, которые вы видите на улицах? Где изданы те книги, которые вы читаете? Откуда в ваш город (район) приезжают люди, чтобы работать, торговать, отдыхать, учиться? А куда вывозится то, что производят в вашем городе, районе? Куда выезжают для разных целей ваши соседи и знакомые? Откуда в дома, где вы живёте, поступают вода, топливо, электроэнергия? От чего зависит экологическая ситуация в вашем месте жительства?

Ответы на эти и другие подобные вопросы помогут вам составить представление о географии своей повседневной жизни – вначале описать её, а затем и объяснить: почему именно так она устроена? И может быть, даже предложить внести в неё какие-то изменения. Таким образом, вы сможете не только описать и объяснить географическую картину своей жизни, но и оценить её: что в ней хорошо, что плохо и как это можно изменить.

ВЫВОДЫ.
«Взаимодействие разнородных явлений в пространстве – вот душа географии», – писал знаменитый отечественный географ Николай Николаевич Баранский. Поэтому география – одна из самых сложных, комплексных наук: чтобы понять, что происходит на территории, надо хорошо изучить и природу, и хозяйство, и население, и политический строй, и многое другое… Для чего же география нужна каждому человеку? Прежде всего для того, чтобы понять своё окружение: в каком мире мы живём? Ведь задача человека – приспособиться к окружающей среде или (и) изменить её применительно к своим целям. Сравнение – один из способов познания. Чтобы понять свою среду обитания, нужно постоянно сравнивать разные территории. Поэтому вырабатывайте привычку проводить сравнения всего, что вы видите, с тем, что видели раньше или о чём читали либо слышали. Вырабатывайте географическое мышление, которое, по словам Н. Н. Баранского, «во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, а во-вторых – связное, комплексное, не замыкающееся в рамках отдельного “элемента” или “отрасли”».

Вопросы и задания (стр.10)

  1. Составьте схему, отражающую особую необходимость географических знаний для людей некоторых профессий: что должен знать, например, лётчик, геолог, политик и т. д.
  2. Попробуйте найти черты сходства и различия, взаимосвязи у разных географических объектов: рек, гор и пр.
  3. Проведите географический анализ одного из номеров какой-либо общероссийской газеты. Какие российские географические названия там упомянуты и в связи с чем? Где расположены эти места? Проведите аналогичный анализ одного из телевизионных выпусков последних известий.
  4. Представьте, какую простую картосхему окружающего его мира мог бы нарисовать первобытный человек. Воспользуйтесь опорными словами: лес, ручей, тропа, болото, пещера.

Проектная работа. Составьте картосхему современного окружающего вас мира. Обозначьте наиболее важные для жизни вашей семьи ориентиры. Знаки и символы придумайте сами.

 


Вы смотрели: Учебник по географии для 8 класса УМК п/р О. А. Климановой и А. И. Алексеева (Дрофа, синий). География Алексеев Учебник Введение. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника 2019 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 54   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 1 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней