8 класс читать: новый учебник по всеобщей истории «§ 23─24. Вокруг света во времена капитана Кука» (параграф 23, страницы 162 ─ 170). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §23 (2025 год) для 8 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
Всеобщая история.
§ 23─24. Вокруг света во времена капитана Кука
❓ Как путешествия способствовали изменению представлений о мире в XVIII — начале XIX в.?
Людовик XVI даёт инструкции Лаперузу 29 мая 1785 года. Художник Н.-А. Монсио. 1817 г.
🔎 • экспедиция • колонизация • географические открытия
👤 • Витус Беринг • Луи Антуан де Бугенвиль • Александр фон Гумбольдт • Джеймс Кук • Жан Франсуа де Лаперуз

1. Человек путешествующий.
К началу XVIII в. люди представляли себе мир гораздо точнее, чем за два столетия до этого. Правда, о внутренних районах Азии, Африки и Америки европейцы знали очень мало. Именно благодаря географическим открытиям XVIII в. были сделаны важные шаги в их изучении. Европейские исследователи начали проникать на неизведанные прежде территории: изучали Амазонию, искали истоки Нила. В России Великая Северная экспедиция впервые обследовала северные районы Азии, а шведский учёный Карл Линней — север Скандинавии. На просторах океанов в XVIII в. также были совершены открытия. Так, датчанин на русской службе Витус Беринг, обследовав в своих плаваниях 1728—1729 и 1740—1741 гг. северо-восточные берега Азии и северо-западные берега Северной Америки, окончательно доказал, что Америка отделена от Азии проливом.
Любопытные детали. Показательна судьба открытий Беринга и русских землепроходцев Федота Попова и Семёна Дежнёва, которые ещё в 1648 г., за 80 лет до Беринга, прошли проливом, отделявшим Азию от Америки. Однако тогда это открытие не вызвало интереса, и вскоре о нём забыли. В XVIII в. отношение к открытиям на Тихом океане изменилось, и о достижениях Беринга быстро узнали во всём мире.
Речь шла отнюдь не только о проникновении в ранее не известные края или о путешествиях с научно-исследовательскими целями. В XVIII в. дальние путешествия совершали чиновники и офицеры, следовавшие к месту службы, купцы, миссионеры, любители наживы, искатели приключений. Таких людей становилось всё больше. Ими двигали разные мотивы, но все вместе они способствовали масштабному расширению представлений о мире.
Новой чертой было гораздо большее участие учёных в дальних путешествиях: научные общества и академии добивались, чтобы каждое плавание в неизведанные страны, какие бы цели при этом ни ставились, имело и научный характер. С этой целью в состав экспедиций включались астрономы, географы, ботаники, рисовальщики. Всё чаще организовывались чисто научные экспедиции, хотя обычно они имели и политическое значение.
Путешествия сильно повлияли на круг чтения европейцев. Возник большой спрос на печатную продукцию для тех, кто отправлялся в путь: карты, планы городов, путеводители. Описания дальних стран, как реальных, так и придуманных авторами, прочно вошли в художественную литературу. Рассказывая о других народах, многие авторы давали понять, что речь на самом деле идёт о недостатках устройства жизни в Европе («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта).
Именно в XVIII в. путешествия стали важнейшим элементом культуры. Они позволяли расширить кругозор и приобрести необходимый жизненный опыт. Люди со средствами совершали поездки по своей стране, осматривая достопримечательности и любуясь красотами природы, но всё чаще посещали и другие страны Европы. Богатые дворяне, чтобы завершить образование, стремились побывать в культурных столицах Европы: Париже, Риме, Лондоне. Путешествия в экзотические земли в результате позволяли лучше понимать пути развития человечества и ценность цивилизации.
Помимо тех, кто уезжал надолго, но возвращался домой, всё больше становилось таких, кто навсегда покидал родную страну и искал удачи в других странах Европы или за океаном. Одни бежали от нищеты, другие надеялись начать жизнь заново, третьих вывозили насильно, для того чтобы осваивать заокеанские земли или же очистить города Европы от бродяг и преступников. За океаном, в ещё не обжитом пространстве, меньше отягощённом сословными предрассудками, люди могли начать новую жизнь.
❓ Как и почему в XVIII в. расширился круг людей, совершавших дальние путешествия?
2. География и политика.
К рубежу XVII—XVIII вв. мореплаватели различных стран совершили уже немало кругосветных путешествий. Однако почти все они использовали примерно один и тот же маршрут, когда-то открытый Магелланом. В XVI — первой половине XVIII в. корабли обычно пересекали Атлантику, огибали Южную Америку, затем сворачивали к северу, преодолевали просторы Тихого океана в тропических широтах и оказывались у берегов Филиппин или Новой Гвинеи. К северу и югу от этого маршрута простирались почти не исследованные акватории. Затем экспедиции направлялись через Индийский океан напрямик к южной оконечности Африки и, обогнув её, через Атлантику возвращались в Европу. При этом самая южная часть Мирового океана оставалась вовсе неизвестной: сильный холод, туманы и айсберги редко позволяли морякам проникать южнее 40° южной широты. Не имея достоверной информации, европейские учёные с XVI в. ошибочно полагали, что в южной части земного шара находится огромная, богатая и густонаселённая земля.
Карта мира конца XVII — начала XVIII в. с изображением Неведомой Южной земли
В середине XVIII в. некоторые авторитетные географы были убеждены, что размеры материков в Северном и Южном полушариях должны быть примерно одинаковы. Но лежащие к югу от экватора части Африки и Америки неизмеримо меньше, чем пространства суши на севере. Из этого делался вывод, что на юге Земного шара должна находиться Южная земля, как бы уравновешивающая сушу Северного полушария и сопоставимая с ней по размерам.
Бугенвиль водружает знамя Франции на одном из островов Магелланова пролива. Гравюра XVIII в.
Экспедиция под руководством Луи Антуана де Бугенвиля в 1766—1769 гг., хотя и мало отклонялась от традиционных маршрутов, совершила одно важное открытие. С начала XVII в. земля, обнаруженная испанцами в южной части Тихого океана и названная ими Эспириту-Санто, считалась северным выступом огромной Южной земли. Бугенвиль же доказал, что это сравнительно небольшой остров, за которым к югу продолжается открытый океан. Тем самым Бугенвиль поставил под сомнение кабинетные размышления об огромной Южной земле.
В третьей четверти XVIII в. поиски Южной земли активизировались, и это не случайно. Едва в 1763 г. закончилась Семилетняя война, как между главными противниками — Англией и Францией — началась новая, бескровная война на просторах океанов.
Франция, утратив колонии в Канаде и в Индии, жаждала возместить потери за счёт южных земель и помешать расширению владений Англии. В 1766— 1769 гг. осуществлялась экспедиция Бугенвиля.
Англия также не собиралась останавливаться на достигнутом, и уже в 1764— 1766 гг. отправила две экспедиции в южные моря.
❓ Почему миф о Неведомой Южной земле не могли опровергнуть на протяжении двух веков?
3. Плавания капитана Кука.
Прежние представления о Южной земле окончательно опроверг британский мореплаватель Джеймс Кук. Официально цель его первой экспедиции (1768—1771) была чисто научной: наблюдение редкого астрономического явления, которое можно было видеть либо далеко на севере, либо в тропических широтах Южного полушария, — прохождения Венеры через солнечный диск. В то же время фактически главной целью были поиски Южной земли. Все открытые территории следовало закрепить за Англией.
Кук обследовал восточное побережье Австралии, прежде неизвестное европейцам. Однако вопрос о Южной земле остался открытым.
Когда А. Тасман в 1642 г. обнаружил землю, названную им Новой Зеландией, он был уверен, что это один из северных выступов Южной земли. Однако Кук обошёл вокруг Новой Зеландии и доказал, что речь идёт о двух больших островах; дальше к югу простирался океан. Затем Кук обследовал восточное побережье Австралии, прежде неизвестное европейцам. Однако вопрос о Южной земле остался открытым.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Джеймс Кук
Выходец из бедной семьи, Кук прошёл путь от юнги на торговых кораблях до штурмана и затем капитана британского военного флота.
Среди моряков он пользовался непререкаемым авторитетом, в том числе и потому, что, как ни один другой мореплаватель того времени, заботился о здоровье простых матросов.
Принимая во внимание его открытия и глубокие знания, Лондонское королевское общество, объединявшее лучших учёных Англии, избрало его своим членом.
Во втором плавании (1772—1775) корабли Кука прошли вокруг предполагаемой Южной земли примерно по 60° южной широты, трижды заходили ещё южнее и впервые в истории пересекли Южный полярный круг. Путь дальше на юг преграждали ледяные поля. Однако Кук сделал правильный вывод: хотя большая земля возле Южного полюса, возможно, и существует, но она несопоставимо меньше, чем думали кабинетные учёные, люди там жить не могут и потому из её открытия нельзя извлечь практической пользы. Другой его вывод, что едва ли другие мореплаватели смогут продвинуться к югу дальше, чем он, был опровергнут в 1820 г. русской экспедицией Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, открывшей Антарктиду — единственную реально существующую Южную землю.
В третьем плавании (1776—1779) Кук безуспешно искал северо-западный проход между Атлантическим и Тихим океанами. Предполагалось, что он может оказаться более удобным путём из Англии в страны Востока, чем пути вокруг Африки или к югу от Америки. К тому же англичан пугала активность России в северной части Тихого океана, а также продвижение испанцев вдоль тихоокеанского побережья Америки. В своих поисках Кук прошёл Беринговым проливом в Северный Ледовитый океан и обследовал его часть.
Смерть капитана Кука. Гравюра по картине Дж. Картера
В третьем плавании Кук открыл Гавайские острова (1778). Но здесь он погиб в 1779 г. в стычке с местными жителями. На картине показано, как Кук, прикрывая отступление своих моряков, оказался среди напавших на англичан островитян. Открытым им островам Кук дал название Сандвичевы острова (в честь первого лорда Адмиралтейства графа Сандвича), и это название использовали на всех картах вплоть до конца XIX в. Ныне острова Гавайского архипелага входят в состав США как единый штат.
Научную значимость экспедиций Кука понимали все образованные люди. Показательно, что король Франции Людовик XVI, несмотря на постоянное соперничество двух стран, в 1778 г. распорядился: в случае военных действий против англичан капитаны французских судов, встретившие корабли Кука, обязаны «воздержаться от проявления враждебности» и рассматривать его как представителя «нейтральной или дружественной страны».
Любопытные детали. После смерти Кука участники экспедиции, нуждавшиеся в отдыхе и пополнении припасов, обратились за помощью в Петропавловскую гавань (ныне это г. Петропавловск-Камчатский). Русские тепло встретили английских моряков, снабдили их свежими продуктами. В благодарность за помощь англичане подарили много предметов, приобретённых на островах Океании. Эта коллекция была доставлена в Санкт-Петербург и пополнила Кунсткамеру, положив начало собранию редкостей из Океании.
❓ Какие открытия совершил капитан Кук?
4. Плавание Лаперуза.
Открытия Кука вызвали в Европе огромный интерес к Океании. За последнюю четверть XVIII в. и первые годы XIX в. в водах Океании побывало больше кораблей, чем за предыдущие 250 лет. Основными соперниками в борьбе за Тихий океан оставались Англия и Франция, хотя активизировалась и Испания.
Франция за период 1784—1789 гг. организовала 10 экспедиций в Индийский и Тихий океаны. Самой значительной стала экспедиция Жана Франсуа де Лаперуза (1785—1788). Лаперузу предстояло обследовать тихоокеанские побережья Северной Америки и Азии, найти проход из Тихого океана в Атлантический, открыть и присоединить к Франции новые земли.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ. Жан Франсуа де Лаперуз
Перед отправкой экспедиции Людовик XVI дал Лаперузу такую инструкцию: «Если обстоятельства настоятельно потребуют… от господина де Лаперуза прибегнуть к превосходству своего оружия над оружием диких народов, дабы обеспечить себе вопреки их желанию необходимое для жизни — продовольствие, древесину, воду, пусть он использует силу лишь с величайшей умеренностью и подвергает строжайшему наказанию тех из его людей, которые нарушат приказы. Во всех же остальных случаях, если невозможно будет приобрести дружбу дикарей хорошим обращением, должно стараться сдерживать их страхом и угрозами, не прибегая к оружию — разве что в самом крайнем случае, только для самозащиты и лишь когда будут со всей очевидностью подвергаться опасности корабли и жизни французов, безопасность коих ему доверена. Его Величество станет полагать величайшим успехом экспедиции, если она завершится и не будет при этом стоить жизни ни одному человеку».
❓ О каких характерных для XVIII в. чертах организации путешествий и отношения к неевропейским народам свидетельствует инструкция?
Лаперуз начал плавание из порта Брест во Франции, прошёл сложнейший участок у мыса Горн (в проливе Дрейка, разделяющем Южную Америку и Антарктиду). Затем он посетил о. Пасхи, прошёл вдоль западного побережья Северной Америки, а позже оказался у острова Сахалин, почти неизвестного в Европе. Здесь Лаперуз сделал важное открытие: опроверг распространённое заблуждение, что Сахалин соединён с островом Хоккайдо. Обнаруженный им пролив, разделяющий их, ныне носит имя Лаперуза. Затем экспедиция посетила Австралию, а уйдя оттуда, пропала.
❓ Проследите по карте (на с. 236—237) маршрут экспедиции Лаперуза.
Участники экспедиции Лаперуза измеряют статуи острова Пасхи. Художник Г. де Ванси
Остров Пасхи был открыт голландскими мореплавателями в пасхальное воскресенье 1722 г. (за что и получил своё название). Он широко известен благодаря гигантским каменным статуям, сооружённым задолго до прибытия европейцев. На острове их насчитывается более 800. Ныне остров Пасхи принадлежит Республике Чили.
Исчезновение экспедиции Лаперуза стало во Франции одной из самых обсуждаемых новостей. По легенде, Людовик XVI даже перед казнью интересовался: «Нет ли новостей о Лаперузе?» Экспедицию долго искали, и лишь спустя 40 лет выяснилось, что корабли потерпели крушение у одного из островов архипелага Санта-Крус.
- Почему Франция придавала большое значение экспедиции Лаперуза?
5. Австралия и Океания.
У берегов Австралии Лаперуз встретил британскую экспедицию, которая привезла из метрополии партию заключённых для будущей колонии каторжников. Здесь англичане основали город Сидней. Австралия, прежде не интересовавшая европейцев, теперь начала осваиваться Англией. Это была колонизация уже на других принципах: англичане искали не столько богатств (золото там нашли, но гораздо позже), сколько возможности вывозить из метрополии ненужных там людей, а в перспективе — получить рынки сбыта для своих товаров. Важную роль сыграло и желание не дать Франции усилиться в этом регионе, ведь ещё до Кука и Лаперуза к восточному побережью Австралии подошёл Бугенвиль, и лишь рифы не позволили ему высадиться на землю и принять её во владение Франции.
На просторах Тихого океана взорам европейцев открылись тысячи островов. Их обитатели приспособились к жизни в очень трудных условиях и умело пользовались теми скудными ресурсами, которые могла предоставить им природа. Океанийцы жили в полной изоляции от остального мира. Это способствовало сохранению у них родового устройства общества. Лишь на относительно немногих островах возникли условия для создания государств.
Попадая в эту самую отдалённую от Европы часть земного шара, европейцы как будто совершали путешествие во времени. В океанийцах они видели прошлое человечества. Сходные встречи «настоящего» с «прошлым» происходили и в джунглях Амазонии и Африки, лесах и прериях Северной Америки, льдах Арктики. Европейцы оказывались лицом к лицу с теми, кто находился на совершенно иных стадиях развития. Мир во всех его многообразных проявлениях становился всё более знакомым и обозримым.
❓ Чем колонизация Австралии отличается от более ранних колониальных захватов англичан?
6. Путешествия и открытия начала XIX в.
К концу XVIII в. просторы океанов оказались известны лучше, чем многие труднодоступные внутренние районы Азии, Африки и Америки, и усилия первооткрывателей обратились главным образом в эту сторону.
Любопытные детали. А. фон Гумбольдт считается одним из создателей физической географии как науки. Он занимался географией растений, климатологией, океанографией, историей географических открытий, страноведением. В 1818 г. этот немецкий учёный был избран почётным членом Петербургской академии наук. А в 1829 г. по приглашению Николая I совершил путешествие по России, посетил Урал и Алтай, обследовал Каспийское море.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Александр фон Гумбольдт
Одно из самых знаменитых путешествий рубежа XVIII—XIX вв. совершил немецкий учёный Александр фон Гумбольдт. Скромный чиновник горного ведомства, он, получив наследство, бросил службу и вместе с французским ботаником Э. Бонпланом отправился путешествовать по Америке (1799—1804). Они исследовали бассейн реки Ориноко, изучали вулканы в Андах и в Мексике, собрали огромную коллекцию растений, а вернувшись в Европу, много лет обрабатывали привезённые материалы. По своим научным результатам это было одно из величайших путешествий в истории, хотя Гумбольдт и Бонплан не открыли новых земель, гор или рек. Зато методы их исследований стали образцом для научных экспедиций XIX в.
Как и плавания XVIII в., сухопутные путешествия конца XVIII — начала XIX в. были тесно связаны с политикой.
В Северной Америке первооткрыватели из США искали пути на запад, к Тихому океану. Они выполняли одновременно разные задачи: прокладывали маршруты для потоков переселенцев; разведывали новые территории; стремились опередить потенциальных соперников в этом регионе в преддверии возможного конфликта.
В Африке экспедиции решали научные задачи: например, искали, где истоки Нила или нижнее течение реки Нигер. Однако эти научные задачи были неотделимы от военно-стратегических: Англия и Франция, готовясь к разделу Африки, нуждались в информации о путях сообщения, природных ресурсах, климате, населении…
Среди исследователей было немало бескорыстных поборников науки, но их открытия, хотели они того или нет, ставились на службу экспансии и колониализму.
❓ Почему Гумбольдт считается одним из величайших географов своего времени, хотя он не открывал новых географических объектов?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
В XVIII — начале XIX в. были совершены важные географические открытия, позволившие лучше узнать Землю. Они были тесно связаны с политикой. В то же время, знакомясь с миром и встречаясь с другими народами, европейцы глубже понимали и самих себя.
Вопросы и задания на стр. 169
- Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Как вы думаете, почему король считает нужным лично инструктировать мореплавателя?
- Какую роль сыграли путешествия в развитии европейской науки и культуры XVIII в.?
- Почему мореплаватели так упорно искали Южную землю? Чем закончились эти поиски?
- Почему наибольшее число исследовательских экспедиций в XVIII — начале XIX в. отправляли именно Англия и Франция?
❓ Работаем с хронологией. Расположите в хронологической последовательности события: 1) начало экспедиции де Лаперуза к о. Сахалин; 2) начало первой экспедиции Дж. Кука; 3) путешествие А. фон Гумбольдта и Э. Бонплана по Америке; 4) смерть Дж. Кука.
Работаем с источником. Прочитайте отрывки из отчёта Джеймса Кука о его втором плавании, выполните задания и ответьте на вопросы.
«Я обошёл океан южного полушария на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания.
Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убеждён, что такая земля там есть, и возможно, что мы видели часть её. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов, всё это доказывает, что земля на юге должна быть.
Три года и 18 дней плавал я вдали от Англии, и за это время, несмотря на частую перемену климата, потерял только четырёх человек, и из них только один умер от болезни. Поэтому я не могу не упомянуть…о мерах, которые способствовали тому, что по воле Провидения я добился столь необычного успеха в сохранении здоровья моих людей.
Квашеная капуста, которую мы имели в избытке, не только превосходный вид растительной пищи, но и прекрасное противоцинготное средство. Лимонный и апельсиновый соки с успехом применялись нашим лекарем для излечения цинги.
Команда несла вахту в три смены (от этого правила отступления допускались лишь в исключительных случаях). Таким образом, люди не были подвержены всё время воздействию дурной погоды и всегда имели возможность высушить и сменить свою одежду.
Особенное внимание я обращал на сушку и проветривание гамаков, постелей и одежды, требуя, чтобы постельные принадлежности, бельё и верхнее платье всегда содержались чистыми и сухими. Эти же требования предъявлялись и ко всем межпалубным помещениям.
Опасности и трудности плавания в холодных водах в известной мере возмещались единственной радостью — свежей водой, которую мы получали в огромном количестве, перетапливая лёд».
❓ 1. Определите основные темы фрагментов отчёта Кука и дайте им краткие заглавия. 2. Что можно сказать о кругозоре, интересах и чертах характера Кука на основании приведённых отрывков? Свой ответ обоснуйте. 3. О каких заслугах и достижениях Кука, помимо географических исследований, свидетельствуют приведённые отрывки? 4. Для каких сфер жизни могли быть полезны наблюдения мореплавателя?
❓ Работаем с понятиями. Объясните происхождение и смысл понятия «исследовательская экспедиция».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 8 класса § 23─24. Вокруг света во времена капитана Кука (1-я часть). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §23. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 8 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.