Всеобщая история Госучебник §1

Государственный учебник с 2025 года: Всеобщая история 8 класс параграф 1 читать страницы 7 — 15 «§ 1. Преображение Европы» (авторы: Мединский Чубарьян). Цитаты из учебника «История Нового времени. XVIII — начало XIX в. для 8-го класса» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Всеобщая история Госучебник §1 стр. 7-15.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

История Нового времени 8 класс

ГЛАВА I. ВЕК ПЕРЕМЕН

Ужин философов. Художник Ж. Юбер
«Карты мира были совсем не те, что сегодня: белые пятна занимали большую часть Африки, Америки, Азии; Австралия вообще появляется только к концу столетия, Антарктиды нет и в помине. Это была эпоха париков, карет, менуэтов, треуголок; эпоха разума, книг с очень длинными названиями, „Марсельезы“ и гильотины».

Советский историк Н. Эйдельман

❓ Какие изменения в политической, экономической, социальной и культурной жизни Европы происходят в XVIII в.?

§ 1. Преображение Европы

❓ Какие факторы оказались решающими для преображения Европы в XVIII в.?
🔎 • «европейское чудо» • модернизация • капитализм • аграрная революция • транспортная революция • европейское разделение труда • «треугольная торговля»
👤 • Томас Мальтус

Вид на мыс острова Сите от порта Сен-Николя. Художник А. Ноэль

1. Европа становится лидером мира.

Примерно до XVI в. Европа отнюдь не была самым развитым регионом мира. Ряд стран Востока, особенно Китай, опережали её и по стоимости произведённых товаров и услуг, и по темпам роста городов, и по уровню грамотности населения — не говоря уже о его численности.

Только к XVIII в. европейское общество накопило тот потенциал, который обеспечил ему начало стремительного экономического роста: темпы развития наиболее успешных европейских стран — Нидерландов, Англии, Франции — сильно возросли. Это позволило Европе превзойти страны Востока. Появление к концу XVIII в. машин и фабрик заложило фундамент бурного развития европейской промышленности в следующем, XIX в. Этот взлёт оказался настолько стремительным, что историки даже стали его называть «европейское чудо».

Изготовление железа. Иллюстрация из «Энциклопедии…» Ж. Л. Д’Аламбера и Д. Дидро
Созданная просветителями «Энциклопедия наук, искусств и ремёсел» стала одним из важнейших книгоиздательских проектов XVIII в. Помимо прочего, в ней содержались справочные сведения о существовавших в тот момент передовых технологиях, приборах и инструментах. (Подробнее об «Энциклопедии…» и её роли в истории вы узнаете в § 2.)

Основой «европейского чуда» стало совпадение во времени и пространстве нескольких факторов. Причём часть из них от европейцев не зависела.

Во-первых, удачное географическое расположение. На значительной части Европейского континента не было иссушающей жары или сильной стужи, плодородные почвы позволяли получать достаточно большие урожаи, чтобы прокормить население. Избежала Европа и разрушительных набегов кочевников: арабы в VIII в., завоевав Испанию, дошли только до юга Франции; монголы, пройдя через Восточную Европу, повернули назад, а османы угрожали лишь балканским и средиземноморским странам.

Во-вторых, политический строй. Ни одному государству не удалось объединить Европу под своей властью. Ни империя Карла Великого, ни Священная Римская империя не смогли преодолеть политическую раздробленность континента. Европа оказалась разделена на множество государств различного размера. Все они постоянно взаимодействовали и соперничали друг с другом.

В Европе процветала конкуренция; различные сословия и социальные группы, города и даже ремесленные или университетские корпорации обладали своими правами и вольностями. Государство же стремилось, насколько это было возможно, гарантировать закон и порядок — залог быстрого и успешного экономического развития.

Какие ещё факторы сказались на росте могущества европейских стран?
Великие географические открытия позволили Европе получить доступ к заморским ресурсам. Купцы богатели, население осваивало новые виды сельскохозяйственных продуктов, американское золото и серебро способствовали оживлению денежной экономики.

Ещё один фактор — Реформация. Она дала мощный импульс развитию континента: европеец получил возможность сам выбирать себе веру. Со временем протестанты оказались больше, чем католики, нацелены на личное преуспевание, стремились занять более высокое положение в обществе. Возникла конкуренция и конфессий, и политических элит: прежняя «единая» Европа, миссия которой заключалась в том, чтобы нести христианскую веру остальному миру, ушла в прошлое.

Европа активно ввозила с Востока не только товары, но и технологии, научные трактаты. Важнейший вклад в «европейское чудо» внесла научная революция и сопровождавшие её открытия в астрономии, математике, механике, физике, химии, медицине. Человек начал активно познавать законы, которые лежали в основе окружающего его мира. Соединение науки с практикой породило череду открытий — телескоп, микроскоп, барометр, термометр, паровой двигатель, новые виды вооружений. «Военная революция» и революция в образовании всего за несколько веков изменили Европейский континент.

Реформация, сопровождавшие её изменения в обществе, распространение грамотности и книгопечатания, публикация многочисленных политических, экономических и философских трактатов, развитие капитализма — всё это расшатывало традиционный миропорядок. С XVI в. Европа начинает постепенно порывать с традициями, начинается модернизация — переход от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведение структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствие с требованиями времени.

Таким образом, в то время как большая часть мира жила в рамках традиционного общества с его темпами развития и приоритетами, Европа претендовала на то, чтобы стать лидером мира, и начинала диктовать ему свою волю.

❓ Как Реформация и Великие географические открытия заложили фундамент модернизации?

2. Рост населения.

Для Средних веков и раннего Нового времени была характерна ситуация, когда высокая рождаемость сопровождалась высокой смертностью. Очень много людей умирало из-за эпидемий и войн, превратностей климата, голода, плохой гигиены и низкого уровня развития медицины. В благоприятные годы население росло; но потом по указанным выше причинам снова сокращалось.

В XVIII в. во многих европейских странах положение стало меняться: смертность начала снижаться и продолжительность жизни увеличилась (в среднем на 10 лет). Общая численность населения постепенно росла, и рост не сменялся падением. Точные цифры назвать невозможно, но, по подсчётам историков, население Европы за век увеличилось примерно с 110—120 млн до 187 млн человек. К концу века каждый пятый житель Земли был европейцем.

У снижения смертности было много причин. Прежде всего, улучшился климат, стало немного теплее, уже не было таких холодных зим, как раньше. Кроме того, полным ходом шла аграрная революция: в сельском хозяйстве стали чаще использовать новые методы и технологии, увеличивались посевы новых для Европы культур — картофеля и кукурузы. Эти завезённые из Нового Света продукты позволяли прокормить урожаями с меньшей площади земли большее число людей. Наконец, не происходило эпидемий европейского масштаба, истреблявших целые города. В Европе научились устанавливать и соблюдать карантин; постепенно улучшались санитарные условия (кладбища выносили за городскую черту, европейцы постепенно привыкали следить за чистотой).

Рост населения оказался столь впечатляющим, что начал пугать современников. В 1798 г. появился знаменитый трактат англичанина Томаса Мальтуса «Опыт закона о народонаселении». В нём говорилось: «Закон этот состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». Возникла теория о зависимости экономического развития от демографии — «мальтузианство», ныне признанная спорной. Мальтус опасался, что вскоре человечеству нечем будет питаться, однако в реальности, как мы знаем, этого не произошло. Рост населения способствовал увеличению спроса на продукты питания и промышленные товары, производить их становилось всё более выгодно.

❓ Был ли рост населения благом для Европы? Обоснуйте свою точку зрения.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭПОХИ. Из трактата Т. Мальтуса «Опыт закона о народонаселении»
«…Мы можем признать несомненным то положение, что если возрастание населения не задерживается какими-либо препятствиями, то это население удваивается через каждые 25 лет… Несравненно труднее определить размер возрастания произведений земли. Тем не менее мы уверены, что размер этот не соответствует тому, который проявляется при возрастании населения.
Миллиард людей по закону народонаселения должен удвоиться через 25 лет, точно так же, как и тысяча человек; но нельзя получить с прежней лёгкостью пищу для пропитания быстровозрастающего населения. Человек стеснён ограниченным пространством; когда мало-помалу, десятина за десятиной, будет занята и возделана вся плодородная земля, увеличение количества пищи может быть достигнуто не иначе, как только путём улучшения занятых ранее земель. Эти улучшения, по самим свойствам почвы, не могут сопровождаться постоянно возрастающими успехами, в то время как население, если оно находит средства существования, возрастает безгранично и это возрастание становится, в свою очередь, причиной нового возрастания. Всё, что нам известно о Китае и Японии, даёт нам право сомневаться в том, чтобы при наибольших усилиях человеческого труда можно было достигнуть удвоения количества произведений земли, даже в возможно длинный период времени».

❓ В чём Мальтус видит стоящую перед человечеством опасность? Сбылись ли, по вашему мнению, предсказания Мальтуса?

3. Наступление капитализма.

В XVIII в. ускоряются те экономические процессы, которые начались ещё в раннее Новое время. Увеличивается количество денег в экономике, растёт число покупателей товаров и потребителей услуг. При наличии широких рынков сбыта предприниматели всё чаще прибегают к капиталистическим методам — используют наёмный труд, вкладывают прибыль обратно в производство, стремятся обустроить хозяйство рационально, ищут способы развития производства в кредит. Страны, в которых шире распространялся капитализм, богатели. Уровень развития различных регионов Европы становился всё более неравномерным. Быстрее всех богатела Англия: там капитализм внедрялся наиболее активно, в XVIII в. была завершена аграрная революция — перестройка сельского хозяйства ради увеличения его производительности и доходности. Успехи были настолько впечатляющими, что теперь английский крестьянин кормил 12—13 человек, а не троих, как было в Средние века. За аграрной революцией последовала промышленная революция — переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам с машинным производством. Это вывело Англию в безоговорочные лидеры Европы.

Капитализм изменил структуру европейской промышленности. Как вы знаете, в XVII в. в городах преобладали цехи и гильдии, которые контролировали производство многих промышленных товаров и зачастую мешали нововведениям, значительная доля товаров производилась не в городах, а на селе, и только крупная промышленность была сосредоточена на мануфактурах. Теперь же, в XVIII в., в Англии, Нидерландах и частично во Франции на мануфактурах начинает производиться больше товаров, чем в рамках цехов. А в ходе промышленной революции станут появляться и фабрики.

❓ Какие признаки говорят, что хозяйство ведётся капиталистическими методами?

4. Начало транспортной революции.

В начале XVIII в. для перевозки людей и товаров использовались традиционные пути сообщения, не менявшиеся на протяжении столетий.

Скорость передвижения зависела от качества дорог: в центре Европы они были получше, на периферии — похуже. Быстрее всего перевозилась почта: в середине века в Венецию из Москвы она доходила примерно за 6 недель, из Лиссабона — за 5, но из Нидерландов или Парижа могла добираться и неделю с небольшим. Даже при смене лошадей проехать за день больше 100 километров было едва ли возможно. Товары перемещались более неспешно, обычно со скоростью запряжённой в повозку лошади. В распутицу многие дороги и вовсе становились непроезжими. Перевозка грузов по суше была медленной и затратной, кроме того, дороги не справлялись с возросшим потоком тяжёлых грузов (таких, как уголь и металлы). Там, где это было возможно, тяжёлые грузы старались перевозить по рекам и каналам. Так поступали, например, в Нидерландах. Это зачастую оказывалось и дешевле, и быстрее.

Ситуация стала меняться благодаря транспортной революции — долгому процессу, начавшемуся в XVIII в. с улучшения имеющихся средств сообщения и закончившемуся в XIX в. с развитием железных дорог.

Дилижанс и шестёрка лошадей. Гравюра XVIII в.
Многие путешественники по-прежнему передвигались пешком, на собственных лошадях или в собственных повозках, хотя по дорогам уже ходили дилижансы — многоместные кареты, перевозившие пассажиров между городами. Но и такое путешествие трудно было назвать комфортным. Как писал один из современников, эти повозки столь узкие, что, «готовясь к выходу, каждому приходится просить соседа вернуть его ногу или руку… Если же, на беду, окажется путешественник с большим пузом или широкими плечами, он измучит всех и придётся либо страдать, либо выходить».

Первой из всех европейских стран решать транспортные проблемы стала Англия. Внедрялись новые виды дорожного покрытия, которые предохраняли дороги от разрушения при перевозке тяжестей; появились новые виды повозок, обладавшие большей грузоподъёмностью; строились платные дороги. К 1800 г. в Англии примерно пятая часть всех дорог была платной: взимаемая плата за проезд помогала поддерживать их в хорошем состоянии. Это позволило увеличить скорость передвижения: когда четвёрка лошадей тянула повозку с тонной груза по обычной дороге, за день удавалось преодолеть около 20 км, по платной дороге она могла тянуть полторы тонны и пройти уже 30 км в день.

Большие деньги вкладывались и в строительство каналов, и в то, чтобы сделать реки более пригодными для перевозки грузов: всего за половину века протяжённость пригодных для навигации рек увеличилась в Англии вдвое. Возможность перевозить по рекам и каналам тяжёлые грузы позволила увеличить производство угля и понизить его стоимость, сделав его более доступным.

❓ Почему была необходима транспортная революция?

5. Торговля преображает мир.

Транспортная революция оживила европейскую торговлю: довезти грузы до моря или до соседних стран стало проще и дешевле. И всё же до XIX в. морские пути были более важными. Настоящий выход в мир европейским государствам по-прежнему давали морские порты: нередко быстрее было доплыть до другого государства, чем добраться по бездорожью до отдалённых уголков своей собственной страны. Порты давали возможность расширять производство, находить новые рынки сбыта.

Так возникало европейское разделение труда: страны уже не стремились обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Из Восточной Европы на кораблях везли зерно, древесину, лён, пеньку, Северная Европа экспортировала металлы. Соединённые провинции делали состояния на посреднической торговле и продавали продукцию своей промышленности. Англия вывозила ткани, а впоследствии — множество промышленных товаров. Франция удовлетворяла стремление других стран следовать за модой. Покупки иностранных товаров стали привычными.

Покупались и продавались не только товары, но и ценные бумаги — акции, векселя (долговые расписки). Если раньше купцы везли товары на известные всей Европе ярмарки, то теперь становились популярными биржи — места, где обменивались не только товарами, но и ценными бумагами. Сами товары зачастую на биржу не доставлялись, там лишь заключались сделки. Центром международных займов стал Амстердам. Биржи позволяли всё более свободно перемещать деньги и товары по Европе, помогали государствам и частным лицам получать кредиты. В XVIII в. расцвела также европейская заморская торговля: Европа наладила прочные контакты с Азией, Северной и Южной Америкой, побережьем Африки. Если за 1700—1770 гг. объём торговли Англии со странами Европы вырос всего на 6 %, то объём торговли с Америкой — почти в 7 раз. Из-за океана ввозили так называемые колониальные товары — чай, кофе, сахар, пряности, хлопок, табак. Дешёвые индийские хлопчатобумажные ткани везли в Европу, Америку и даже в Африку.

Этот подъём едва ли было возможно обеспечить силами одних только купцов, без участия государств. С XVII в. европейские страны начинают вести между собой торговые войны. По-прежнему процветала политика меркантилизма, основанная на убеждённости в том, что страна должна продавать как можно больше, а покупать как можно меньше, чтобы золото не уходило за рубеж.

Возникло такое понятие, как «треугольная торговля»: из Великобритании и Франции корабли отправлялись к западному побережью Африки, там закупались рабы, продавались в Вест-Индии или на американском континенте, затем суда загружались колониальными товарами и плыли обратно в Европу.

Большие доходы от внешней торговли получали европейские порты (Бордо, Бристоль, Ливерпуль, Нант и др.). Они богатели и преображались: появлялись благоустроенные набережные, ширилось каменное строительство.

Торговая и колониальная экспансия Европы в XVIII в. потрясает воображение. За 100 лет размеры территории, контролируемой европейцами, выросли в несколько раз. «Европейское чудо» стало реальностью. Отныне на протяжении двух веков мир в значительной степени будет зависеть от Европы.

❓ Каковы были причины роста международной торговли в XVIII в.?

Любопытные детали. Для России в XVIII в. были характерны во многом схожие тенденции. Её население увеличилось за столетие в 2 с лишним раза (с учётом новых территорий). С царствования Петра I началась активная модернизация путей сообщения. К концу века Российская империя обладала 16 портами, через которые вела внешнюю торговлю. Вскоре после восшествия на престол Екатерина II провозгласила принцип свободы промышленной деятельности, отменила монополии. В 1775 г. был издан особый манифест, позволявший открывать предприятия без специального разрешения чиновников.

Корабль, перевозящий невольников. XVIII в.
Отдельной позорной страницей истории XV— XVII вв., а затем и XVIII в. стала работорговля. Лидировала здесь тоже Англия — до 40 % рабов перевозились именно на её кораблях. Рабов выменивали у африканских вождей на огнестрельное оружие, безделушки, металлы, ткани, спиртные напитки.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Опираясь на опыт и достижения предыдущих столетий, в XVIII в. Европа становится в экономическом отношении лидером всего мира. Развитие капитализма и продолжающаяся аграрная революция меняют жизнь. Население и экономика растут, устанавливаются прочные торговые связи с Азией, Африкой и Америкой, ширится торговая и колониальная экспансия.

Вопросы и задания (стр. 15)

  1. Какое влияние оказала Научная революция на появление «европейского чуда»?
  2. Назовите наиболее крупные европейские города. Каковы причины их могущества?
  3. Какие новые возможности открыла транспортная революция?
  4. Что, с вашей точки зрения, заставило Европу провести модернизацию?
  5. В чём состояло европейское разделение труда?

Работаем с источником

Прочитайте отрывок из книги судового врача А. Фальконбриджа «Отчёт о работорговле на побережье Африки» (1788) и ответьте на вопросы.

«Как только бедные африканцы, купленные на ярмарках, попадают в руки чёрных торговцев, они испытывают самые серьёзные из всех страданий, на которые отныне обречены. И нет ни малейших сомнений в том, что даже до того, как попасть на ярмарки, большое их количество погибает от жестокого обращения, голода, путешествия через негостеприимные пустыни… Им дают столь немного еды, что её едва достаточно, чтобы поддерживать силы. Кроме того, они открыты всем частым неистовым ливням, от которых их прикрывают лишь циновки — слабая защита.

Но и после того, как они становятся собственностью европейцев (от которых, как от цивилизованных людей, можно было бы ожидать более гуманного обращения), их положение не улучшается. С ними обращаются не менее жестоко. Как только негров доставляют на борт корабля, их сразу же приковывают друг к другу попарно ручными и ножными кандалами. После этого их отправляют под палубы. Их набивают столь плотно, что они могут лишь лежать на боку. Настилы представляют собой нечто вроде полок, идущих от бортов корабля к его центру. И на, и под полку негров набивают в одинаковой степени».

❓ 1. Каковы были условия содержания африканских рабов? 2. Как вы думаете, что заставляло работорговцев содержать их в таких условиях?

Работаем с понятиями

Объясните происхождение и смысл понятия «колониальная экспансия».

❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.

 


Вы смотрели: Всеобщая история 8 класс параграф 1 читать «Преображение Европы» (авторы: Мединский Чубарьян). Цитаты из учебника «История Нового времени. XVIII — начало XIX в. для 8-го класса» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Всеобщая история Госучебник §1.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней