Учебник по истории России для 8 класса онлайн под ред. А. В. Торкунова. История России Арсентьев §3 «Начало правления Петра I». Ознакомительный фрагмент для покупки пособия. Цитаты из учебника «Арсентьев, Данилов, Курукин: История России в 2-х частях — М.: Просвещение, 2023» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
История России (УМК п/р Торкунова) § 3.
<< § 2 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 4 >>
§ 3. Начало правления Петра I
⚠ Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?
1. Детство Петра
Младший сын царя Алексея Михайловича Пётр родился от второго брака царя (с Натальей Кирилловной Нарышкиной) 30 мая 1672 г. По сравнению со своими сводными старшими братьями Фёдором и Иваном он отличался крепостью здоровья, подвижностью, быстрым взрослением. Первые три с половиной года маленький Пётр был баловнем царской четы, в то время как дети царя от Марии Ильиничны Милославской оказались «отодвинуты» на второй план. Такое положение продолжалось до смерти царя Алексея Михайловича в 1676 г.
Новым правителем стал старший сын покойного царя – 14-летний Фёдор. Юный царь был тяжело болен, едва мог ходить. Поэтому государственными делами занимались в основном его родственники по матери – Милославские и сестра Софья. В годы его правления в России было отменено местничество (1682). Теперь при назначении на высшие государственные и военные должности учитывалось не знатное происхождение, а заслуги и способности.
⚠ Что такое местничество?
Будучи крёстным отцом маленького Петра, царь Фёдор любил мальчика и заботился о нём. По его поручению Петра с 5-летнего возраста стали обучать грамоте. Первым его учителем и наставником был дьяк Никита Зотов. С ним Пётр освоил азбуку и чтение по слогам, прочёл первые церковные книги, начал писать. По достижении десятилетнего возраста Пётр должен был начать изучение более сложных наук – грамматики, риторики, философии, истории, иностранных языков. Однако за месяц до этого, в апреле 1682 г., царь Фёдор Алексеевич умер, и на этом учение для Петра закончилось. Остро встал вопрос о престолонаследии.
⚠ Найдите в Интернете другие портреты царя Фёдора. Сопоставьте изображения. В чём их сходство, чем они различаются?
2. Двоецарствие. Царевна Софья
Новым царём должен был стать второй старший брат Петра – Иван. Однако это был болезненный и слабоумный подросток. Ближайшее окружение умершего Фёдора настояло на передаче власти 10-летнему Петру. Патриарх Иоаким и бояре с согласия собравшегося на Красной площади народа провозгласили мальчика новым царём. Однако это было нарушением прежнего порядка наследования престола, при котором в случае затяжного междуцарствия вопрос о престоле решал Земский собор.
В этих условиях родственники Ивана Милославские подняли против Нарышкиных стрелецкое войско. Стрельцам было сказано, что истинного царя Ивана задушили бояре-изменники. Восставшие стрельцы двинулись к Кремлю, где ими были убиты многие ближайшие родственники Петра по линии матери.
⚠ Можно ли считать эти события переворотом? Поясните своё мнение.
В результате царями были провозглашены оба брата – Иван (1682—1696) и Пётр (1682—1725), а до их совершеннолетия правительницей была назначена старшая сестра Софья. Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры: он был разделён на две части (для двух царей), позади же располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно они должны говорить во время государственных приёмов. На деле же власть теперь принадлежала Софье.
Пытаясь утихомирить стрельцов, она назначила высшим стрелецким начальником князя Ивана Хованского. Однако тот, почувствовав силу, стал выдвигать от имени стрельцов всё новые и новые требования к правительству. Восставших активно поддержали старообрядцы, которых Хованский использовал для давления на царевну Софью. Восстание, получившее у современников название «хованщина», продолжалось до середины сентября 1682 г. Царская семья укрылась в Троице-Сергиевом монастыре и вернулась в столицу лишь в ноябре, после ареста и казни лидеров восставших.
⚠ Сравните портреты Софьи на с. 20 и 21 учебника. Что в них общего? Сформулируйте свои выводы.
Петру вместе с матерью, Натальей Кирилловной, пришлось выехать из Москвы в село Преображенское, где они прежде часто бывали с отцом. Прекратилось и дворцовое образование молодого царя. Зато появилось другое учение: в свободное время Пётр уезжал в расположенную рядом Немецкую слободу. Здесь немцы помогали ему сооружать «потешную» крепость (Пресбург) под селом Преображенским; голландец Тиммерман учил его арифметике, геометрии и фортификации. Другой голландец, Брандт, обучал юного царя плаванию под парусами; шотландец Гордон и швейцарец Лефорт – военному делу.
Имея тягу к военному делу, Пётр создал два «потешных» полка – Семёновский и Преображенский, не только положившие начало русской гвардии, но и ставшие впоследствии эффективным инструментом в борьбе за власть.
3. Начало царствования Петра
В августе 1689 г. Пётр получил известие о готовящемся дворцовом перевороте в пользу Софьи, в ходе которого стрельцы якобы хотели его убить. Он срочно покинул Преображенское и выехал в хорошо укреплённую Троице-Сергиеву лавру. К этому времени Пётр уже достиг совершеннолетия и мог стать самостоятельным правителем. Поэтому, чувствуя его силу, к лавре потянулись бояре, дворяне, военные, ранее находившиеся на стороне Софьи. Вскоре сюда прибыл и патриарх Иоаким. Софья была встревожена бегством Петра и теперь, не имея сил для борьбы с братом, ждала дальнейшего развития событий. Тем временем Пётр написал письмо брату Ивану и предложил править вдвоём, без сестры, самостоятельно. В сентябре Пётр вступил в Москву и, объявив о прекращении правления Софьи, заточил её в Новодевичий монастырь. Некоторые из поддерживавших её стрельцов были арестованы и казнены.
Начиналось самостоятельное царствование Петра – его больной брат до самой своей смерти в 1696 г. лишь изредка присутствовал на дворцовых церемониях и не вмешивался в государственные дела. В 1689 г. Пётр женился на Евдокии Лопухиной. Мать, Наталья Кирилловна, полагала, что женитьба привяжет сына к домашнему очагу. Но Пётр быстро охладел к молодой жене и вскоре после свадьбы с прежним рвением принялся за военные потехи. Евдокия же через несколько лет была насильно отправлена в монастырь.
4. Азовские походы
Общаясь с иностранцами, Пётр скоро понял, насколько важен для России выход к незамерзающим морям. Через него можно было не только вести более активную торговлю с другими странами, но и налаживать с ними культурные связи. Поэтому важнейшей задачей, стоявшей перед Петром, было продолжение войны с Османской империей (1686—1700) и её вассалом Крымским ханством, в борьбе с которыми можно было получить выход к Черному морю, называвшемуся в древности Русским.
В январе 1695 г. Пётр издал указ о походе на юг. Главной целью было взятие турецкой крепости Азов, закрывавшей России выход из Дона в Азовское море.
⚠ Когда донским казакам удалось захватить Азов? Почему они не смогли его удержать?
Осада Азова длилась три месяца и успехов русской армии не принесла. Причинами неудач были отсутствие единого командования (армия делилась на несколько отрядов, во главе которых стояли соперничавшие друг с другом командиры), слабость артиллерии и отсутствие у России флота.
Эти недостатки были учтены Петром в ходе подготовки ко второму походу в 1696 г. Командовал армией боярин А. С. Шеин, которому Пётр I за военные успехи впервые в России присвоил звание генералиссимуса. На воронежских верфях был создан первый русский военный флот в составе двух крупных кораблей, 23 галер и множества мелких судов. Вокруг Азова возвели огромный земляной вал, возвышавшийся над крепостными стенами и облегчавший артиллеристам обстрел любой точки крепости. Русский флот успешно действовал против турецкого, блокировав подвоз подкреплений и продовольствия осаждённым. Вскоре Азов пал. Эта победа впервые вывела Россию к южным морям. Но закрепиться на этих рубежах она была ещё неспособна. Для решения этой задачи ей нужны были союзники.
5. Великое посольство 1697–1698 гг.
По приказу Петра в 1697 г. в Западную Европу направилось Великое посольство в составе 250 человек. Его главной целью была организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции. Но русский царь не учёл того важного факта, что в Европе после решающих совместных побед над Турцией господствовали уже другие настроения. Главной задачей там было остановить Францию, агрессивно расширявшую свои территории. И ради этого Священная Римская империя и её союзники спешили заключить с Турцией мир. Однако посольство имело огромное значение для Петра. Оно позволило ему увидеть Европу и понять, что главным направлением внешней политики его царствования станет западное. Вместо союзников в войне с Турцией Пётр нашёл союзников для войны со Швецией за выход к Балтийскому морю.
Руководителями посольства были назначены генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт, глава Посольского приказа генерал Ф. А. Головин и думный дьяк П. Б. Возницын. В составе делегации инкогнито (не открывая своего имени) ехал сам царь (под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова), который и направлял всю работу посольства.
Важной задачей посольства было также знакомство царя с жизнью и порядками в европейских странах. Наслышанный от Лефорта, Гордона, Брандта о жизни в Европе, Пётр предпочёл увидеть жизнь за границей своими глазами.
В ходе зарубежной поездки царь объехал пол-Европы, посетив Пруссию, Курляндию, Голландию, Англию, Священную Римскую империю. Русские волонтёры (добровольцы) из дворян и солдат изучали военные науки, морское дело, кораблестроение. Сам Пётр работал в Голландии плотником на верфях, а в Англии учился корабельному делу, осматривал музеи и фабрики, посещал госпитали, учился делать гравюры. Приехав в Вену, он узнал о новом стрелецком заговоре (1698) и срочно вернулся в Россию.
Следствие выяснило, что находившиеся в сговоре с Софьей стрельцы намеревались свергнуть Петра с престола. Последовала жестокая расправа царя с мятежниками. Сотни стрельцов были казнены или сосланы.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Пётр с детских лет проявлял большой интерес к опыту европейцев. Для наилучшего ознакомления с их достижениями Пётр снарядил Великое посольство. Вернувшись из-за границы, царь твёрдо решил провести в России реформы, бороться за выход к Балтийскому морю, за превращение своей страны в великую европейскую державу.
ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ: СОВРЕМЕННИКИ
Софья Алексеевна (1657-1704) – царевна, дочь царя Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской, в 1682–1689 гг. – регент при младших братьях Петре и Иване.
Мехмед IV (1642–1693) султан Османской империи (1648–1687). При нём началась Великая Турецкая война 1683–1699 гг.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа.
1. Расскажите о детстве Петра I. Какие события отразились на его личности, взглядах, убеждениях? 2. Какую роль в период двоецарствия играла царевна Софья? Каково ваше мнение о её деятельности на посту правительницы? 3. Какой образ жизни вёл Пётр в Преображенском? Чем его занятия отличались от обычных занятий царских детей? 4. Как началось самостоятельное правление Петра? 5. Какой опыт извлёк Пётр из Азовских походов? Для чего было организовано Великое посольство? Почему царь отправился в Европу инкогнито? 6. Каков был главный итог деятельности Великого посольства? Совпадал ли он с намеченными целями?
Работаем с картой.
1. Используя карту, докажите, что направление Азовских походов Петра I было для России с военной точки зрения более выгодным, чем направление Крымских походов В. В. Голицына. 2. Найдите на современной политической карте страны и города, которые посетило Великое посольство.
Изучаем документы
1. Где и когда (примерно) было написано письмо? 2. Что нового вы узнали из письма об осаде Азова и о личности Петра? 3. Согласны ли вы, что в выделенном предложении Пётр пишет о возможном перемирии с неприятелем? Обоснуйте своё мнение.
1. Как автор документа относится к Петру I? Почему вы так решили? 2. Можно ли и других российских царей назвать работниками, подобными Петру Великому? Своё мнение аргументируйте.
Думаем, сравниваем, размышляем
- Используя дополнительные источники информации, выясните причины, ход и итоги борьбы за власть между Милославскими и Нарышкиными. Изложите в письменной форме основные факты, полученные в ходе исследования.
- Рассмотрите картину В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» (с. 21 учебника). В каком году произошло изображённое событие? Сформулируйте основные идеи, которые хотел выразить художник. Проведите в классе экскурсию-рассказ по картине.
- Используя дополнительные источники, напишите эссе (не более 500 слов) об одном дне работы Петра Михайлова на верфи в Голландии.
Гвардия – отборная привилегированная часть войск. В России создана Петром I в 90-х гг. XVII в.
Лавра – название крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчинённых патриарху.
Вы смотрели: Учебник по истории России для 8 класса онлайн под ред. А. В. Торкунова. История России Арсентьев §3. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 2 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 4 >>