Учебник по географии для 8 класса УМК п/р О. А. Климановой и А. И. Алексеева (Дрофа, синий). География Алексеев Учебник §6 «Географическое районирование». Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника 2019 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
География 8 класс (Климанова, Алексеев) § 6.
<< § 5 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 7 >>
§ 6. Географическое районирование
Любой большой объект трудно изучать целиком – его необходимо разделить на части. Конечно, изучив каждую часть отдельно, вы затем должны снова «сложить» их, чтобы увидеть объект в его единстве. Так и географию России трудно понять «сразу и всю», поэтому огромное пространство нашей страны традиционно делят на районы, т. е. проводят районирование.
Слово «районирование» в русском языке имеет два значения: во-первых, это процесс разделения территории на части и, во-вторых, результат этого процесса – создание сетки районов.
■ Как можно проводить районирование территории?
Знакомясь с природой и населением России, нам придётся территорию делить на части. Например, изучая рельеф, вы узнаете, что территория нашей страны делится на низменную западную и возвышенную восточную части, а при более подробном рассмотрении увидите и отдельные низменности, возвышенности, горы. Изучая климат, мы выделим несколько климатических поясов, изучая почвы – различные почвенные зоны и т. д. Это будет разделение территории по одному из компонентов природы. А выделение природных зон – это уже разделение территории по нескольким признакам одновременно.
В экономической географии России, которую вы будете изучать в следующем году, также применяется разделение территории на части, однородные в каком-либо отношении, например на зоны с одинаковым набором выращиваемых сельскохозяйственных культур, со сходными занятиями населения и т. д. Но чаще экономические районы выделяются по связям, по тяготению территорий друг к другу. В 9 классе будет использоваться и природное, и экономическое районирование. В то же время, для того чтобы показать взаимодействие природы, населения и хозяйства в пределах отдельной территории, мы будем использовать такое понятие, как «географический район». Географический район – исторически сложившаяся территория, отличающаяся особенностями природы, населения и хозяйственной специализацией.
Границы экономических районов всегда совпадают с границами субъектов Федерации (любая область или республика включена только в один район!), а границы природных районов не совпадают. В то же время природные и экономические районы порой носят одинаковые названия, например Западная Сибирь.
В 9 классе вы будете изучать такие географические районы, как Центральная Россия, Европейский Север, Северо-Запад, Европейский Юг (Северный Кавказ и Крым), Поволжье, Урал, т. е. европейскую часть России, а также Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток, т. е. азиатскую часть России.
Некоторые из географических районов могут включать часть природного района (рис. 14) и несколько экономических районов (рис. 15). Например, Центральная Россия – это центр Восточно-Европейской равнины, объединяющий Центральный, Волго-Вятский, Центрально чернозёмный экономические районы.
Проанализируйте рисунки 14 и 15 и ответьте на вопросы.
1. Сравните границы природных, экономических и географических районов. Определите, какие природные и экономические районы входят в состав каждого из географических районов.
2. Как вы думаете, почему границы экономических районов обязательно совпадают с границами субъектов Федерации, а границы природных районов нет?
3. Почему на Восточно-Европейской равнине выделено больше экономических районов, чем в азиатской части России?
Уральский географический район включает часть Уральского природного района (Средний и Южный Урал) и совпадает с границами Уральского экономического района.
Восточная Сибирь, наоборот, объединяет два природных района – Среднюю Сибирь и пояс гор Южной Сибири.
■ Каковы особенности административно-территориального устройства России?
Один из видов районирования – административно-территориальное деление, т. е. разделение территории страны на административные единицы: области, края, округа и т. д., – необходим для любого современного государства, чтобы координировать хозяйственную деятельность: собирать налоги, поддерживать порядок, заботиться об образовании и здравоохранении и т. д.
В различные периоды своей истории наша страна делилась на самые разные части. Это были княжества, воеводства, наместничества, губернии, области, края и т. д.
Современное административно-территориальное деление России – следствие развития государственного устройства нашей страны. Россия – федеративное государство, состоящее из 85 регионов – субъектов Федерации (рис. 16).
Обратите внимание: данный материал 2019 года! Актуальная информация об административно-территориальном делении России и новую карту (2023 года) можно посмотреть. например, тут: https://uchitel.pro/административно-территориальное-уст/
В 2000 г. указом Президента РФ в целях укрепления эффективности федеральной государственной власти все субъекты Российской Федерации были объединены в семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В 2010 г. из состава Южного федерального округа был выделен восьмой – Северо-Кавказский. В 2014 г. образован новый – Крымский федеральный округ, который был присоединён к Южному в 2016 г. Границы федеральных округов не всегда совпадают с границами экономических районов. Федеральные округа возглавляют полномочные представители президента, которые должны контролировать соблюдение российского законодательства.
Разные виды районирования территории страны проводят с различными целями. Одна из задач – выделение специфических черт района, отличающих его от других (по географическому положению, особенностям природы и ресурсов, населения и др.). На этой основе создаётся целостный образ каждого района. Административно-территориальное деление необходимо для существования такого огромного государства, как Россия.
Ключевые слова и выражения: Природное и экономическое районирование • Географический район • Административно-территориальное деление.
Вопросы и задания (стр.46)
- Какие виды районирования рассматриваются в тексте? Какие задачи они решают?
- Составьте схему соподчинения административно-территориального деления своего района (от улицы до субъекта Федерации).
- Выясните, каково административно-территориальное деление других стран мира, например США, Германии, Франции, Индии, Китая. Какие признаки положены в его основу? Сравните его с административно-территориальным делением России.
- Подумайте, на какие районы вы разделили бы нашу страну по признакам, которые вам кажутся существенными.
Вопросы и задания для обобщения по разделу
- Сравните Россию с другими крупными странами мира по площади, численности населения и географическому положению. Какие из стран наиболее сходны с Россией по выделенным показателям?
- Как географическое положение и величина территории определяют своеобразие природы России? В чём проявляется это своеобразие?
- Есть ли преимущества у России как страны, обладающей самой большой территорией?
- В решении каких проблем страны в последнее время резко возрастает значение географии?
Вы смотрели: Учебник по географии для 8 класса УМК п/р О. А. Климановой и А. И. Алексеева (Дрофа, синий). География Алексеев Учебник §5. Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника 2019 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 5 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 7 >>