8 класс читать: новый учебник по всеобщей истории «§ 20. Завершение Французской революции и её итоги» (параграф 20, страницы 141 ─ 148). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §20 (2025 год) для 8 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
§ 20. Завершение Французской революции и её итоги
❓ Почему Французская революция привела не к тем итогам, о которых мечтали те, кто её начинал?
Символика Директории:

❓ ▲ Внимательно изучите изображение. Используя дополнительные источники, выясните, какие символы на нём представлены и что они означают.
🔎 . Термидор . термидорианцы . Директория . консул
👤 . Людовик XVII . Людовик XVIII . Поль Баррас . Наполеон Бонапарт

1. Термидор: в поисках компромисса.
Время правления Конвента после переворота 9 термидора историки называют Термидором или термидорианским периодом революции.
Организуя свержение Робеспьера, депутаты Конвента не ставили своей целью изменение политического устройства страны. Тем не менее постепенно они пришли к решению отменить меры, принятые во время диктатуры монтаньяров, которые вызывали наибольшее недовольство населения. Была ослаблена власть Комитета общественного спасения, уменьшено влияние парижских санкюлотов, закрыт Якобинский клуб, возвращена свобода слова. Террор пошёл на спад: был реорганизован Революционный трибунал, выпущены из тюрем многие заключённые. В Конвент вернулись оставшиеся в живых жирондисты. Одновременно была сделана попытка отказаться от чрезвычайных мер в экономике: отменили максимум, вернули свободу торговли. Конституцию 1793 г. сочли неработающей и вводить в действие не стали.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Из книги Б. Бачко «Как выйти из Террора? Термидор и революция»
«9 термидора осуществлялось „сверху“, было вызвано расколом находившейся у власти группировки, установившей и воплощавшей в жизнь террор. Однако в равной мере это была проблема правосудия и морали: выявить ответственных означало назвать виновных в казнях, арестах, доносах и т. д. <…>
Как вычленить личную долю ответственности из той, что анонимно возлагалась на террор как на систему власти? По каким юридическим и моральным критериям можно установить ответственность за действия, которые ещё вчера были узаконены революционной моралью и революционным правосудием? Как отделить „руководи-телей“ от простых „исполнителей» и где остановиться в стремлении найти и наказать „виновных“? Разве система власти не определяла или, на худой конец, не навязывала формы индивидуального поведения? Как только дебаты — что неизбежно — погрязли бы в личной мести, сведении счетов и поисках козлов отпущения, они тут же вылились бы в обсуждение проблем функционирования террора, его институтов, механизмов и кадров».
❓ Кого, с вашей точки зрения, можно (и можно ли) считать виновным в работе машины террора?
Вместе с тем термидорианцы, как стали называть совершивших переворот депутатов, были полны решимости сохранить основные преобразования революции, ни в коей мере не допустить возвращения к Старому порядку или конституционной монархии. На протяжении всего Термидора не прекращались попытки не только завершить наконец революцию, но и найти такой компромисс, который устроит и её сторонников, и её противников.
Через год после переворота Конституция 1795 г. была одобрена Конвентом, а затем и на референдуме. Она закрепляла республиканский строй, «принципы 1789 года», увековечивала изгнание эмигрантов. Исполнительная власть вручалась Директории — органу из пяти человек, который избирался Законодательным корпусом. Тот впервые состоял из двух палат, которые назывались Совет пятисот и Совет старейшин. Для того чтобы закон вступил в силу, требовалось одобрение обеих палат. «Декларация прав» была дополнена «Декларацией обязанностей», среди которых были и такие: «Не делайте другому того, что вы не хотите, чтобы сделали вам. Постоянно делайте другим то доброе, что вы хотели бы получить сами». Принятие конституции означало завершение работы Конвента и новые выборы. В октябре 1795 г. Конвент объявил всеобщую амнистию и самораспустился, передав власть Директории.
Революционная тирания, сокрушенная друзьями Конституции III года: [гравюра, 1795] На изображении показана сцена с человеком, держащим свиток, и лежащим человеком рядом с ним. Это может быть оттиск «La tyrannie révolutionnaire écrasée par les amis de la Constitution de l’an III», созданный А. Б. Массолем в период 1795–1796 годов.
❓ ▲ Что изображено на иллюстрации? Как вы понимаете её название? Объясните свою точку зрения.
Однако компромисс не удался. Санкюлоты, бывшие якобинцы и монтаньяры были недовольны обесцениванием бумажных денег и ростом дороговизны, последовавшим за введением свободы торговли. Весной 1795 г. в Париже было подавлено два народных восстания, одно из которых проходило под лозунгом: «Хлеба и Конституции 1793 года!»
Монархисты и вовсе не стремились искать компромисс с республикой в условиях, когда население устало от шести лет революции. Поначалу они надеялись организовать восстановление монархии во главе с десятилетним сыном Людовика XVI, которого они считали законным королём, Людовиком XVII. Его воспитанием занимался сапожник, который должен был сделать из него настоящего якобинца, но мальчик заболел и умер. Королём под именем Людовика XVIII провозгласил себя граф Прованский, брат Людовика XVI, бежавший в 1791 г. за границу.
❓ Каковы были итоги работы Конвента в эпоху Термидора?
СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ. Из памфлета «Прощальные слова Национального Конвента французскому народу»
«Пусть опыт Конвента научит вас. Посмотрите, какова была до сегодняшнего дня цена его долгих и мучительных трудов; большая часть его членов выбита проскрипциями: одних препроводили на эшафот, других принудили самим подарить себе смерть; тех вы видели брошенными в тюрьмы, эти нашли убежище в мрачных подземных пещерах, иные, более счастливые, погибли от вражеских пуль в рядах защитников свободы. Какой батальон когда-либо выходил из битвы столь поредевшим?»
❓ Чем, по-вашему, объясняется столь печальная судьба депутатов Конвента?
2. Шаткий режим Директории.
Нарушения Конституции и государственные перевороты сопровождали всё правление Директории. Стоило победить на выборах бывшим якобинцам, правительство отменяло их результаты, стоило взять верх сторонникам монархии — вновь следовали репрессии, и монархистов ссылали в далёкую французскую колонию — в Гвиану. В апреле 1796 г. был даже принят специальный закон, угрожавший смертной казнью за призывы к восстановлению монархии или Конституции 1793 г.
Эти перевороты и колебания режима Директории «вправо» и «влево» историки нередко называли «политикой качелей». Эмигрантам по-прежнему не разрешали вернуться в страну, большинство членов Директории выбрали из голосовавших за казнь Людовика XVI. Всё это не оставляло возможности для национального примирения, способствовало политической нестабильности, особенно опасной на фоне продолжавшегося экономического кризиса.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Поль Баррас
На картине Баррас предстаёт в парадной одежде члена Директории. Сам он происходил из семьи старого дворянства. Сражался с англичанами в Индии, участвовал в походе французской эскадры к берегам Восточной и Южной Африки. Будучи депутатом Конвента, голосовал за казнь Людовика XVI. Принимал активное участие во взятии взбунтовавшегося против Конвента Тулона, где поддерживал и продвигал Наполеона Бонапарта. Неоднократно обвинялся в коррупции и присвоении казённых денег. Успешно командовал парижскими войсками во время переворота 9 термидора. Единственный член Директории, который оставался у власти на всём протяжении её работы, за что его прозвали «королём Директории». Не имел чётких политических убеждений: служа республике, одновременно вёл переговоры с роялистами и английским правительством. После прихода к власти Бонапарта отстранён от участия в политической жизни.
Нехватка хлеба и перебои в снабжении городов заставляли народ с ностальгией вспоминать как Старый порядок, так и времена диктатуры монтаньяров. Власть имущих постоянно обвиняли в коррупции, санкюлоты не сомневались, что от революции выиграли лишь богачи, нарастало разочарование в революционных идеалах и ценностях, укреплялось неверие в возможность обеспечения мира и стабильности на базе Конституции 1795 г. (тогда как по закону она не могла быть пересмотрена ранее 1805 г.).
В это время особенно возрастает значение армии. Впервые войска были использованы против недовольных парижан уже в 1795 г., значительную роль тогда сыграл молодой генерал Наполеон Бонапарт. Помогала армия и в совершении государственных переворотов.
Любопытные детали. Завоёвывая Италию, Бонапарт постоянно заботился о том, чтобы о его победах стало широко известно. Бюллетени, публиковавшиеся в итальянской армии, положили начало созданию наполеоновской легенды. В одном из них говорилось: «Бонапарт летает и разит как молния. Он повсюду и всё видит: он посланник Великой нации».
❓ Что было причиной неустойчивости режима Директории?
Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту. Художник А.-Ж. Гро
На заказанной Бонапартом картине, для которой генерал специально позировал художнику, он представлен устремлённым вперёд, к победе, и с некоторым укором оглядывающимся на тех, кто недостаточно быстро следует за ним. Однако в действительности атака оказалась безуспешной, и Бонапарт остался в живых лишь благодаря героизму тех, кто пожертвовал своими жизнями, закрыв его от пуль.
3. Бонапарт приходит к власти.
К 1799 г. в обществе нарастало стремление к установлению твёрдой власти, которую связывали с единственной реальной силой — армией. За изменение государственного строя стали выступать и «правые» и «левые», даже среди членов Директории появились сторонники государственного переворота, который принёс бы долгожданную стабильность. Нужен был лишь популярный генерал, который мог бы возглавить войска. Им стал вернувшийся из неудачной военной экспедиции Бонапарт. Армия Бонапарта в Египте была обречена, и командующий просто бросил её там, но во Франции о катастрофе ещё не знали.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ. Из обращения генерала Бонапарта к солдатам 18 брюмера VIII года республики
«Солдаты! Армия всем сердцем вместе со мной, точно так же как я — с Законодательным корпусом. Если Советы [Совет старейшин и Совет пятисот] не примут энергичных и решительных мер, республика будет уничтожена.
В каком состоянии я оставил Францию и в каком её нашёл? Я оставил вам мир, а нашёл войну! Я оставил вам завоевания, а теперь враги на ваших границах! Я оставил наши арсеналы полными, а теперь в них нет оружия! Я оставил привезённые из Италии миллионы, а теперь нахожу повсюду грабительские законы и нищету! Наши пушки были проданы! Воровство стало постоянным! Все государственные ресурсы истощены! Прибегают к унизительным средствам, которые порицают и правосудие, и здравый смысл! Солдат остался беззащитным! Где храбрецы, сто тысяч товарищей, которых я оставил, увенчанных лаврами? Что с ними сталось?»
❓ В чём Бонапарт обвиняет режим Директории? Что заставляет его думать, что республика может быть уничтожена?
18 брюмера VIII года республики (9 ноября 1799 г.) организаторы переворота начали действовать. Под предлогом раскрытого якобинского заговора заседания советов были перенесены из внушавшего опасения Парижа в его пригород — Сен-Клу. Бонапарт был назначен командующим военными силами, расположенными в департаменте Сена. Однако 19 брюмера Совет пятисот оказал неожиданное сопротивление: большинство депутатов не поверило сообщению о якобинской угрозе, а появление в зале заседаний самого Бонапарта едва не привело к принятию декрета о его аресте. Тогда заговорщики отдали солдатам приказ о разгоне заседания Совета пятисот. Позднее, собрав лишь послушных им депутатов, они провели решение передать власть трём временным консулам (должность названа в память о римских консулах), одним из которых стал сам Бонапарт. Режим Директории пал. Революция 1789—1799 гг. окончилась.
❓ Почему возникло стремление к установлению твёрдой власти?
4. Итоги Французской революции.
Главным итогом революции стало полное и окончательное уничтожение Старого порядка. На месте тысячелетней монархии обозначились контуры новой страны, построенной на иных принципах, с иным административно-территориальным делением, с иным законодательством. На смену неписаным традициям и основным законам монархии пришла Конституция, в которой были закреплены принципы 1789 г., на смену сословиям — равенство всех граждан. Окончательно оформились представления о нации: французы — это прежде всего общность, объединённая общей территорией, единым правительством и едиными законами.
14 июля, улица Дону. Художник Ч. Гассам
В наши дни 14 июля, День взятия Бастилии — национальный праздник Франции. И в этом есть своя логика: именно революция, которая, как считается, началась в этот день, создала современную Францию.
В экономической сфере итоги революции оказались куда более неоднозначными, особенно если их рассматривать в исторической перспективе. Централизация страны, ликвидация единая система мер провинций и внутренних таможен, отмена привилегий, и весов способствовали развитию предпринимательства. Все французы начали владеть землёй на равных основаниях, были уничтожены права и привилегии сеньоров. В стране появились сотни тысяч новых собственников, Франция превратилась в страну массового крестьянского землевладения. Вместе с тем значительная доля приобретений совершалась крестьянской верхушкой, и в итоге революция так и не смогла решить проблему крестьянского малоземелья. В перспективе это вело к тому, что закреплялось характерное для Франции мелкое крестьянское землевладение. Получив определённую подпитку землёй и сохранив ряд жизненно важных общинных прав, даже обнищавший крестьянин обрёл возможность не покидать деревню и вести своё хозяйство с применением традиционных, давно уже устаревших технологий.
Сложившаяся ситуация оказала отрицательное влияние на развитие капитализма — и на селе, и в городе. Сохранение земли крестьянами не способствовало переходу к капиталистической аренде в сельском хозяйстве. В послереволюционные годы урожайность важнейших культур не только не выросла, но, напротив, даже снизилась. Задерживался отток бедноты в города, что делало крайне узким рынок свободной рабочей силы в промышленности. И наконец, поскольку деньги вкладывались в покупку земли, усложнялся поиск средств для проведения промышленного переворота. Во Франции он произошёл значительно позже, чем в Англии. Более того, революция положила начало двум десятилетиям войн, приведших в упадок некогда мощную и процветавшую французскую внешнюю торговлю. Торгово-промышленные круги французского общества оказались одной из наиболее пострадавших от революции социальных групп — как в ходе народных волнений, так и во времена террора. Экономический кризис и обесценивание бумажных денег подорвали позиции ремесленников, ухудшили положение рабочих.
В итоге и в торговле, и в промышленности, и в сельском хозяйстве революция обусловила существенное экономическое отставание Франции от Англии.
Из параграфов 11—13 вы узнали о развитии науки и культуры в годы революции. Однако, несмотря на множество достижений, трудно переоценить и тот вред, который революция нанесла развитию культуры. Декрет 1792 г. о разрушении памятников, «вызывающих воспоминания о феодализме», требовал «не оставлять долее на глазах французского народа памятники, воздвигнутые гордыней, предрассудками и тиранией», чем обрекал на уничтожение бесчисленное количество предметов искусства и памятников архитектуры. Во времена диктатуры монтаньяров разрушались церкви, уничтожались архивы, скульптуры, полотна великих художников, бесценные книги. Были разграблены и пришли в запустение многие знаменитые дворцы, включая Версаль. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) был превращён в «храм разума», а затем в склад. Многие учёные и деятели культуры не пережили террора. Весной 1794 г. был арестован и умер в тюрьме Кондорсе, взошёл на эшафот Лавуазье. При Термидоре эту политику стали называть вандализмом.
Французская революция имела целый ряд особенностей, отличавших её от других революций XVII—XVIII вв. Прежде всего, в ней в значительно большем масштабе, нежели в Английской революции, участвовало население страны, особенно городская и сельская беднота. Волнения в деревне заставили законодателей покончить с сеньориальным порядком. Санкюлоты способствовали установлению политики террора. Другой отличительной чертой революции стала масштабность и прочность перемен: стране никогда уже не суждено было стать прежней. Следствием этих двух особенностей стала та невиданная в истории цена, которую пришлось заплатить французскому народу. Революционные войны, голод, террор привели к тому, что Франция скатилась на последнее место в Европе по росту населения, уменьшилось население городов.
Ещё одной особенностью Французской революции является уникальное сочетание старого и нового. Многое из того, что воплотили в жизнь революционеры, следовало программе реформ, выдвинутой ещё при Старом порядке: монархия точно так же пыталась сделать страну более централизованной. Сохранялась преемственность и в курсе государственной власти на её усиление: по сравнению с королевским «деспотизмом» и «абсолютизмом», борьба с которыми объединила различные слои общества в начале революции, власть, которую она породила, была куда более деспотической, ничем не ограниченной.
Французская революция была событием всемирно-исторического масштаба. Она изменила политическую карту не только Франции, но и значительной части Европы, в ней искали свои истоки многие идейно-политические течения XIX—XX вв. — консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм. Едва ли не каждая последующая революция Нового времени поверяла себя по французской. Большинство принципов, выдвинутых ещё в 1789 г., стали основой современной политической системы: свобода — это возможность делать всё, что не ущемляет права другого, равенство — это, прежде всего, равенство перед законом, а также свобода совести, печати, нерушимость прав человека и др.
Любопытные детали. На протяжении всей революции Россия активно требовала восстановления во Франции династии Бурбонов, но участия в антифранцузской военной коалиции не приняла. Людовик XVIII находился с Екатериной II в постоянной переписке, а Павел I предоставил ему и его окружению убежище (в Митаве, современный г. Елгава в Латвии) и принял на русскую службу корпус французских эмигрантов во главе с принцем Конде.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
После казни Робеспьера были отменены многие решения, принятые при диктатуре монтаньяров. Как и их предшественники, депутаты Конвента поставили своей целью принять Конституцию, которая закончит революцию, но и они не преуспели: режиму Директории критически не хватало политической стабильности. И лишь переворот, совершённый Бонапартом при поддержке нескольких членов Директории, завершил революцию.
Вопросы и задания (стр. 148)
- Проанализируйте, чем был Термидор: завершением революции или отказом от её завоеваний. Докажите свою точку зрения.
- Как вы думаете, почему в конце революции к власти решили привести военного, а не политика?
- Каковы были итоги революции в экономической сфере?
- Каковы, на ваш взгляд, наиболее важные итоги революции?
❓ Работаем с хронологией
Расположите в хронологической последовательности события: 1) принятие Конституции 1795 г.; 2) объявление амнистии Национальным Конвентом; 3) приход к власти Наполеона Бонапарта; 4) начало вторжения французских войск в Египет.
Работаем с источником
Прочитайте отрывок из речи Ф. А. Буасси д’Англа в Национальном Конвенте, предваряющей проект Конституции 1795 г. (23 июня 1795 г.), и ответьте на вопросы.
«Наконец настала счастливая эпоха, когда мы, перестав быть гладиаторами свободы, можем стать её истинными основателями. <…> Обведём же взглядом бескрайнее поле нашей революции, уже покрытое столькими развалинами, что повсюду, кажется, взгляду открываются следы наносимых временем разрушений. Это поле славы и горя, на котором смерть собрала свою обильную жатву, на котором свобода одержала столько побед. Мы прожили за шесть лет шесть веков. Пусть этот опыт, доставшийся столь дорогой ценой, не будет вами утрачен. Пришло время извлечь уроки из преступлений монархии, ошибок Учредительного собрания, колебаний и отступлений назад Законодательного собрания, злодеяний тирании <…>, бедствий анархии, несчастий Конвента, ужасов гражданской войны».
❓ 1. Как, с вашей точки зрения, Буасси д’Англа оценивает пройденный путь? 2. Чего больше в его оценке итогов революции: радости или печали? 3. Какие итоги революции в социально-экономической и политической сферах отмечает автор?
❓ Работаем с понятиями
Объясните происхождение и смысл понятия «термидорианцы». Используя дополнительные источники, подготовьте презентацию об одном из них.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 8 класса § 20. Завершение Французской революции и её итоги. Код материалов: Всеобщая история Госучебник §20. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 8 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.