Учебник по географии для 8 класса УМК п/р О. А. Климановой и А. И. Алексеева (Дрофа, синий). География Алексеев Учебник §5 «Географическое изучение территории России». Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника 2019 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
География 8 класс (Климанова, Алексеев) § 5.
<< § 4 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 6 >>
§ 5. Географическое изучение территории России
■ Какие главные задачи стоят перед географической наукой на первых этапах освоения и изучения новых территорий?
На первых этапах познания человеком своего окружения география должна была отвечать на вопрос: где что находится?
Для России, которая быстро расширялась на восток, долгое время главным вопросом к географам был: что же там точно находится, за Уралом, за пределами знакомых земель? Таким образом, первым этапом было составление географической карты присоединяемых к России земель.
Огромные размеры Азиатской России потребовали многовековых усилий по её изучению. Первое достоверное известие о походах «за Камень», т. е. за Уральские горы, относится к 1364 г. (ещё до Куликовской битвы!), когда группа новгородцев прошла через Полярный Урал до Карского моря. А последние уточнения в схемы расположения горных хребтов, кряжей, нагорий и низменностей на севере Сибири и Дальнего Востока были сделаны с помощью аэрофотосъёмки в 1950-х гг.
Таким образом, процесс составления и уточнения географической карты огромных территорий за Уралом, начавшись на два века раньше походов Ермака, продолжался шесть веков!
История русских географических открытий в Сибири и на Дальнем Востоке запечатлена в географических названиях. Некоторые из них (мыс Челюскин, мыс Дежнёва, Берингов пролив и др.) вы уже знаете.
Обнаружить неизвестную ранее землю и нанести её на карту – это лишь начало географического изучения территории. Следующий его этап – составление подробного описания (географической характеристики) территории. Эту задачу с XVIII в. начали выполнять экспедиции, организованные Российской академией наук.
■ Бывают ли географические «закрытия»?
Географические открытия совершались не только на новых землях, но и в староосвоенных районах Центральной России. Вплоть до 1880-х гг. на картах Восточно-Европейской равнины показывались две возвышенности, тянувшиеся с запада на восток от западных границ России до Урала. Но точные отметки высот были неизвестны.
Военный картограф Алексей Андреевич Тйлло (1839–1899) в 1874 г. начал очень кропотливую работу по геодезическому определению их высот. Спустя 15 лет, в 1889 г., он опубликовал первую гипсометрическую (построенную методом изолиний) карту рельефа Европейской России, на которой впервые выделил две возвышенности, простиравшиеся с севера на юг, – Среднерусскую и Приволжскую. А возвышенности, простиравшиеся с запада на восток, с карты были убраны. Следовательно, тщательные исследования территории могут приводить не только к географическим открытиям, но и к географическим «закрытиям».
■ Могут ли географы помочь преобразовать территорию?
Третий этап географического изучения территории – теоретическое обобщение, выявление географических закономерностей.
Одним из ярких примеров являются исследования знаменитого географа, основателя новой науки – почвоведения Василия Васильевича Докучаева (1846–1903). Совершив тысячекилометровые экспедиции, В. В. Докучаев выявил закономерности образования и взаимодействия почв, растительности и сельского хозяйства. Это позволило ему осуществить и четвёртый этап географического исследования – разработать программу преобразования территории.
Убеждённый в том, что именно уничтожение лесов приводит к оскудению сельского хозяйства лесостепной полосы, В. В. Докучаев предложил на нескольких опытных участках восстановить лесной покров и добиться оптимального сочетания лесных, распаханных участков, сенокосов, пастбищ и водоёмов.
На засушливом возвышенном месте в Воронежской губернии (название которого – Каменная степь – говорило само за себя) были начаты работы по лесоразведению, устройству защитных лесополос, строительству плотин в оврагах (для создания прудов) и т. д. В результате через 30–40 лет эти земли стали давать урожаи в 1,5–2 раза выше, чем на окрестных полях, засуха как бы стала «обходить» их, изменился микроклимат – летом здесь гораздо прохладнее, а зимой теплее, чем вокруг. И в наши дни Каменная степь остаётся примером могучих возможностей человека, вооружённого верной научной теорией, по улучшению своей территории.
Особую роль в изучении природных богатств России, в географических исследованиях различных уголков земного шара и в развитии и популяризации географии сыграло Русское географическое общество (РГО). Основанное по повелению императора Николая I в 1845 г., оно является одним из старейших географических обществ мира. С деятельностью Общества связаны выдающиеся открытия общественных деятелей России, учёных и известных путешественников: Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, И. Д. Черского, П. А. Кропоткина, В. А. Обручева, Ю. М. Шокальского, Н. И. Вавилова и многих других. В настоящее время региональные отделения РГО действуют в каждом субъекте Российской Федерации. В 2009 г. президентом Общества был избран С. К. Шойгу (в то время глава МЧС, сегодня – министр обороны России). В 2010 г. создан попечительский совет РГО, который возглавил Президент России В. В. Путин. На гранты РГО организуются многочисленные экспедиции и научные исследования, главная цель которых – всестороннее, комплексное изучение территорий и акваторий страны, динамики природных и социально-экономических процессов. Регулярно издаются географические труды и снимаются образовательные фильмы.
■ Каковы современные задачи географии России?
Как вы уже знаете, период расширения территории России закончился. Главная практическая задача современной географии России – улучшить жизнь россиян на уже заселённой и освоенной территории. А для этого надо лучше использовать нашу землю, учитывая объективные законы природы и общества.
Улучшение жизни людей на староосвоенных территориях – очень сложная научная задача, гораздо более сложная, чем строительство на новом месте! Эти территории уже давно используются человеком, на них сложилась сеть городов и сёл, построено множество промышленных предприятий, транспортных магистралей и многое, многое другое.
Очень редко бывает, чтобы всё это гармонично сочеталось, не мешая друг другу. Постоянно возникают проблемы, например выбросы промышленных предприятий губят леса, отравляют сельскохозяйственные угодья, загрязняют реки, поэтому купаться в них небезопасно, воду пить нельзя (а откуда же её брать для водоснабжения?) и т. д. Поэтому использование территории людьми надо постоянно регулировать и совершенствовать.
В жизни любой страны можно наблюдать множество конфликтов между сторонниками разных способов использования земель. Например, для улучшения сообщений между городами нужно построить автодорогу, в чём заинтересованы транспортники и бизнесмены, да и вообще все путешествующие. Но для этого нужно вырубить часть лесного массива, чему противятся местные жители.
Другой пример: предприниматель желает купить участок морского побережья и построить гостиничный комплекс с собственным пляжем. Но этим пляжем традиционно пользовалось местное население, и оно очень недовольно такими планами.
Разрешение таких конфликтов возможно только при тщательнейшем учёте всех факторов: характера грунтов, почв, растительности и животного мира, природного и культурного наследия территории, местных традиций местного населения, размещения жилой и производственной застройки и многого другого. И это – задача географии!
■ Какие бывают источники географических знаний?
Русские землепроходцы отправлялись на восток, почти ничего не зная о тех землях, которые им предстояло пройти и разведать. При последующем описании земель уже использовались составленные ранее хотя бы приблизительные карты, рассказы бывалых людей и, главное, личные наблюдения исследователей (так, например, работал С. П. Крашенинников).
Позже для изучения территории начали использовать специальные инструменты: барометры, геодезические приборы, т. е. уже проводились инструментальные съёмки местности.
Наконец, с появлением авиации и искусственных спутников Земли географы получили возможность использовать аэро- и космические снимки земной поверхности. Объём получаемой информации возрос на несколько порядков!
Но всё это – источники информации, используемые специалистами. А какую географическую информацию может получить, например, простой школьник? Самый распространённый вид такой информации – географические карты и схемы. Вы уже знакомы с картами мира и отдельных материков. Каждый школьник использует географические атласы – комплекты карт, дополняющих друг друга.
Другой вид источников информации – различного рода справочники, словари, энциклопедии, в том числе в Сети. Огромная географическая информация собрана в виде географических описаний в книгах, журналах, газетах и туристских буклетах.
В разные исторические периоды перед географией вставали разные задачи. Даже россиянин, привыкший к большим расстояниям, поражается, глядя на карту Российского государства разных веков, где отмечены пути следования землепроходцев и экспедиций, и осознаёт, сколько сил, средств, человеческих жизней положено на освоение огромной территории России. Имена одних путешественников запечатлены на географической карте, другие мы будем хранить в нашей исторической памяти.
Вопросы и задания (стр.41)
- Выпишите незнакомые вам слова и выражения, встречающиеся в тексте параграфа. Выясните их значение.
- Пользуясь картами атласа и другой информацией, расскажите об известных вам землепроходцах и исследователях Азиатской России.
- В честь кого названы город Хабаровск, Командорские острова, море Лаптевых, пролив Невельского, хребет Черского и другие известные вам географические объекты?
- Изучите жизнь и деятельность одного-двух ещё мало известных вам землепроходцев или исследователей. Подготовьте реферат к одному из обобщающих уроков.
- Как вы считаете, какие знания по географии необходимы: специалисту по уличной рекламе, издателю газеты, руководителю фирмы по продаже мебели?
Проектная работа.
О каких российских путешественниках и исследователях сегодняшнего дня вы знаете? В каких районах земного шара они работают? Какие задачи были ими поставлены в ходе исследований? Составьте классную картотеку «Их имена – символ мужества».
Вы смотрели: Учебник по географии для 8 класса УМК п/р О. А. Климановой и А. И. Алексеева (Дрофа, синий). География Алексеев Учебник §5. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника 2019 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 4 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 6 >>