Государственный учебник с 2025 года: Всеобщая история 8 класс Введение читать. Мединский Чубарьян «История Нового времени. XVIII — начало XIX в. для 8-го класса». Ознакомительный фрагмент/цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Всеобщая история Госучебник Введение.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
История Нового времени 8 класс
Госучебник. Введение
1. О связи времён и событий.
В 7 классе вы изучали раннее Новое время. Граница между ним и собственно Новым временем (как зачастую называют XVIII и XIX вв.) очень условна, исторические события происходят без оглядки на календарь. И всё же вы увидите, насколько XVIII столетие отличается от предыдущих.
С чем Европа вступала в XVIII век? Продолжалось развитие национальных государств — независимых от других, отстаивавших собственные интересы. Они стремились к внутреннему единству. Государственная власть в них усиливалась и претендовала на то, чтобы быть абсолютной, т. е. ни от кого не зависящей (ни от папы римского, ни от императора, ни от местного дворянства). Она опиралась на бюрократию — работавших в органах управления чиновников, а также на профессиональную армию.
С окончанием религиозных войн утвердилась идея веротерпимости, мирного сосуществования между людьми различных конфессий.
Просвещение — возникшее в последние десятилетия XVII в. новое идейное течение — поставило множество вопросов о взаимоотношениях между государством и обществом, о природе власти монархов, об их ответственности перед своими народами.
В XVIII в. философия просветителей приобретёт огромную популярность по всей Европе, они станут властителями умов и советниками государей. Во второй половине столетия с их помощью пройдёт новая волна реформ, направленных на создание более эффективного государственного аппарата, дальнейшую централизацию управления, уменьшение роли церкви. И наконец, ближе к концу века произойдут две революции, участники которых станут использовать идеи просветителей. Одна из них приведёт к возникновению совершенно нового государства — Соединённых Штатов Америки, другая преобразит Францию, а вслед за ней и всю Европу.
В экономике продолжится развитие тех тенденций, начало которым было положено в раннее Новое время. Будут стремительно увеличиваться объёмы торговли, в том числе заморской. Монархи по-прежнему будут проводить политику меркантилизма и протекционизма. Всё большую роль будет играть капитализм, продолжатся борьба за рынки сбыта и сырья, торговые войны. Если в XVII в. в них противостояли друг другу две наиболее экономически развитые страны Европы — Соединённые провинции (ныне — Нидерланды) и Англия, то XVIII столетие пройдёт под знаком соперничества Англии и Франции.
Проникновение капитализма в сельское хозяйство будет разрушать традиционные отношения между сеньором и крестьянами. Капитализм откроет возможности для применения новых технологий в земледелии, увеличения производства сельскохозяйственной продукции и позволит прокормить стремительно растущее население Европы.
Одновременно продолжится обеднение дворянства, оно станет ещё больше зависеть от щедрот королевской власти. Монархи столкнутся с невозможностью обеспечить финансирование растущих государственных расходов при сохранении старых, унаследованных от Средневековья налоговых систем. Часть крестьян потеряет землю, расширение крупного промышленного производства приведёт к массовому разорению ремесленников.
К концу XVII в. изменится и повседневная жизнь людей. Научная революция превратит учёного в профессионала и покажет, что природа живёт по своим законам, а человеку необходимо лишь познать их и обратить себе на пользу. Она принесёт с собой множество изобретений: от термометра до телескопа, от шприца до минутной и секундной стрелок часов. Новые представления о мире позволят мореплавателям отныне более уверенно ориентироваться в пространстве.
В XVIII в. столь ярких перемен уже не случится, и всё же жизнь европейцев за столетие изменится весьма существенно. Будут расти города, но власти начнут задумываться о том, чтобы организовать жизнь в них более рационально и сделать её удобнее. Мода, мебель, питание станут значительно разнообразнее. Улучшение путей сообщения приведёт к тому, что европейцы будут намного чаще путешествовать.
Уже в XVII в. упрочились связи между континентами, с карты мира исчезли многие белые пятна. После крушения испано-португальской колониальной монополии в борьбу за заморские территории вступили другие европейские державы: Соединённые провинции (ныне — Нидерланды), Франция, Англия, Пруссия (ныне — часть Германии), Швеция, Дания. Даже такие крошечные страны, как Курляндия (располагалась на территории современной Латвии), — и те пытались завести себе колонии. В XVIII в. победители в этой гонке приступят к переделу мира, одним из центральных международных конфликтов будет постоянное соперничество между колониальными державами. Десятки научных экспедиций, открытие новых земель, потрясающий воображение рост заморской торговли станут приметами этого столетия.
Значительные изменения произошли к началу XVIII в. в странах Востока. Резко ослабели прежде могущественные «пороховые империи» — Османская империя и Иран, а держава Великих Моголов в Индии, хотя внешне и находилась на вершине могущества, фактически к тому времени уже подорвала свои силы и оказалась на пороге упадка.
Растущее воздействие на судьбы стран Востока оказывали европейцы. Само их присутствие нарушило существовавший там баланс сил. Судьба держав Востока в XVIII в. не в последнюю очередь зависела от того, будут ли власти поощрять проникновение европейцев или же бороться с ним. Япония уже в XVII в. взяла курс на политику самоизоляции, остальным странам предстояло принять решение в XVIII в. Однако речь шла лишь о том, в какие сроки Запад сможет диктовать Востоку свою волю и в каких именно формах.
Это тоже станет одной из отличительных черт XVIII столетия: Европа начнёт определять судьбы мира.
2. Как работать с учебником.
Учебник содержит учебные материалы, излагающие важнейшие исторические события, описывающие явления и процессы изучаемого периода. Учебный текст сопровождается картами, схемами, иллюстрациями, вопросами и заданиями. В конце учебника находится рубрика «Готовимся к аттестации», которая поможет вам подготовиться к государственному экзамену, а также приведены словарь понятий и терминов, список основных событий и интернет-ресурсов. Начиная знакомство с новым параграфом, обратите внимание на его название, изучите главную иллюстрацию параграфа, которая ярко характеризует тему. Познакомьтесь с основными понятиями и терминами, синхронистической таблицей важнейших дат.
Для ответа на главный вопрос урока необходимо вспомнить не только текст параграфа, но и материалы рубрик в конце темы. Прежде чем дать ответ на главный вопрос главы, вспомните и обдумайте все изученные темы, прочитайте итоги главы, ответьте на вопросы и выполните задания к главе, сложные проблемы обсудите с учителем и одноклассниками. В конце каждой главы вы найдёте темы проектов и списки дополнительных материалов: фильмов, музыкальных произведений, научно-популярной и художественной литературы.
Исторические понятия и термины в тексте параграфов выделены курсивом. Имена исторических персоналий — курсивным и полужирным, а дат — полужирным начертанием шрифта.
Вы смотрели: Всеобщая история 8 класс Введение читать. «История Нового времени. XVIII — начало XIX в.»; авторы: Мединский Чубарьян . Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Всеобщая история Госучебник Введение.