8 класс читать: новый учебник по географии «Учимся с «Полярной звездой» (6)» параграф 24. Код материалов: География Учебник §24 (2023 год) для 8 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
География.
24. Учимся с «Полярной звездой» (6).
Строим профиль
Термин «профиль» (от латинского filurn — пить) означает очертание, контур предмета. В технике под профилем подразумевают вертикальный разрез тела, а в географии — вертикальный разрез местности, дающий представление о её поверхности. Выполняют профили в виде графических моделей (чертежей). Работа с профилями — необходимое профессиональное умение для инженеров, строителей, архитекторов, геологов, географов. В географии чаще всего используют профиль рельефа местности и комплексный (ландшафтный, или физико-географический) профиль.
Для того чтобы успешно построить профиль по заданной линии, нужно уметь грамотно определять расстояния и высоты и представлять их в выбранном масштабе. Профиль вычерчивают в системе координат. При этом чаще всего горизонтальный и вертикальный масштабы неодинаковы — для наглядности.
Данные для построения профиля можно получить, например, в результате съёмки местности, из топографических карт, геоинформационных систем.
Задание. Постройте профиль рельефа местности по линии А—Б (рис. 34), используя горизонтальный масштаб — в 1 см 50 м и вертикальный масштаб — в 1 см 5 м. На профиле отметьте реку и родник.
Вам понадобится: 1) лист бумаги в клетку (или миллиметровой); 2) линейка; 3) карандаш (ручка, фломастер).
1-й шаг. Внимательно рассмотрите фрагмент топографической карты.
- Вспомните, что означают имеющиеся на карте условные знаки.
- Обратите внимание на отметки высот, обозначение и расположение горизонталей (чем ближе друг к другу горизонтали, тем склон круче).
- Подумайте, в каком направлении рельеф будет понижаться (помните, что от уровня реки высоты всегда начинают увеличиваться).

2-й шаг. Обратите внимание на масштаб и помните, что очень важно его соблюдать!
- Масштаб карты — в 1 см 100 м, горизонтальный масштаб профиля — в 1 см 50 м. Значит, наш горизонтальный масштаб будет в 2 раза больше, чем на карте.
- На карте горизонтали проведены через 2,5 м, а па нашем профиле в 1 см по вертикали будет 5 м.
- На основе для профиля (рис. 35) числовые значения на осях координат примем в сантиметрах. По оси абсцисс будем откладывать значения расстояний, а по оси ординат — значения высот.
3- й шаг. Определите общую длину профиля по линии А—Б и отложите её на горизонтальной оси. На карте это 4,4 см, а на профиле (у нас горизонтальный масштаб вдвое больше) — 8,8 см. От конечной точки восстановите перпендикуляр, ограничивающий длину профиля.
4- й шаг. Определите по карте самую высокую и самую низкую точки по линии профиля, а также высоту точек А и Б (А — 125 м, Б — 128 м). На вертикальной оси подпишите абсолютные высоты в принятом вертикальном масштабе (в 1 см 5 м), начиная несколько ниже самой низкой точки и заканчивая выше самой высокой. Отметьте точки А и Б (см. рис. 35).

5- й шаг. Отметьте на линии профиля точки пересечения с горизонталями (рис. 36). Затем на подготовленной основе откладывается: на горизонтальной оси — расстояние точки от начала линии профиля (в масштабе), на вертикальной оси — абсолютная высота точки, которая определяется значением горизонтали.

Точка I (вы её уже отметили как А) лежит на высоте 125 м — эта горизонталь на карте подписана — и является начальной точкой для отсчёта расстояний.
Точка II лежит на той же горизонтали, что и точка I, а следовательно, и на той же высоте — 125 м, но на расстоянии 0,7 см от начальной точки А, что в выбранном масштабе составит 1,4 см.
Точка III расположена на следующей (по направлению к вершине холма) горизонтали. Поскольку на карте горизонтали проведены через 2,5 м, то абсолютная высота третьей точки составит 127,5 м. Это значение отложим на вертикальной оси. Одновременно точка III лежит на расстоянии 1,1 см от начальной точки — 2,2 см в выбранном нами масштабе.
Точка IV. Обратите внимание, что в точке IV сходятся сразу четыре горизонтали. Это означает, что на одном и том же расстоянии от начальной точки наблюдается разная высота, т. е. отвесный обрыв. Действительно, обрыв отмечен на карте условным знаком.
6-й шаг. Перенесите эти данные на основу (рис. 37).

7-й шаг. Соедините точки плавной линией. Часто две соседние точки имеют одинаковые отметки высот. Если между точками вы видите реку или ручей, которые всегда находятся в понижениях, то делайте соединяющую линию слегка вогнутой. Наконец, значком отметьте родник, располагающийся примерно в конце первого отрезка профильной линии. Сверившись с картой, обозначьте реку, отступив от точек, показывающих самое низкое место на линии профиля. В результате вы получите профиль (рис. 38).

С вычерчивания линии рельефа начинают и составление любого комплексного профиля. К готовой линии добавляют данные о горных породах, растительности, почвах, а также другие данные, например климатические показатели. Комплексный профиль позволяет оценить особенности природных компонентов и взаимосвязи между ними на определённом участке.
Мелкомасштабные профили, как, например, профиль через территорию России по 60° с. ш., строят на основе шкалы высот физической карты. Дополнительную информацию получают из различных тематических карт.
При изучении родного края полезно выполнять крупномасштабные профили. Линию рельефа строят на основе данных топографической карты или съёмки местности. Глазомерную съёмку местности вы учились делать ещё в 5 классе. Сейчас, когда вы стали старше, знаете и умеете больше, это занятие покажется вам сложнее, но интереснее. При маршрутной съёмке нужно будет разбить путь на участки, учитывая все повороты и встречные объекты-ориентиры. Для измерения превышений на местности используют специальный прибор нивелир и рейки. Для людей таких профессий, как топографы (в том числе военные), геологи, ландшафтные дизайнеры, владеть умением проводить съёмку местности необходимо.
Под линией профиля показывают условными знаками почвы и горные породы, над линией — растительность. Эти данные — результат наблюдений и записей в полевых дневниках. Для профилей, которые могут вмещать много информации, готовят легенду, как на географических картах.
Вы смотрели: учебник по географии для 8 класса 24. Учимся с «Полярной звездой» (6). Код материалов: География Учебник §24. Цитаты из учебного пособия «География. 8 класс. Учебник Алексеева — М.: Просвещение» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.