Русский язык Бархударов Учебник §§35-37

Русский язык Бархударов Учебник §§35-37 «Неполные предложения. Простое осложнённое предложение» из учебника по русскому языку для 8 класса УМК Ладыженская/Бархударов(5-9):
§35. Понятие о неполных предложениях. Употребление неполных предложений в диалогической речи (страницы: 157-160, задания №№ 312-321);
§36. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, нет (страницы: 160-163, задания №№ 322-326);
§37. Понятие об осложнённом предложении(страница: 164, задание № 327).
Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§ 35. Понятие о неполных предложениях.
 Употребление неполных предложений
 в диалогической речи.

№ 312. В каких предложениях пропущены главные или второстепенные члены? Какие именно члены предложения пропущены?
— Где вы проходили преддипломную практику? — спросил… главный инженер.
— В Ярославле. <…>
— Что вам поручили?
— Технику безопасности.
(С. Антонов. «Первая должность»)

№ 313. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите стилистическую принадлежность текста. Разделите текст на смысловые части. Составьте план. Выделите ключевые слова в каждой части. Приведите свои примеры.


В нашей речи, наряду с полными, употребляются и неполные предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения — главный или второстепенный. Пропущенные члены в неполных предложениях легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям или обстановке при разговоре.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.

Неполные предложения часто употребляются в диалоге, например:
1) Чувствуете вы теперь боль? — Теперь очень небольшую. (Ф. Достоевский)
2) Как тебя зовут? — Меня – Аночкой. (К. Федин)

Неполные предложения встречаются и во второй части сложных предложений, например:
1) Алёша смотрел на них, а они – на него (Ф. Достоевский) — опущено сказуемое.
2) Если он хочет меня видеть, то подождёт — опущены подлежащее и дополнение.
3) Все получали письма, а я не получал (К. Паустовский) — опущено дополнение.


Пропуск членов предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире, например: Летом светает рано, а зимой — поздно.


Остальной текст параграфа смотрите в спойлере ниже

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ

 

§ 36. Грамматические, интонационные и
 пунктуационные особенности предложений
 со словами да, нет.

№ 322. Перед чтением текста задайте вопросы, ответы на которые вы ожидаете найти. Прочитайте текст. Сравните свои вопросы и информацию, представленную в тексте. Оправдались ли ваши ожидания? Выделите ключевые слова в каждом абзаце. Составьте простой план. Изложите содержание текста однокласснику.


Слова да, нет, которые выражают утверждение и отрицание, могут употребляться в качестве самостоятельных предложений (слов-предложений). Они не являются членами предложения, не могут распространяться зависимыми словами. При произнесении да, нет выделяются логическим ударением.

В диалогической речи слова-предложения да, нет играют роль реплик и служат для выражения согласия или несогласия с предыдущим высказыванием, в монологической речи — для утверждения или отрицания следующего после них высказывания, например:
1) — Это твой дедушка?
Нет.
2) Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…
(М. Лермонтов) Нет, не тебя так пылко я люблю… (М. Лермонтов)

В составе предложения слова да, нет выделяются запятой, например: 1) Да, он достиг своего идеала. (А. Чехов); 2) Нет, жизнь меня не обделила, добром своим не обошла. (А. Твардовский)

После слов да, нет, выступающих в роли слов-предложений, знаки препинания ставятся так же, как в конце простых предложений, например:
— Ты ведь едешь с нами?
Да.

При выражении повышенной эмоциональности после этих слов ставится восклицательный знак, например:
— А ты всё успел, что хотел сделать?
Да!
(Б. Пастернак);

при выражении вопроса — вопросительный, например: Так вы не вернётесь домой к понедельнику? Нет?

Частица о не отделяется запятой от слов-предложений да, нет, например: О да, концерт был великолепный!


Следует отличать слова-предложения да, нет от грамматических омонимов:
► 1) усилительной частицы да, которая сливается при произношении со следующими словами в предложении, не выделяется на письме и может быть заменена другими частицами того же вида по значению (ведь, даже, же и др.), например: Да это гром гремит!;
► 2) союза да в значении и или но, например: Ночью ветер злится да (= и) стучит в окно. (А. Фет); Мал золотник, да (= но) дорог. (Пословица);
► 3) слова нет, которое выступает в роли сказуемого в безличном предложении (в этом случае оно не выделяется запятыми), например: На свете счастья нет, но есть покой и воля. (А. Пушкин).


Остальной текст параграфа смотрите в спойлере ниже

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ

Вопросы и задания для повторения

  1. Какие односоставные предложения вы знаете?
  2. Какие главные члены употребляются в грамматической основе односоставных предложений?
  3. Назовите способы выражения главного члена в каждом виде односоставных предложений.
  4. В текстах какой функциональной разновидности языка чаще употребляются назывные предложения?
  5. Могут ли быть односоставные предложения неполными?
  6. Приведите примеры неполных односоставных предложений.

 

§ 37. Понятие об осложнённом предложении

№ 327. Прочитайте текст, используя приёмы изучающего чтения. Выделите ключевые слова в каждом абзаце. С какими осложняющими предложение членами вы уже знакомы? Составьте простой план. Изложите содержание текста однокласснику.

Простые предложения могут быть осложнены однородными членами, обособленными (в том числе уточняющими, пояснительными, присоединительными и т. д.) членами, которые синтаксически связаны с другими членами предложения, обладают относительной смысловой самостоятельностью, при произнесении выделяются интонационно, а на письме — знаками препинания. Например: Мысли мои, моё имя, мои труды будут принадлежать России. (Н. Гоголь) — предложение осложнено однородными подлежащими. Всё, связанное с железной дорогой, до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий. (К. Паустовский) — предложение осложнено обособленным распространённым определением, выраженным причастным оборотом.

Простые предложения также могут быть осложнены обращениями, вводными и вставными конструкциями, которые синтаксически не связаны с другими членами предложения, обладают относительной смысловой и интонационной самостоятельностью, на письме выделяются знаками препинания. Например: Люблю твою, Россия, старину. (Н. Рубцов) — предложение осложнено нераспространённым обращением. Эти слова он, должно быть, слышал от кого-нибудь из деревенских стариков. (К. Паустовский) — предложение осложнено вводной конструкцией.

Простое предложение может включать несколько осложняющих компонентов. Например: К счастью, вопрос, заданный нам на защите проекта, оказался несложным — предложение осложнено вводным словом и обособленным распространённым определением, выраженным причастным оборотом.

 


Вы смотрели: Русский язык Бархударов Учебник §§35-37 «Неполные предложения» из учебника по русскому языку для 8 класса УМК Ладыженская/Бархударов(5-9).

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней