Всеобщая история Конспект №28

Конспект по всеобщей истории 8 класс кратко параграф 28 + Тест с ответами. Краткое содержание и краткий пересказ § 28. Латинская Америка: путь к независимости по гос. учебнику автор Мединский Чубарьян. Несколько вариантов конспекта по теме. Код материалов: Всеобщая история Конспект №28.

Вернуться к Списку конспектов

Конспект §28. Латинская Америка: путь к независимости

§ 28 кратко (малый конспект)

К началу XIX века Латинская Америка представляла собой колонии Испании, Португалии и других европейских стран с пестрым по расовому составу населением, где привилегированное положение занимали креолы. Война за независимость (1810-1826 гг.) была вызвана ослаблением метрополий из-за наполеоновских войн, экономическими ограничениями и стремлением креольской элиты к власти. Ключевыми лидерами освободительной борьбы стали Симон Боливар на севере и Хосе де Сан-Мартин на юге Южной Америки, в то время как в Мексике движение носило массовый народный характер. В результате войны возникли независимые республики, однако реальными выгодополучателями стали креольские верхи, сохранившие старые социальные порядки, включая рабство. После освобождения молодые государства столкнулись с экономической зависимостью от ведущих мировых держав, внутренней нестабильностью и правлением каудильо. Культура Латинской Америки сформировалась как уникальный синтез индейских традиций и европейского, в первую очередь испанского и португальского, наследия.


Средний конспект по пунктам

1. Что такое Латинская Америка?

  • Название «Латинская Америка» распространил французский император Наполеон III.
  • К началу XIX в. это были колонии Испании (4 вице-королевства: Новая Испания, Перу, Новая Гранада, Рио-де-ла-Плата) и Португалии (Бразилия).
  • Население было пёстрым: креолы (потомки белых), негры-рабы, индейцы, метисы, мулаты. Креолы занимали привилегированное положение.
  • Экономика была аграрной, основанной на латифундиях и труде рабов, индейцев и пеонов.

2. «Лучше умереть, чем жить рабами!»

  • Предпосылки Войны за независимость: рост числа испанцев, вытеснявших креолов с выгодных постов; рост налогов; запрет на торговлю с другими странами.
  • Важную роль сыграло восстание на о. Гаити (1790-е гг.) во главе с Ф.-Д. Туссеном-Лувертюром, где в 1804 г. была провозглашена республика и отменено рабство.
  • Непосредственным толчком к войне послужили завоевания Наполеона I на Пиренейском полуострове в 1807-1808 гг., ослабившие метрополии.

3. Война за независимость.

  • Война за независимость (1810—1826) проходила в 2 этапа.
  • В северной части Южной Америки борьбу возглавили Ф. де Миранда и Симон Боливар. После поражения Боливар издал «Письмо с Ямайки» (1815 г.) и стал привлекать на свою сторону индейцев и рабов, давая им свободу и землю. Была создана республика Великая Колумбия.
  • На юге успехов добился генерал Хосе де Сан-Мартин. Независимость получили Чили, Перу и Аргентина.
  • В Мексике движение носило народный характер, его возглавил священник М. Идальго. Независимость была провозглашена в 1821 г., но старые порядки сохранились.
  • Бразилия получила независимость мирным путём в 1822 г., когда сын короля провозгласил себя императором Педру I.

4. После освобождения.

  • Реальными победителями стали богатые креольские круги. Положение народа почти не изменилось, рабство сохранялось до 1870-х гг. Экономика стала сырьевым придатком Европы и США.
  • Политическая система характеризовалась каудильизмом (власть вождей-каудильо, например, А. Санта-Ана в Мексике), нестабильностью и диктатурами.
  • Молодые государства в 1820—1830-е гг. часто воевали друг с другом из-за границ.

5. Особый мир.

  • Культура Латинской Америки — это уникальный синтез индейских традиций и европейского наследия.
  • Католичество вобрало в себя элементы языческих культов (например, культ Девы Марии Гваделупской в Мексике).
  • Латинская Америка считается не частью «Запада», а самостоятельной цивилизацией.

Большой конспект параграфа 28

1. Что такое Латинская Америка?

Латинская Америка — это регион, включающий земли Северной и Южной Америки к югу от США и острова Карибского бассейна.

Происхождение названия: Термин укрепился благодаря французскому императору Наполеону III (правил в 1848—1870 гг.), который хотел усилить влияние Франции, противопоставив «латинские» (испано- и португалоговорящие) страны англосаксонским.

Колониальный период (начало XIX века):

  1. Не было независимых государств.
  2. Основная часть территорий — колонии Испании, управляемые через Совет по делам Индий и разделенные на четыре вице-королевства: Новая Испания, Перу, Новая Гранада и Рио-де-ла-Плата.
  3. Бразилия принадлежала Португалии.

Население (начало XVIII в. ~19 млн человек):

  1. Состав был очень пестрым: креолы (потомки белых переселенцев), негры-рабы, индейцы, а также метисы, мулаты и самбо.
  2. Социальный статус определялся цветом кожи. Привилегированное положение занимали креолы, низшее — негры-рабы.
  3. Состав различался: в Бразилии было больше негров-рабов, в испанских колониях — индейцев.

Экономика и общество:

  1. Основа — аграрная экономика с преобладанием крупных поместий (латифундий).
  2. Землю обрабатывали рабы, индейцы и кабальные батраки (пеоны). Существовали и свободные скотоводы — гаучо.

2. «Лучше умереть, чем жить рабами!»

Основной причиной Войны за независимость Латинской Америки стала политика самой Испании. Реформы второй половины XVIII в., усилившие метрополию, в колониях привели к негативным последствиям: креольская элита была оттеснена от власти испанцами, выросли налоги, а запрет на торговлю с другими странами мешал сбыту растущего производства. Это вызвало массовое недовольство.

Важную роль сыграли внешние примеры: образование США и, особенно, восстание рабов на острове Гаити под руководством Ф.-Д. Туссена-Лувертюра в 1790-е гг., которое привело к созданию в 1804 г. первого независимого государства в регионе.

Ключевым катализатором борьбы стали события в Европе. После того как Наполеон I в 1808 г. сместил испанского короля, колонии отказались признавать новую власть. Ослабление метрополий создало идеальные условия для начала войны.

Примечание: В тексте подчеркивается, что креольская элита боролась и против справедливых мер Испании, защищавших коренное население от их эксплуатации.

3. Война за независимость.

Война за независимость испанских колоний в Америке проходила в два этапа и по-разному в трёх регионах: север Южной Америки, юг Южной Америки, а также Центральная Америка и Мексика.

В северной части Южной Америки центром борьбы стала Венесуэла. Восстание, начавшееся весной 1810 г., возглавили Франсиско де Миранда и Симон Боливар. После поражения в 1815 г. и временного восстановления власти Испании, Боливар, сделав выводы из неудач, возобновил борьбу в 1816—1817 гг., привлекая народные массы освобождением рабов и раздачей земли. К 1821 г. была создана республика Великая Колумбия во главе с Боливаром.

На юге успехов добилась армия под командованием Хосе де Сан-Мартина, добившаяся независимости для Чили, Перу и Аргентины.

В Мексике движение носило народный характер, его возглавил священник Мигель Идальго. Несмотря на подавление крестьянских выступлений, в 1821 г. Мексика объявила о независимости, но старые порядки сохранились.

Бразилия получила независимость мирным путём. После возвращения короля Жуана VI в Португалию в 1820 г., его сын Педру I провозгласил независимость Бразилии в 1822 г. и стал императором.

К 1826 г. Испания удержала лишь Кубу и Пуэрто-Рико. Попытка Боливара объединить бывшие колонии на Панамском конгрессе 1826 г. провалилась, и Великая Колумбия распалась.

4. После освобождения.

После обретения независимости выиграли лишь богатые креолы, в то время как положение народа не улучшилось. Экономика стран Латинской Америки стала сырьевым придатком Европы и США (Бразилия — кофе, Чили — медь, Аргентина — мясо).

Политическая система характеризовалась каудильизмом — властью вождей-каудильо, опиравшихся на личную преданность, что вело к нестабильности и диктатурам. Ярким примером является режим А. Санта-Ана в Мексике (1830–1850-е гг.). Этому способствовали слабость конституций, высокие избирательные цензы и сохранение рабства (отменено в основном к 1870-м гг.).

Молодые государства были слабы и подвергались внешнему давлению, вплоть до военных интервенций, как в случае «войны пирожных» Франции против Мексики (1838–1839 гг.). Проблема границ также вызывала многочисленные конфликты между соседями в 1820–1830-е гг.

5. Особый мир.

Культура Латинской Америки представляет собой уникальный синтез индейских традиций и европейских (испанских и португальских) элементов. Это проявлялось в архитектуре (храмы на месте святилищ), искусстве (святые с индейскими чертами) и религии.

Католичество здесь приобрело самобытные черты, вобрав в себя языческое наследие. Особой популярностью пользовались скульптуры святых, напоминавшие идолов. Культ Девы Марии Гваделупской (изображенной смуглой) в Мексике стал национальным символом и даже использовался в лозунгах борцов за независимость.

Несмотря на испанское и португальское влияние, Латинская Америка считается самостоятельной цивилизацией.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ историка Н. Марченко: Испанская корона стремилась сохранить индейские народы как защищенное сословие и интегрировать их в общество. В то же время креольская верхушка пыталась разрушить их уклад через метисацию. Поэтому во время Войны за независимость индейцы и негры-рабы часто были лояльнее испанцам, а не креолам, так как видели в последних своих непосредственных угнетателей (к числу которых, по мнению историка, принадлежал и Симон Боливар).


Оффлайн тест для проверки знаний

Вопрос №1: Кто из европейских правителей способствовал распространению названия «Латинская Америка»?
А) Наполеон I Бонапарт
Б) Наполеон III
В) Фердинанд VII
Г) Жуан VI

Скрытый текст
Б Наполеон III

Вопрос №2: Какое событие стало первым успешным выступлением за независимость в Латинской Америке?
А) Восстание в Венесуэле под руководством Боливара
Б) Провозглашение независимости Бразилии
В) Восстание рабов на Гаити
Г) «Война пирожных»

Скрытый текст
В Восстание рабов на Гаити

Вопрос №3: Какой документ, написанный Симоном Боливаром, содержал идею привлечения на сторону восставших индейцев и рабов?
А) Декларация независимости Великой Колумбии
Б) «Письмо с Ямайки»
В) Решения Панамского конгресса
Г) Конституция Венесуэлы

Скрытый текст
Б «Письмо с Ямайки»

Вопрос №4: Какая страна получила независимость мирным путём, провозгласив императором сына португальского короля?
А) Мексика
Б) Аргентина
В) Бразилия
Г) Чили

Скрытый текст
В Бразилия

Вопрос №5: Как называлась республика, созданная Симоном Боливаром на освобождённых территориях вокруг Венесуэлы?
А) Новая Гранада
Б) Рио-де-ла-Плата
В) Великая Колумбия
Г) Соединённые Провинции

Скрытый текст
В Великая Колумбия

Вопрос №6: Как в Латинской Америке назывался политический лидер, опиравшийся на личную преданность сторонников и часто устанавливавший диктатуру?
А) Интендант
Б) Гаучо
В) Каудильо
Г) Пеон

Скрытый текст
В Каудильо

Вопрос №7: Что характеризует культурное своеобразие Латинской Америки?
А) Полное уничтожение индейских культурных традиций
Б) Синтез индейских традиций и европейского наследия
В) Доминирование исключительно испанской культуры
Г) Преобладание африканских культурных элементов

Скрытый текст
Б Синтез индейских традиций и европейского наследия

 


Вы смотрели: конспект по всеобщей истории к учебнику 8 класса §28. Латинская Америка: путь к независимости. Краткое содержание темы учебника. Несколько вариантов конспекта. Тест проверки знаний по изученной теме. Код материалов: Всеобщая история Конспект №28.
Вернуться к Списку конспектов по всеобщей истории

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней