Государственный учебник с 2025 года: Всеобщая история 8 класс параграф 2 читать страницы 16 — 23 «§ 2. Эпоха Просвещения» (авторы: Мединский Чубарьян). Цитаты из учебника «История Нового времени. XVIII — начало XIX в. для 8-го класса» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Всеобщая история Госучебник §2 стр. 16-23.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
История Нового времени 8 класс
§ 2. Эпоха Просвещения
Первое издание «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел» в 35 томах. Главными редакторами были Жан Д’Аламбер и Дени Дидро
❓ В чём состояли достоинства и слабости общественной мысли Просвещения?
🔎 • рационализм • секуляризация • натурализм • естественные права • естественная мораль • общественный договор • теория разделения властей
👤 • Локк • Монтескьё • Вольтер • Руссо • Дидро • Д’Аламбер
1. Что такое Просвещение.
В период Средневековья для всех жителей европейских стран объединяющим началом была религия. Вера позволяла каждому человеку ощущать себя частью единого целого, ведь все христиане — братья во Христе. Однако Реформация лишила западноевропейцев такого ощущения: единое прежде христианское сообщество раскололось. Католики и протестанты смертельно ненавидели друг друга и пытались уничтожить в ходе религиозных войн, длившихся более столетия. Религия перестала сближать людей, но, напротив, стала разъединяющим фактором. И европейские интеллектуалы принялись искать ей замену.
Большие успехи научной революции XVII в. породили идею о том, что человеческий разум имеет огромную силу. Стало казаться, что возможности разума безграничны, а значит, ему по силам познать также устройство общества и его законы. Это знание должно было открыть путь к преодолению социальных противоречий и достижению идеала. Начиная с последних десятилетий XVII в. в странах Европы, а потом и Америки стали появляться философские труды, авторы которых пытались объяснить природу и общество без опоры на религию, силами своего «разума». И постепенно у многих людей, кто читал такие сочинения, религия стала занимать в жизни всё меньшее место.
В XVIII в. культура и общественная жизнь стран Европы и Америки претерпели большие изменения. Перемены заключались в распространении светских представлений о мире и обществе. Этот процесс современники повсюду называли одним словом — Просвещение. Философские и общественно-политические теории разрабатывались в разных странах Европы различными мыслителями Просвещения (их называли просветителями). Но у всех теорий были общие черты: рационализм, стремление к секуляризации, натурализм.
Рационализм означал веру в то, что человеческий разум — это главный источник знаний и критерий истины. Подобный взгляд на вещи, бесспорно, способствовал научному познанию мира. Однако он имел и определённые недостатки. Чей разум всесилен? Большинство просветителей не имело на сей счёт сомнений — конечно же их собственный. Но знания любого человека всегда ограниченны, и на свете существует гораздо больше того, чего он не знает, нежели того, что ему известно. Просветители же всё, что не могли объяснить при помощи своего разума, считали «предрассудками» и «суевериями», которые надо устранить. В результате они относили к «предрассудкам» большинство традиций и обычаев, поскольку далеко не каждый мыслитель достаточно хорошо знал историю, чтобы объяснить их происхождение.
Частью теории просветителей было также стремление к секуляризации общественной жизни (т. е. приданию ей светского характера) и призыв к веротерпимости. Хотя далеко не все просветители полностью отвергали религию, подавляющее большинство из них призывало к ограничению её роли в обществе и осуждало религиозный фанатизм.
Натурализм — это склонность считать природу ключом к пониманию всех явлений. Пытаясь найти замену религии как основы морали, многие просветители утверждали, что мораль изначально была свойственна природе некогда существовавшего «естественного человека». Считалось также, что этот «естественный человек» изначально, в силу своей человеческой природы, обладал некими «естественными правами». Все эти утверждения просветителей носили теоретический характер и не имели под собой никакой основы (не опирались, например, на данные истории или этнографии, которые в действительности показывают, что и мораль, и право — это продукт исключительно человеческого общества и сами по себе в природе не существуют). Тем не менее просветители делали из своей гипотезы выводы о том, что все недостатки общества — результат тирании, заблуждений и предрассудков, которые лишили людей их «естественных прав» и «естественной морали». Отсюда следовало: надо избавить людей от заблуждений, чтобы затем восстановить их «естественные права» и вернуть их к «естественной морали». Первую задачу сторонники идей Просвещения решали, занимаясь в своих странах развитием образования. Теория же «естественных прав» находила применение в основном лишь во время революций. Критики этой теории полагали, что, произвольно составляя перечень таких прав, можно было обвинить любое правительство в их нарушении и на этом основании потребовать его низвержения.
❓ Какие характерные особенности имела просветительская мысль?
2. Где началось Просвещение.
Раньше, чем в других странах, — уже в конце XVII в. — Просвещение началось в Англии. Славная революция 1688— 1689 гг. предоставила населению страны достаточно широкие права и свободы.
Первый из просветителей — Джон Локк — сформулировал в своих сочинениях теоретическое обоснование произошедших перемен. Локк служил врачом и воспитателем в семье крупного аристократа, а в свободное время писал труды по философии, политике и педагогике. Он утверждал, что люди когда-то создали государство, заключив между собой общественный договор. По этому соглашению они передали правителю часть своих прав, с тем чтобы он защищал всех членов общества. Граждане, считал Локк, имеют право сменить правителя. Предполагалось, что именно это и произошло во время Славной революции. Ещё одним важным вкладом Локка в общественную мысль стала теория разделения властей. Она рекомендовала выделять три ветви власти: законодательную, исполнительную (для внутреннего управления, включая судопроизводство) и федеративную (для внешней политики).
Для воззрений Локка уже характерна та противоречивость, которая будет свойственна многим теориям Просвещения. Говоря о важности соблюдения прав людей, он имел в виду прежде всего белых имущих граждан. Локк не только не распространял эти требования на чернокожих, но и сам с выгодой участвовал в работорговле.
Локк ратовал за веротерпимость, однако на практике считал её необходимой лишь по отношению к различным направлениям протестантизма, но не к католикам и атеистам.
Джон Локк. Художник Г. Неллер
Этот портрет философа был написан в 1697 г. Готфридом Неллером — английским придворным художником. Позже картина была продана Екатерине II и вместе с рядом других полотен помещена в собрание Эрмитажа. С тех пор портрет находится в России. В наши дни его можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
❓ В чём состояла противоречивость воззрений Локка?
3. Как французские просветители стали
властителями дум в Европе и Америке.
В культурной жизни XVIII в. Франция занимала особое место. Она была законодательницей мод, в том числе в изящных искусствах и литературе. Французский язык служил языком международного общения. Труды авторов из Франции распространялись далеко за её пределами, находя себе читателей практически во всех частях Европы и Нового Света.
Ни одна другая страна не имела столько всевозможных академий, научных и читательских обществ, литературных салонов и других интеллектуальных объединений, как Франция. Возможно, именно поэтому французское Просвещение отличалось чрезвычайным многообразием идей и теорий.
Историю французского Просвещения обычно начинают с Шарля Луи де Монтескьё. В 1748 г. он опубликовал фундаментальный политический трактат «О духе законов». Там он доказывал, что каждое государство — продукт длительного исторического развития. При этом нет такой формы правления, которая была бы одинаково хороша для всех времён и народов. В зависимости от исторических особенностей и климата той или иной страны для одного народа лучшим строем будет демократия, где в управлении участвуют все граждане; для другого — аристократия, где правят лучшие из граждан; для третьего — монархия, или единоличная власть. Единственной «неправильной» формой власти, где недостатки преобладают над достоинствами, Монтескьё считал деспотизм, т. е. ничем не ограниченную власть.
Развивая теорию Локка о разделении властей, Монтескьё придал ей тот вид, в котором она дошла до наших дней. Он предложил выделить три ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную — и дать им такие полномочия, чтобы они взаимно уравновешивали друг друга.
Шарль Монтескьё. Художник Ж. Дасье
Занимая пост председателя суда в Бордо, Монтескьё стал очень богатым человеком, но продал свою должность (в то время во Франции существовала практика продажи и покупки должностей гражданских чиновников), чтобы заняться литературой. В 1721 г. он выпустил роман «Персидские письма», где от лица перса, путешествующего по Франции, подверг критике различные стороны жизни французского общества.
Ещё одним лидером французского Просвещения стал Франсуа-Мари Аруэ, известный под своим литературным псевдонимом Вольтер. Его авторитет был столь велик, что вести с ним переписку почитали за честь даже монархи ведущих европейских держав, включая российскую императрицу Екатерину II.
Труды Вольтера содержат немало противоречий. Рассуждая перед сильными мира сего об уважении к человеческой личности, сам он с высокомерием относился к нижестоящим, к бедноте, людям физического труда и презрительно именовал их «чернью». Бравируя перед интеллектуалами призывами «раздавить гадину» (так он называл католическую церковь), Вольтер тем не менее был убеждён, что простому народу религия необходима.
Вольтер. Художник Н. Ларжильер
Сын нотариуса, Вольтер с юных лет занялся литературой и за свою долгую жизнь написал множество романов, стихов, пьес, исторических трудов и философских сочинений. Всемирную славу он снискал, критикуя католическую церковь, выступая в защиту жертв религиозных преследований и призывая к веротерпимости. В молодости Вольтер за свои стихи попал в тюрьму, затем вынужден был эмигрировать из Франции и долго скитался по Европе, пока в 1753 г. не поселился в поместье Ферней на франко-швейцарской границе, где провёл остаток жизни.
Ещё более противоречивы идеи другого выдающегося представителя Просвещения — Жан-Жака Руссо. Сын часовщика из Женевы, он прибыл в Париж, надеясь получить признание как музыкант, однако прославился как писатель и политический философ. Его важнейшим вкладом в общественно-политическую мысль стало учение о народном суверенитете, изложенное в труде «Общественный договор» (1762). Развивая идеи Локка, Руссо доказывал, что народ создаёт общество и государство путём заключения общественного договора, а потому обладает высшей властью — суверенитетом и, соответственно, правом смещения любых должностных лиц. Наилучшим политическим строем Руссо считал прямую демократию — государство, где более или менее равные в имущественном отношении граждане непосредственно участвуют в управлении им, как это происходило в античных полисах (в Древней Греции).
Вместе с тем представления Руссо о демократии содержали в себе парадоксальное противоречие. Он допускал, что избранная народом власть имеет право применять силу против избравшего её народа. Именно эта идея Руссо позже найдёт применение во время Французской революции, когда революционеры «во имя народа» обратят террор против самого же народа.
Самым известным художественным произведением Руссо стал роман «Эмиль, или О воспитании» (1762), где описывалось, как некий просвещённый наставник воспитывает ребёнка, формируя из него «идеального» человека. Роман имел огромную популярность, и в соответствии с его педагогическими установками тысячи гувернёров и учителей пытались растить из своих воспитанников идеальных «Эмилей». Парадокс ситуации заключался в том, что сам Руссо в жизни ни одного ребёнка не воспитал, а своих пятерых детей, по собственному признанию, отдал в приют.
Кузница и кузнечные инструменты. Страница из «Энциклопедии…» Ж. Л. Д’Аламбера и Д. Дидро
Критика общественных отношений и нападки на церковь были причиной того, что власти не раз останавливали выпуск «Энциклопедии…». Но те же самые должностные лица, которые на службе официально принимали какие-либо ограничения, нередко затем в качестве частных лиц тайно оказывали поддержку редакторам издания. Как-то раз сам глава цензурного ведомства, официально распорядившись изъять подготовленные к печати материалы «Энциклопедии.», после работы отправился к Дидро и принял у него эти материалы для сохранения в своём доме.
Хотя ведущие мыслители Просвещения активно критиковали различные стороны Старого порядка, никто из них не желал его разрушения. Всем им неплохо жилось при нём (они либо занимали доходные государственные или академические должности, либо пользовались поддержкой знати или королей-меценатов). Выросшие в семьях ремесленников Дидро и Д’Аламбер имели в зрелые годы благодаря своим талантам солидный доход, покровительство иностранных монархов и уважение в высшем свете Парижа. Даже Руссо, который чуждался монарших дворов и высшего общества, в конце жизни имел покровителей-аристократов. Случалось, конечно, что какое-либо из произведений просветителей бывало запрещено государственной или церковной цензурой, а его автор подвергался гонениям властей. Но в итоге это лишь повышало популярность такой книги у читателей и нередко вело к появлению у её автора новых высокопоставленных поклонников.
Самым значительным изданием и символом эпохи Просвещения стала «Энциклопедия наук, искусств и ремёсел». Это многотомное издание выходило в 1751—1780 гг. под руководством Дени Дидро и Жана Лерона Д’Аламбера. Среди его авторов числились практически все наиболее значительные литераторы и философы того времени. Во многих статьях «Энциклопедии…» звучала критика общества Старого порядка.
❓ В чём заключалась противоречивость социально-политических идей Просвещения?
4. Как в эпоху Просвещения складывались новые формы общения.
В отличие от более раннего времени, когда новые идеи обсуждались лишь в узком кругу интеллектуалов, в век Просвещения они стали предметом публичной дискуссии. Для того чтобы подобная дискуссия завязалась, нужны были такие места, где все желающие могли бы свободно обмениваться мнениями о различных явлениях духовной и общественной жизни. Массовое появление мест для публичной дискуссии — ещё одна характерная черта эпохи Просвещения. Эти места — читательские клубы, академии, литературные салоны, кафе.
Каким был читательский клуб? Член клуба, заплатив взнос, получал возможность пользоваться книгами, приобретёнными в складчину. Это не только открывало людям со скромным достатком доступ к дорогостоящим книгам и журналам, но и позволяло частным лицам свободно обсуждать прочитанное. Обычно такое сообщество имело свой устав, принимавшийся равным голосованием всех членов без учёта их сословной принадлежности.
Ещё одной формой интеллектуальных объединений были академии. Если большие столичные академии состояли из крупных учёных, профессионально занимавшихся большой наукой, то многочисленные провинциальные академии представляли собой скорее клубы местных любителей наук и искусств.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Жан Лерон Д’Аламбер
Воспитывался в семье ремесленника-стекольщика, но смог получить хорошее образование благодаря поддержке дворянина-мецената. Рано проявил незаурядные способности к наукам. Добился больших успехов в математике и физике, за что (уже в возрасте 23 лет) был избран в Королевскую академию наук. С 1751 г. вместе с Дени Дидро занимался изданием «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Переписывался с императрицей Екатериной II, но на предложение стать воспитателем её сына (будущего императора Павла I) он ответил отказом.
Члены таких провинциальных академий собирались не только для того, чтобы ознакомиться с научными изысканиями своих коллег, выполненными, как правило, на любительском уровне, но и для обсуждения новостей культуры и политики.
Самым неформальным видом интеллектуальных сообществ были литературные салоны. Их обычно держали просвещённые аристократки. У них дома в гостиных собирались представители высшего света, учёные, литераторы. Велись учтивые беседы, читались стихи, обсуждались новости светской и культурной жизни. В этом лёгком и свободном общении ум и талант часто оказывались важнее, чем богатство или знатное происхождение.
Наиболее демократичной формой интеллектуальных сообществ были кафе. Сюда мог прийти любой желающий и за чашкой кофе ознакомиться со свежими газетами и новыми памфлетами, а потом обсудить их с другими завсегдатаями заведения.
Помимо перечисленных разновидностей интеллектуальных кружков, имелись сходные с ними — музеи, литературные общества, читальни и др. Они вели регулярную переписку с такими же объединениями в других городах и даже в других странах. Благодаря этому возникла разветвлённая информационная сеть, по которой циркулировали новые идеи. В публичном пространстве складывались новые формы социального поведения. Интеллектуальные кружки имели уставы (конституции), предполагавшие равенство членов этих объединений и выборность должностных лиц, именно здесь возникали и осваивались те новые формы общения — светского, демократического и внесословного, которые станут основой политической жизни позднее, в Новое и Новейшее время.
❓ В чём заключалась новизна тех форм поведения, которые складывались в «параллельном» публичном пространстве?
Любопытные детали. Екатерина II переписывалась с Дидро и благоволила к нему. За солидную сумму она приобрела его личную библиотеку, но книги не забрала, а поручила ему быть пожизненно их хранителем, причём за дополнительную оплату. В 1773 г. по её приглашению Дидро приехал в Санкт-Петербург. Он провёл здесь зиму, время от времени беседуя с императрицей и посещая дома аристократов. Такого «знакомства» со страной ему хватило, чтобы счесть себя достаточно осведомлённым в российских делах и дать Екатерине II рекомендации о том, как она должна управлять своей державой. Императрица ему ответила: «Господин Дидро, я с большим удовольствием слушала всё, что внушил вам ваш блестящий ум; но из всех ваших великих принципов, которые я очень хорошо понимаю, можно составить прекрасные книги и совершить лишь плохие дела. Во всех своих преобразовательных планах вы забываете различие наших положений: вы трудитесь только над бумагой, которая всё терпит… между тем как я, бедная императрица, работаю на человеческой шкуре, которая, напротив, очень раздражительна и щекотлива».
❓ Подумайте и обсудите в классе, что могла иметь в виду императрица России, произнося фразу о «плохих делах».
Дени Дидро. Художник Ж. Фрагонар
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Секуляризация общества открыла в эпоху Просвещения широкий простор для развития гуманитарных наук. Появился ряд теорий, сохранивших своё значение до наших дней. Благодаря своим незаурядным дарованиям просветители приобрели высокий статус властителей дум. Веря во всесилие и непогрешимость собственного разума, просветители в своей критике недостатков общества посягнули на духовные основы Старого порядка.
Вопросы и задания (стр. 23)
- Что такое рационализм? В чём его достоинства, недостатки?
- Как вы думаете, почему во время Французской революции идею о естественных правах человека будут называть «оружием разрушителей»?
- Сравните, как звучала теория разделения властей у Дж. Локка и у Монтескьё. Что в них общего и в чём различия?
- С чем, по-вашему, связано двойственное отношение Вольтера к церкви и религии?
- Какие виды интеллектуальных кружков существовали в Европе в XVIII в.?
Работаем с хронологией
Расположите в хронологической последовательности события: 1) издание трактата Монтескьё «О духе законов»; 2) деятельность Джона Локка в Англии; 3) выход в свет «Энциклопедии…» Дидро и Д’Аламбера во Франции.
Работаем с понятиями
Объясните смысл понятия «Просвещение».
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Вы смотрели: Всеобщая история 8 класс § 2. Эпоха Просвещения (авторы: Мединский Чубарьян). Цитаты из учебника «История Нового времени. XVIII — начало XIX в. для 8-го класса» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Всеобщая история Госучебник §2.