Всеобщая история Госучебник §28

8 класс читать: новый учебник по всеобщей истории «§ 28. Латинская Америка: путь к независимости.» (параграф 28, страницы 195 ─ 203). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §28 (2025 год) для 8 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Всеобщая история.
§ 28. Латинская Америка: путь к независимости.

❓ Почему Латинская Америка смогла добиться свободы, но не преодолела зависимость от стран Запада?
Триумфальное шествие Симона Боливара и его армии. Неизвестный художник XIX в.
🔎 • латифундия • гаучо • каудильо • конфедерация
👤 • С. Боливар • Ф. де Миранда • М. Идальго

1. Что такое Латинская Америка?

Под Латинской Америкой имеются в виду земли обеих Америк южнее США, а также острова Карибского моря. Название «Латинская Америка» распространилось благодаря французскому императору Наполеону III (правил в 1848—1870 гг.), который подчёркивал общую «латинскую» основу испанского и португальского языков, на которых говорило местное население. Желая укрепить позиции Франции по ту сторону океана, он противопоставлял католические «латинские» страны их протестантским англосаксонским соседям.

Подробнее. К началу XIX в. независимых государств здесь не было. Львиная доля этих земель являлась колониями Испании. Они подразделялись на 4 вице-королевства — Новая Испания (территория современной Мексики и семи южных штатов США), Перу (земли нынешних государств Перу и Парагвай), Новая Гранада (современные Колумбия, Венесуэла, Панама) и Рио-де-ла-Плата (Аргентина, Уругвай). Всей полнотой власти в колониях обладал испанский Совет по делам Индий, созданный ещё в XVI в. Власть непосредственно в колониях находилась в руках интендантов, назначавшихся испанской короной. Вице-королевство Бразилия принадлежало Португалии, небольшие владения — другим европейским странам.

Население всех латиноамериканских стран в начале XVIII в. включало около 19 млн человек. Оно было очень пёстрым по составу. Основу составляли потомки белых переселенцев — креолы, а также негры-рабы и индейцы. От различных вариантов смешанных браков между ними происходили метисы, мулаты и самбо. Цвет кожи в латиноамериканском обществе определял многое (правда, уплатив большие деньги, мулаты могли официально попасть в «белые»). Привилегированное положение занимали креолы (около 1/5 населения), а на самой нижней ступени находились негры-рабы. При этом состав населения в разных колониях различался: Бразилия, с её развитым рабовладельческим плантационным хозяйством, была более «чёрной», чем испанские колонии, в ней негры составляли около половины жителей. В испанских же колониях почти 40 % — это местные индейские племена, пятая часть — испанцы и креолы.

Подробнее. Индейцы Центральной и Южной Америки — это далеко не то же самое, что индейцы Северной Америки, в которой не существовало древних земледельческих цивилизаций. Испанцам же пришлось иметь дело с сильными корнями и устойчивыми традициями этих цивилизаций. Да и отношение к индейцам разительно отличалось от отношения соседей с севера — не тотальное насилие и уничтожение, а взаимодействие, из которого родился своеобразный мир Латинской Америки.

Экономика была аграрной. Преобладали владения крупных помещиков — латифундии. Землю в них обрабатывали либо рабы, либо исполнявшие трудовую повинность индейцы, либо пеоны — кабальные батраки. Многие земли принадлежали испанской короне и церкви. Но существовали и свободные крестьяне-скотоводы — гаучо.

❓ Какие черты были характеры для общества Латинской Америки?

2. «Лучше умереть, чем жить рабами!»

Эта строка из гимна латиноамериканской республики Боливии могла бы служить девизом главного события в истории Латинской Америки — Войны за независимость.

Путь к ней был долгим. Львиную долю предпосылок будущего конфликта создала сама Испания, причём отчасти парадоксальным образом: реформы просвещённого абсолютизма второй половины XVIII в., безусловно прогрессивные для самой Испании, для жителей Латинской Америки обернулись простым фактом — испанцев здесь стало слишком много! Они появились на многих выгодных постах, заменяя местную креольскую знать, что вызывало её раздражение.

От их конкуренции страдали местные купцы, которые стремились переложить свои убытки на низы населения. Например, они заставляли индейские общины задорого покупать абсолютно не нужные им вещи, в результате чего где-нибудь в джунглях можно было встретить индейца в шелковых чулках или с кружевами на шее.

Банкнота достоинством в 1 гурд

❓ Выясните, из какой страны эта банкнота и кто на ней изображён. Почему?

Кроме того, финансовые реформы вели к росту налогов. И даже, казалось бы, безусловно положительные результаты проводившихся Испанией реформ, а именно резкое увеличение в Латинской Америке производства сельскохозяйственной и иной продукции, тоже вели к недовольству. Почему? Потому что эту продукцию некуда было девать! Испания не могла поглотить её всю, но при этом запрещала торговлю с другими странами.

В итоге недовольных становилось всё больше, причём в самых разных слоях колониального общества. Ещё в 1780-е гг. произошли антииспанские выступления, особенно сильные в Перу и Новой Гранаде. К тому же перед глазами латиноамериканцев были вдохновляющие примеры освобождения от колониальной зависимости, прежде всего образование США.

Подробнее. В самой Латинской Америке важную роль сыграло начавшееся на о. Гаити в 1790-е гг. восстание рабов во главе с Ф.-Д. Туссеном-Лувертюром. Используя международные противоречия, возникшие в ходе французских революционных войн, повстанцы к концу 1800 г. добились полной победы. В 1804 г. на о. Гаити была провозглашена республика. Так появилось первое в Латинской Америке независимое государство, и здесь же впервые было отменено рабство. Всё это также служило примером для других борцов за независимость.

Однако нужно отметить одну важную особенность, которая повлияет и на ход Войны за независимость, — это эгоистическая и своекорыстная политика креолов, беспощадно эксплуатировавших «цветное» население. «Испанским деспотизмом» креолы считали не только действительные притеснения, но также и те меры Мадрида, которые были направлены на защиту местного населения от подобной эксплуатации (например, испанские власти иногда даже возвращали индейским общинам земли, незаконно отнятые у них креолами).

К дальнейшему обострению ситуации привели завоевания Наполеона I на Пиренейском полуострове. Король Португалии в 1807 г. был вынужден бежать в Бразилию. В 1808 г. Наполеон сместил испанского короля, посадив на его место своего брата Жозефа Бонапарта. Однако в испанских колониях отказались принять нового короля. Ослабление метрополий создало все условия для начала борьбы.

❓ В чём заключались предпосылки борьбы за независимость?

3. Война за независимость.

В 1810 г. в испанских колониях началась Война за независимость (1810—1826), носившая революционный характер. Она проходила в 2 этапа и протекала по-разному в 3 основных регионах — в северной части Южной Америки, на её юге, а также в Центральной Америке и Новой Испании (Мексике).

В северной части Южной Америки центром борьбы стала Венесуэла. Весной 1810 г. здесь вспыхнуло восстание. Его возглавили офицеры-креолы Ф. де Миранда и С. Боливар. Симон Боливар провозгласил программу полного отделения от Испании: «Наша родина — Америка, наши враги — испанцы, наша цель — независимость и свобода!»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Симон Боливар.
Почтовая марка СССР с изображением С. Боливара
Что общего между шляпой, монетой и страной? Имя. Но имя особое — Боливар. Так назывался один из фасонов шляп (помните, его носил Евгений Онегин?), так называется валюта современной Венесуэлы, то же имя носит и целая страна — Боливия. Все они названы в честь Симона Боливара (1783— 1830), Освободителя — с таким почётным титулом он вошёл в историю стран Латинской Америки. Выходец из богатой креольской семьи, поклонник идей Просвещения, он боролся за независимость Венесуэлы от испанского владычества. Боливар стал одним из лидеров Венесуэльской войны за независимость (1810—1823), но после понесённого в 1815 г. поражения временно покинул страну. Однако из поражения Боливар сделал выводы. В его знаменитом «Письме с Ямайки» 1815 г. содержалась идея привлечь индейцев и рабов на сторону восставших.

❓ Как вы думаете, о чём свидетельствует издание марки, посвящённой иностранному деятелю?

В результате борьбы, длившейся около года, Венесуэла добилась независимости. Вскоре повсюду на месте испанских колоний начали возникать новые государства, провозглашались республики, принимались конституции. Однако эти конституции и деятельность новых правительств отражали интересы только креольской верхушки, поэтому их не поддержали широкие слои населения. Например, не было отменено рабство. Это приводило к тому, что негры-рабы нередко выступали на стороне противников независимости. К тому же после свержения Наполеона Испания смогла сосредоточить свои силы и внимание на колониях и к 1816 г. на время восстановила там свою власть. На этом первый этап борьбы за независимость Латинской Америки закончился.

Возобновив в 1816—1817 гг. борьбу с испанцами, Боливар давал свободу рабам и раздавал солдатам своей армии отобранную у противников независимости землю. К 1821 г. на освобождённых территориях вокруг Венесуэлы была создана республика Великая Колумбия. Её президентом стал Боливар.

Тем временем перелом в освободительном движении наметился и в южной части Латинской Америки. Здесь больших успехов добился другой лидер сторонников независимости от испанской короны — генерал Хосе де Сан-Мартин. В результате независимость получили Чили, Перу и Аргентина.

В отличие от этих территорий, в Мексике креольское население в меньшей степени было заинтересовано в отделении от Испании. Это была самая богатая часть испанской Латинской Америки, и креольскую верхушку в целом её положение устраивало. Поэтому с самого начала освободительное движение развивалось здесь «снизу», приняв широкий народный характер. Его главной силой выступили подвергавшиеся жестокой эксплуатации индейцы-крестьяне, а возглавил движение также человек из народа — священник М. Идальго. Однако в конечном счёте крестьянские выступления были подавлены. В 1821 г. Мексика всё же объявила о своей независимости, но почти все старые социальные и экономические отношения остались неизменными.

Миранда в Ла-Карраке (испанской тюрьме). Художник А. Мичелена
Венесуэльский патриот Франсиско де Миранда прожил жизнь, похожую на приключенческий роман: участвовал в Войне за независимость США, позже был генералом во французской революционной армии, неоднократно попадал в тюрьмы, выполнял секретные миссии…
Он побывал в России, откуда уехал в чине полковника и с паспортом на имя «господина Мирандова». Как человек «весьма любящий Россию и русских», Миранда добывал ценную информацию для российского посольства в Лондоне.
Но главную цель жизни он видел в борьбе за независимость своей родины. Он стал одним из руководителей Войны за независимость, но в 1812 г. потерпел поражение от испанцев. Его же соратники во главе с С. Боливаром выдали его испанским властям, чтобы сохранить собственную свободу, и Миранда закончил свою полную приключений жизнь в испанской тюрьме Ла-Каррака.
Однако по сей день флагами нескольких латиноамериканских государств является «триколор Миранды». Что это такое и причём тут… великий немецкий поэт И. В. Гёте?

К концу Войны за независимость Испания удержала за собой лишь острова в Карибском море — Кубу и Пуэрто-Рико.

Боливар надеялся создать из бывших испанских колоний единое латиноамериканское государство. С этой целью в 1826 г. представители молодых республик были приглашены на Панамский конгресс, однако его работа оказалась безрезультатной. Более того, Великая Колумбия вскоре распалась на Колумбию, Эквадор и Венесуэлу. Разочарованный Боливар заявил: «Америка неуправляема. Те, кто служит революции, пашут море».

Флаг Венесуэлы. Флаг Эквадора. Флаг Колумбии.
Как появился знаменитый «триколор Миранды»? Гёте был не только поэтом, но и учёным, в том числе он занимался изучением света. Миранда вспоминал: «Сначала он объяснил мне, как радужная оболочка преобразует свет в три основных цвета, затем показал, почему жёлтый — самый тёплый, благородный и близкий к свету цвет, почему синий — это смесь волнения и безмятежности… почему красный — это возвышение жёлтого и синего. Дело не в том, что мир состоит из жёлтого, синего и красного. Но именно так все люди видят его — как бесконечную комбинацию этих трёх цветов». Флаг, состоявший из тех же трёх «изначальных» цветов, нёс корабль Миранды, когда в 1806 г. он начал борьбу с испанцами. И сегодня мы видим те же цвета на флагах Венесуэлы, Эквадора и Колумбии.

Несколько иным путём — гораздо более коротким и мирным — получила независимость Бразилия.

Бежавший сюда от Наполеона король Жуан VI в 1815 г. провозгласил Соединённое королевство Португалии и Бразилии. Но в 1820 г. он вернулся в Европу из-за начавшейся в Португалии революции. Оставшийся в Бразилии сын короля в 1822 г. заявил о её независимости и провозгласил себя императором под именем Педру I.

❓ Какие этапы выделяют в ходе Войны за независимость?

4. После освобождения.

Революция закончилась — кто же от неё выиграл? В первую очередь богатые креольские круги, прибравшие к рукам и бывшие земли испанской короны, и частные владения испанцев. Положение же основной массы народа осталось прежним. Да и общее экономическое положение оставляло желать лучшего, хотя, казалось бы, обретённая независимость несёт Латинской Америке процветание, ведь её богатые ресурсы больше не утекали в Испанию и Португалию. Но в действительности слабая экономика бывших колоний скоро попала в зависимость от европейских стран и США, превратившись в их сырьевой придаток. Так, Бразилия поставляла каучук и кофе, Чили — серебро и медь, Аргентина — мясо и зерно. Вкладывая деньги в ключевые отрасли и давая займы, ведущие страны Запада влияли на местные правительства. Этому способствовали и недостаток солидарности между ними, внутренние проблемы.

Почти повсеместно утвердился республиканский строй, однако политическая система отличалась от европейской. Хотя местные политические группировки тоже назывались партиями, большее значение имели личные отношения, родственные связи, интересы «землячества». Как правило, во главе подобного объединения стоял каудильо (предводитель, вождь). Вокруг него формировался клан — группа его сторонников. Каудильо оказывал им покровительство, а те платили ему личной преданностью. Борьба между вождями-каудильо вела к постоянной внутренней нестабильности, к мятежам или к диктатуре. Так, в Мексике установился режим диктатора А. Санта-Ана, в 1830— 1850-е гг. многократно приходившего к власти. Лишь в монархической Бразилии каудильизма не было вовсе.

Любопытные детали. Специфику латиноамериканских реалий после окончания Войны за независимость отражает следующий случай. В 1838—1839 гг. между Францией и Мексикой произошла «война пирожных»: французский флот установил блокаду мексиканских берегов и высадил десанты всего лишь из-за жалобы одного ограбленного французского кондитера, проживавшего в мексиканской столице. В итоге требования о возмещении ущерба французскому подданному Мексике пришлось принять. Примечательно, что в ходе войны Санта-Ана потерял ногу и… приказал похоронить её со всеми воинскими почестями и даже установить ей надгробный монумент!

Принимавшиеся конституции мало учитывали потребности большей части общества и служили интересам лишь узкого круга людей. Избирательное право ограничивалось высоким имущественным и образовательным цензом, к тому же выборы были многоступенчатыми. Рабство почти повсеместно сохранялось. В большинстве стран его отменили лишь к 1870-м гг. Вдобавок ко всему очень острой оказалась проблема границ. В 1820—1830-е гг. едва ли не каждая страна успела повоевать со своими соседями, пытаясь добиться выгодных для себя границ.

В подобных условиях Англия, Франция и США навязывали молодым государствам выгодные для себя экономические соглашения, часто прибегая к силе оружия.

❓ Сформулируйте итоги развития Латинской Америки к 1820-м гг.

5. Особый мир.

Главное своеобразие Латинской Америки заключалось в том, что её культура представляла собой нечто совершенно уникальное: сочетание и синтез индейских культурных традиций с теми, что были принесены из-за океана. Это проявлялось во всём, даже во внешнем облике. Улицы древних индейских городов оказывались частью новых колониальных столиц, христианские храмы возводились на привычных для населения местах их прежних святилищ и украшались индейскими орнаментами, индейские черты приобретали святые на иконах.

Очень своеобразный характер приняло само католичество, ставшее одной из основ самосознания жителей Латинской Америки, — в нём явно ощущалось наследие языческих времён, что сказывалось в необычайной популярности скульптурных изображений святых, напоминавших верующим привычных идолов, а также в ревностном поклонении именно тем святым, которые казались похожими на прежних богов. Так, особенно почиталась Дева Мария, пришедшая на смену распространённому у всех индейских племён культу Матери-земли. В Мексике культ Девы Марии Гваделупской (примечательно, что она была изображена смуглой) стал столпом национального сознания. Недаром лозунг борцов за независимость Мексики звучал как «Смерть испанцам и да здравствует Дева Мария Гваделупская!».

В целом, несмотря на то что жизнь народов Латинской Америки на протяжении веков определяли Испания и Португалия, современные историки (как и большинство самих жителей этих регионов) считают их не частью «Запада», а самостоятельной и самобытной цивилизацией.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Из книги российского историка Н. Марченко
«Королевская администрация [Испании]… выделила пусть не все, но многие индейские народы в особое и весьма защищённое „деспотическими законами сословие. Таким путём она стремилась их сохранить и постепенно. подтянуть к уровню испанцев и креолов и интегрировать в колониальное общество в качестве самостоятельного и равноправного этноса. Напротив, уравнительный натиск креольской верхушки. имел целью разрушить самобытный уклад их жизни… и ликвидировать индейский этнос в целом, улучшая его „породу“ посредством метисации.
Не удивительно поэтому, что картине креольско-индейского братства в Войне за независимость противоречат реальные исторические факты. индейцы лучше относились к испанцам, чем к креолам. Видимо, нет особой нужды доказывать и то, что, как и индейцы, негры-рабы боролись прежде всего со своими непосредственными угнетателями. Эти угнетатели были в основной своей массе представлены креольскими рабовладельцами, включая и таких героев войны за независимость, как Симон Боливар».

❓ Как вы думаете, каким образом описанное историком положение индейцев и негров-рабов повлияло на ход Войны за независимость?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Благодаря победе в Войне за независимость 1810—1826 гг. латиноамериканские страны обрели свою государственность. Однако в них сохранялся традиционный характер общества, а модернизация проходила крайне медленными темпами. Политическая нестабильность и слабость экономики обусловили большую степень зависимости этих стран от крупных европейских государств и особенно от США.

Вопросы и задания на стр. 202

  1. Каковы причины Войны за независимость в Латинской Америке? Какими были её ход и результаты?
  2. Назовите черты, характерные для внутриполитического развития бывших колоний в Латинской Америке.
  3. С. Боливар носит почётное прозвище Освободитель. Выясните, какого деятеля и почему называют Предтечей.
  4. Используя текст параграфа, атлас и дополнительные источники информации, нанесите на контурную карту каждую из получивших независимость стран Латинской Америки с указанием года, когда это произошло.

Работаем с хронологией. Расположите в хронологической последовательности события: 1) восстание на Гаити; 2) начало войны испанских колоний за независимость; 3) Панамский конгресс; 4) обретение независимости Бразилией.

Работаем с источником. Прочитайте отрывок из «Письма с Ямайки» Симона Боливара (1815). Выполните задание и ответьте на вопрос.

«Американцы [имеются в виду латиноамериканцы. — Ред.] в ныне существующей испанской системе, действующей, возможно, более активно, чем когда бы то ни было, занимают место настоящих рабов, а в лучшем случае простых потребителей, но и здесь мы терпим уму непостижимые ограничения нашей деятельности. Нам, например, запрещено выращивать сельскохозяйственные культуры, производимые в Европе, изготовлять товары, относящиеся к монополии короны, строить фабрики, каких нет в самой Испании; нам не жалуют привилегий даже в торговле предметами первой необходимости, затруднено общение между американскими провинциями, дабы они не устанавливали никаких контактов, не имели общих интересов, не развивали бы торговлю. Итак, хотите Вы знать, что остается на нашу долю? Производство индиго, зерновых, кофе, сахара, какао и хлопка; разведение скота на диких пастбищах, охота на хищников в девственных лесах, добыча золота в недрах земли, чтобы насыщать алчных испанцев».

❓ 1. Какого рода претензии выдвигает Боливар к испанцам — политические, экономические, культурные? Что на этом основании можно сказать о причинах Войны за независимость? 2. Состав населения Латинской Америки был очень пёстрым. Можно ли сказать, основываясь на данном тексте, интересы каких слоёв в первую очередь защищал Боливар?

Работаем с понятиями. Объясните происхождение и смысл понятия «креол». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».

❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.

 


Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 8 класса § 28. Латинская Америка: путь к независимости.. Код материалов: Всеобщая история Госучебник §28. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 8 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней