География Учебник §25

8 класс читать: новый учебник по географии «Ресурсы земной коры» параграф 25. Код материалов: География Учебник §25 (2023 год) для 8 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

География.
25. Ресурсы земной коры.

Какими природными ресурсами богата Россия?

История развития природы и история развития общества обеспечили россиянам наличие огромной территории, несказанно богатой минеральными ресурсами. (Вспомните, какие ещё страны обладают большой территорией.) Не случайно слово «просторы» так часто встречается в наших песнях и стихах. Всё это огромное пространство людям нужно было осваивать и обустраивать. Они пахали землю и пасли скот, строили города и сёла, прокладывали дороги, рубили лес, добывали руду, уголь, нефть.

Конспект параграфа 25 (кратко)

Во всех видах хозяйственной деятельности приходится считаться с рельефом местности. В нашей стране он очень разнообразен. Вы уже знаете, что расселение людей, строительство, занятие земледелием в гораздо большей степени связаны с равнинами, чем с горами. В горах не строят высоких зданий и широких автострад, не распахивают огромные поля и чаще готовы встретиться со стихийными природными явлениями. Однако там издавна пасут скот и добывают (как и на равнинах) полезные ископаемые.

◼ Минеральные ресурсы — полезные ископаемые недр, являющиеся основой для развития хозяйства.

Именно полезные ископаемые, земля и лес — первооснова национального богатства и экономической безопасности нашей страны. Нефть, природный газ, уголь, уран, руды чёрных и цветных металлов, сырьё для минеральных удобрений — всё это есть в России! Следует понимать, что нередко холодный климат осложняет освоение территорий, и в частности добычу полезных ископаемых.

РОССИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНО БОГАТА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫМИ РЕСУРСАМИ.

Как образуются полезные ископаемые?

Поиском полезных ископаемых занимается геологическая служба страны. Полезные ископаемые залегают в глубинах недр и связаны с разными тектоническими структурами, а значит, с особенностями геологической истории (рис. 39).

Рудные полезные ископаемые чаще всего образовывались при остывании внедрившейся в земную кору на разную глубину магмы в периоды активных тектонических движений. По мере разрушения горных сооружений образовавшиеся залежи ископаемых постепенно приближаются к поверхности.

Рис. 39. Образование и залегание полезных ископаемых: 1 — осадочные породы; 2 — магматические породы; 3 — рудные тела; 4 — продукты выветривания коренных пород и рыхлые осадочные породы; 5 — золотоносная жила; 6 — россыпное месторождение; 7 — водоупорные породы; 8 — нефтенасыщенные пески; 9 — водонасыщенные пески; 10 — газонасыщенные пески

Поэтому рудные полезные ископаемые находят чаще всего в разрушенных горах или па щитах платформ, например на Урале, в Хибинах, Забайкалье. В высоких горах залежи могут быть скрыты в глубине, а на равнинах перекрыты мощным осадочным чехлом. Такие месторождения обнаружить трудно (иногда невозможно), а разрабатывать невыгодно. Если же мощность осадочного чехла невелика и залежи в фундаменте платформы расположены неглубоко, добывать их выгодно.

Находят и россыпные месторождения руд, благородных металлов, драгоценных камней. Они возникают в рыхлых наносах из мелких обломков горных пород или минералов разрушенных коренных месторождений.

Нерудные полезные ископаемые в основном связаны с горными породами осадочного чехла платформ. Главные топливно-энергетические минеральные ресурсы — нефть, природный газ и уголь. Древние мелководные моря то наступали, то отступали, и на поверхности фундамента платформ откладывались слои глины и песка, известняка и мела. В тёплом климате в этих слоях накапливались образованные из органических остатков нефть, газ, каменный уголь.

◼ Рудные месторождения обычно приурочены к складчатым областям или фундаментам древних платформ. Нерудные месторождения чаще связаны с осадочным чехлом платформ.

Месторождение — крупные скопления полезных ископаемых, имеющие промышленное значение. Бассейн — группа близко расположенных месторождений.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ОБРАЗУЮТСЯ В НЕДРАХ ЗЕМЛИ И СВЯЗАНЫ С ИСТОРИЕЙ РАЗВИТИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ И ТЕКТОНИЧЕСКИМ СТРОЕНИЕМ ТЕРРИТОРИИ.

Где в России следует опасаться стихийных природных явлений, связанных с земной корой?

Стихийные природные явления, связанные с земной корой, могут встречаться повсеместно. Одни из них практически не угрожают жизни людей, но могут нанести вред жилью, имуществу, хозяйству. Другие — грозные и сокрушительные — приводят к большим человеческим жертвам.

Самые опасные для людей явления (вы это знаете) — землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины и сели. На карте (см. Приложение, с. 237, карты атласа) найдите такие опасные районы в России. Вы видите, что все они находятся в горных областях, где сохраняется тектоническая активность или склоны гор круты. Это прежде всего Большой Кавказ, часть Алтая, Прибайкалье, полуостров Камчатка и Курильские острова. В этих местах часты землетрясения разной силы, но действующие вулканы есть лишь на Камчатке и Курилах (хотя следы вулканизма существуют и в остальных районах).

Рис. 40. Образование оползня

Большие неприятности могут причинить оползни (рис. 40) и просадки грунта. На эти процессы влияют состав и характер залегания горных пород, поверхностные и подземные воды, климатические условия. Особо опасны оползни в горах, например, они нередки на побережье Чёрного моря между Сочи и Туапсе. Вырубка лесов на склонах усиливает опасность образования оползней. Оползни часто возникают на крутых берегах рек Восточно-Европейской равнины — Волги, Оки, Дона. Просадки грунта часты в областях распространения многолетней мерзлоты, поэтому здания и сооружения там строят на сваях (рис. 41). Бывают они и в районах, где залегают легкорастворимые горные породы, а также в крупных городах с разветвлённой сетью подземных коммуникаций.

Рис. 41. Как возводить постройки на многолетней мерзлоте

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ И ВУЛКАНИЗМ ПРИУРОЧЕНЫ К ОБЛАСТЯМ СОВРЕМЕННОЙ ТЕКТОНИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ. ДРУГИЕ СТИХИЙНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ЧАСТО СВЯЗАНЫ С РАСЧЛЕНЁННЫМ РЕЛЬЕФОМ ИЛИ МНОГОЛЕТНЕЙ МЕРЗЛОТОЙ, С РАСТВОРИМЫМИ ГОРНЫМИ ПОРОДАМИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОДЗЕМНЫХ ВОД.

СТОП–КАДР

Академик Александр Евгеньевич Ферсман (1883—1945), выдающийся учёный в области минералогии и геохимии, был одновременно «поэтом» науки.

«Но гораздо больше горя доставляла мне карта… Как запомнить пёструю смену красок, полей, полос, пятен, как зазубрить эти сотни, тысячи месторождений разных руд железа, меди, цинка… Почему одни значки, как цветы, растут только на красных полях? Почему так характерны значки на темно-зелёных полосках? Почему одни значки всегда вместе, а другие никогда? …И я вижу: в тёмных, тяжёлых расплавах глубин сверкают тяжёлые металлы, «как исчадие мрака и тяжести»: платина, железо, медь, хром, никель. Я вижу, как из глубин гранитов поднимаются расплавленные, закутанные в сплошной туман паров и газов жилы пегматитов, в которых растут прекрасные прозрачные самоцветы берилла и топаза… Я вижу, как великие законы физики и химии управляют грандиозными процессами прошлого, как сливаются значки одного цвета и одной формы в закономерные полосы, пятна и струи, как беспорядок хаоса превращается на моих глазах в величайшие законы гармонии…»
А. Е. Ферсман. «Воспоминания о камне»

Запомните
Минеральные ресурсы. Полезные ископаемые. Стихийные природные явления, связанные с земной корой.

ВОПРОСЫ на стр. 97

  1. По карте «Тектоника и полезные ископаемые» (см. Приложение, с. 236—237) определите, какими полезными ископаемыми богата Россия. Какие закономерности в их размещении можно выявить?
  2. Выберите верный ответ. В районах платформ, где близко к поверхности расположен их фундамент, добывают: а) нефть и природный газ; б) каменный уголь; в) руды металлов.
  3. Как образуются россыпные месторождения?
  4. Где в России сосредоточены месторождения угля, нефти и природного газа?
  5. Какое утверждение о полезных ископаемых России является верным?
    а) Нерудные полезные ископаемые чаще залегают в складчатых областях.
    б) Рудные полезные ископаемые приурочены к складчатым областям или фундаменту древних платформ.
    в) Самые главные топливно-энергетические ресурсы — горючие сланцы и торф.
  6. Какие территории и почему связаны в России с землетрясениями и вулканизмом?
  7. Сформулируйте экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Как, на ваш взгляд, решать эти проблемы?
  1. В ресурсах Интернета или в библиотеке найдите книгу А. Е. Ферсмана «Воспоминания о камне». Прочитайте полностью главу «Карта». Обсудите в классе, помог ли поэтический рассказ о геологической карте лучше понять тему о недрах Земли.

 


Вы смотрели: учебник по географии для 8 класса 25. Ресурсы земной коры. Код материалов: География Учебник §25. Цитаты из учебного пособия «География. 8 класс. Учебник Алексеева — М.: Просвещение» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней